Музыкально-художественная культура
Как связаны человек и культура?
Культура означает универсальное отношение человека к миру, к самому себе. Психолог М. Бубер определил культуру как универсальный способ, каким человек делает мир «своим», превращая его в Дом человеческого (смыслового) бытия.
Ценность культуры заключается еще и в том, что вне культуры человек не может реализовать свой духовный потенциал. Через культуру мы приобщаемся к творческим достижениям цивилизации, с одной стороны, и открываем перспективы для творчества — с другой. Но это возможно лишь в том случае, если человек не только созерцатель культуры, а творец, оживляющий «культурные смыслы в собственной душе и собственном творчестве»[1]. Не только культура творит человека, но и человек является творцом культуры. В результате индивидуального творчества возникает культура, благодаря которой человек изменяет мир и самого себя, самоосуществляясь и самореализовываясь. Так существуют и будут существовать они в непрерывной взаимной связи.
|
|
Как связаны педагог и культура?
Предназначение культуры — сохранять, воспроизводить и обогащать духовный опыт человечества, передавая его от поколения к поколению. Одна из важнейших функций профессионально-педагогической деятельности — это передача подрастающему поколению накопленного человечеством опыта и способов его освоения, это сотворение и самоопределение личности в культуре, в связи с чем педагог является носителем культуры, проводником ребенка в мир культуры, переводчиком языка культуры на язык детства.
Установленные связи позволяют оправданно выделить среди ключевых компетентностей педагога компетентность общекультурную. Внутри общекультурной компетентности педагога можно выделить музыкально-художественную культуру.
Что такое музыкально-художественная культура педагога? Каковы особенности музыкально-художественной культуры современных педагогов начальной школы?
Музыкально-художественная культура педагога связана с открытием ценностей произведений музыкального искусства, готовностью строить собственную жизнь, включая профессиональную деятельность, в контексте открытых ценностей.
Музыкально-художественная культура как часть художественной культуры имеет свои признаки и свойства:
· художественные ценности, музыкальная эрудиция;
· художественно-образное мышление, понимание языка музыки;
· умение анализировать музыкальное произведение, выявлять его идеи, понимать единство содержания и формы; развитый музыкальный вкус;
· потребность в музыкальном искусстве, интерес к нему.
|
|
Из всего перечисленного можно выделить показатели музыкально-художественной культуры педагога:
· потребность в общении с музыкой, устойчивый интерес к музыкальному искусству;
· наличие музыкальной эрудиции;
· готовность (умение) общаться с музыкальными произведениями.
Особенно значимой в музыкальной педагогике становится проблема формирования музыкальной культуры будущих учителей начальных классов как части их духовной культуры.
Какие требования предъявляются выпускникам специальности «ПвНК»?
Выпускник специальности «Преподавание в начальных классах», по требованиям ГОС СПО, должен быть подготовлен
- к осуществлению культурно-просветительной деятельности среди учащихся младших классов
- к решению типовых задач по формированию общей культуры, духовных, нравственных убеждений учащихся.
Проблема реализации этих функций в профессиональной деятельности учителя начальных классов осложняется тем, что будущие специалисты, как правило, поступают в вуз с низкимуровнем общей музыкальной культуры. К такому выводу приходят исследователи после проведения ежегодного входного контроля знаний студентов.(В качестве основы для диагностики была использована Программа и методика изучения музыкальной культуры Л.В. Школяр.)
Анализ результатов показал, что подавляющее большинство студентов:
- имеют очень слабые представления о произведениях мирового музыкального искусства.
- у многих из будущих учителей начальных классов нет любимого произведения, отсутствует потребность постоянного возвращения к одной и той же музыке.
- студенты слабо ориентируются в истории развития мирового музыкального искусства,
- имеют очень незначительный багаж слуховых впечатлений и объем знаний, характеризующих музыкальную грамотность,
- их музыкально-творческие проявления маловыразительны и не интересны.
Формированию основ музыкальной культуры студентов, а также развитию познавательного интереса к своей будущей профессии, служат профессиональные конкурсы по наиболее важным элементам музыкально-эстетической подготовки учителя:
- на лучшее исполнение профессионального репертуара (соло, вокальным ансамблем, хоровым коллективом),
- на разучивание песенного репертуара с группой студентов,
- на лучший конспект воспитательного мероприятия с использованием музыкального исполнительства, беседу о музыке, рассчитанную на различную возрастную аудиторию, аннотирование произведений и др.
Музыкально-художественное образование будущих учителей начальных классов видятся не только в овладении методическими основами организации музыкального воспитания младших школьников (методики разучивания песни, организации восприятия музыки, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движений и др.), но и в ликвидации пробелов в собственном музыкальном образовании.
Исследования последних лет позволяют выявить некоторые особенности музыкально-художественной культуры педагогов СОШ. В чем же проявляются эти особенности?
Замечено, что учителя в большинстве своем испытывают потребность слушать музыку, любят ее, она присутствует в их жизни, но это в основном — радио и ТВ-репертуар. Музыкальные интересы педагогов чаще всего сконцентрированы в области популярной эстрадной музыки, народных песен, городского романса.
Назначение музыкальных произведений связывается учителями и воспитателями с развлечением и отдыхом, музыка, по мнению большинства из них, помогает расслабиться после рабочего дня, корректирует эмоциональное состояние. В соответствии с этими представлениями педагоги и используют музыку в педагогическом процессе начальной школы.
|
|
Однако, несмотря на интерес педагогов к музыкальному искусству, уровень их музыкально-художественной культуры в основном определен как низкий. Многие учителя неэрудированны в области музыкального классического искусства, не знают музыкальных жанров, музыкальных произведений, их авторов, исполнителей; в домашних музыкальных фонотеках классические произведения практически, за редким исключением, отсутствуют. Учителя не испытывают постоянной потребности в общении с лучшими образцами музыкального искусства. Не будучи подготовленными к восприятию классических музыкальных произведений, они не умеют их слушать, не готовы к их осмыслению и интерпретации, не имеют выраженных музыкальных предпочтений.
Педагогам почти не знаком и детский классический музыкальный репертуар, они не могут самостоятельно подобрать музыкальные произведения для решения образовательных задач.
Результаты опроса показывают, что музыка во ВД звучит мало: чаще всего — это популярная эстрадная музыка, реже — детские песенки, и лишь иногда классика. Дети не знают музыкальных предпочтений своего учителя и воспитателя ГПД, редко поют с ним, не играют в музыкальные игры. При этом желание общаться с музыкой в различных видах детской деятельности у младших школьников весьма велико.
Низкая музыкально-художественная культура учителя ОУ не позволяет ему удовлетворить потребности ребенка в общении с музыкой, творческом самовыражении и саморазвитии.
Необходимо сказать, что полученные результаты исследований, к огромному сожалению, не противоречат существующей сегодня в обществе тенденции снижения культуры человека. И пожалуй, самое опасное заключается в том, что и желание самостоятельного приобщения к большому искусству, его ценностям чаще всего у педагогов отсутствует.
Все это говорит о необходимости использования новых методов, которые способствовали бы повышению уровня музыкальной культуры педагогов и воспитателей начальной школы и, соответственно, повышению уровня музыкальной культуры детей.
|
|
Повысить уровень музыкальной культуры можно за счет специально организованных форм взаимодействия воспитателей с учителем музыки в условиях своей же СОШ. Такими формами могут стать, например, музыкальные гостиные, тематические вечера «Встречи с музыкой», семинары-практикумы по авторской программе «Мир музыки для взрослых».
Подобные формы взаимодействия помогут решению многих педагогических задач, таких как:
· активизация интереса к музыке;
· обогащение опыта общения с классической музыкой;
· развитие умений слушать музыкальные произведения, интерпретировать их;
· становление эрудированности в сфере музыкального классического искусства;
· создание персонального классического музыкального репертуара;
· обретение умений использовать музыку разных жанров в решении профессионально-педагогических задач.
* * *
Ведущая роль в организации педагогического процесса принадлежит педагогу. От характера его деятельности зависит успешность и результативность взаимодействия с детьми.
В том случае, если педагог ориентирован на музыкальное развитие своих воспитанников, важной составляющей его профессиональной деятельности становится музыкально-художественная культура и процесс ее обогащения.
Контрольные вопросы и задания
1.Какой тип взаимодействия в большей мере обеспечивает музыкальное воспитание и развитие младшего школьника и почему?
2.Как вы понимаете, что такое музыкально-художественная культура?
3.Зачем педагогу СОШ быть музыкально эрудированным?
4.Определите причины низкой музыкально-художественной культуры учителей и воспитателей начальной школы
[1] Культурология / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. — М., 1997. — С. 15 — 16.