Педагога начальной школы и ее своеобразие

Музыкально-художественная культура

Как связаны человек и культура?

Культура означает универсальное отношение человека к миру, к самому себе. Психолог М. Бубер определил культуру как универ­сальный способ, каким человек делает мир «своим», превращая его в Дом человеческого (смыслового) бытия.

Ценность культуры заключается еще и в том, что вне культуры человек не может реализовать свой духовный потенциал. Через культуру мы приобщаемся к творческим достижениям цивилиза­ции, с одной стороны, и открываем перспективы для творче­ства — с другой. Но это возможно лишь в том случае, если чело­век не только созерцатель культуры, а творец, оживляющий «куль­турные смыслы в собственной душе и собственном творчестве»[1]. Не только культура творит человека, но и человек является твор­цом культуры. В результате индивидуального творчества возникает культура, благодаря которой человек изменяет мир и самого себя, самоосуществляясь и самореализовываясь. Так существуют и будут существовать они в непрерывной взаимной связи.

Как связаны педагог и культура?

Предназначение культуры — сохранять, воспроизводить и обо­гащать духовный опыт человечества, передавая его от поколения к поколению. Одна из важнейших функций профессионально-педагогической деятельности — это передача подрастающему поко­лению накопленного человечеством опыта и способов его освое­ния, это сотворение и самоопределение личности в культуре, в связи с чем педагог является носителем культуры, проводником ребенка в мир культуры, переводчиком языка культуры на язык детства.

Установленные связи позволяют оправданно выделить среди ключевых компетентностей педагога компетентность общекультур­ную. Внутри общекультурной компетентности педагога можно вы­делить музыкально-художественную культуру.

Что такое музыкально-художественная культура педагога? Ка­ковы особенности музыкально-художественной культуры совре­менных педагогов начальной школы?

Музы­кально-художественная культура педагога связана с открытием ценностей произведений музыкального искусства, готовностью строить собственную жизнь, включая профессиональную деятель­ность, в контексте открытых ценностей.

Музыкально-художественная культура как часть художествен­ной культуры имеет свои признаки и свойства:

· художественные ценности, музыкальная эрудиция;

· художественно-образное мышление, понимание языка музы­ки;

· умение анализировать музыкальное произведение, выявлять его идеи, понимать единство содержания и формы; развитый му­зыкальный вкус;

· потребность в музыкальном искусстве, интерес к нему.

Из всего перечисленного можно выделить показатели музыкально-художественной культуры педагога:

· потребность в общении с музыкой, устойчивый интерес к музыкальному искусству;

· наличие музыкальной эрудиции;

· готовность (умение) общаться с музыкальными произведе­ниями.

Особенно значимой в музыкальной педагогике становится проблема формирования музыкальной культуры будущих учителей начальных классов как части их духовной культуры.

Какие требования предъявляются выпускникам специальности «ПвНК»?

Выпускник специальности «Преподавание в начальных классах», по требованиям ГОС СПО, должен быть подготовлен

- к осуществлению культурно-просветительной деятельности среди учащихся младших классов

- к решению типовых задач по формированию общей культуры, духовных, нравственных убеждений учащихся.

 

Проблема реализации этих функций в профессиональной деятельности учителя начальных классов осложняется тем, что будущие специалисты, как правило, поступают в вуз с низкимуровнем общей музыкальной культуры. К такому выводу приходят исследователи после проведения ежегодного входного контроля знаний студентов.(В качестве основы для диагностики была использована Программа и методика изучения музыкальной культуры Л.В. Школяр.)

Анализ результатов показал, что подавляющее большинство студентов:

- имеют очень слабые представления о произведениях мирового музыкального искусства.

- у многих из будущих учителей начальных классов нет любимого произведения, отсутствует потребность постоянного возвращения к одной и той же музыке.

- студенты слабо ориентируются в истории развития мирового музыкального искусства,

- имеют очень незначительный багаж слуховых впечатлений и объем знаний, характеризующих музыкальную грамотность,

- их музыкально-творческие проявления маловыразительны и не интересны.

 

Формированию основ музыкальной культуры студентов, а также развитию познавательного интереса к своей будущей профессии, служат профессиональные конкурсы по наиболее важным элементам музыкально-эстетической подготовки учителя:

- на лучшее исполнение профессионального репертуара (соло, вокальным ансамблем, хоровым коллективом),

- на разучивание песенного репертуара с группой студентов,

- на лучший конспект воспитательного мероприятия с использованием музыкального исполнительства, беседу о музыке, рассчитанную на различную возрастную аудиторию, аннотирование произведений и др.

Музыкально-художественное образование будущих учителей начальных классов видятся не только в овладении методическими основами организации музыкального воспитания младших школьников (методики разучивания песни, организации восприятия музыки, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движений и др.), но и в ликвидации пробелов в собственном музыкальном образовании.

Исследования последних лет позволяют выявить некоторые особенности музыкально-художественной культуры педагогов СОШ. В чем же проявляются эти особенности?

Замечено, что учителя в большинстве своем испытывают потребность слушать музыку, любят ее, она присут­ствует в их жизни, но это в основном — радио и ТВ-репертуар. Музыкальные интересы педагогов чаще всего сконцентрированы в области популярной эстрадной музыки, народных песен, го­родского романса.

Назначение музыкальных произведений связывается учителями и воспита­телями с развлечением и отдыхом, музыка, по мнению большин­ства из них, помогает расслабиться после рабочего дня, коррек­тирует эмоциональное состояние. В соответствии с этими пред­ставлениями педагоги и используют музыку в педагогическом процессе начальной школы.

Однако, несмотря на интерес педагогов к музыкальному ис­кусству, уровень их музыкально-художественной культуры в ос­новном определен как низкий. Многие учителя неэрудиро­ванны в области музыкального классического искусства, не зна­ют музыкальных жанров, музыкальных произведений, их авто­ров, исполнителей; в домашних музыкальных фонотеках класси­ческие произведения практически, за редким исключением, от­сутствуют. Учителя не испытывают постоянной потребности в общении с лучшими образцами музыкального искусства. Не будучи подготовленными к восприятию класси­ческих музыкальных произведений, они не умеют их слушать, не готовы к их осмыслению и интерпретации, не имеют выражен­ных музыкальных предпочтений.

Педагогам почти не знаком и детский классический музыкаль­ный репертуар, они не могут самостоятельно подобрать музыкаль­ные произведения для решения образовательных задач.

Результаты опроса показывают, что музыка во ВД звучит мало: чаще всего — это популярная эстрадная музы­ка, реже — детские песенки, и лишь иногда классика. Дети не знают музыкальных предпочтений своего учителя и воспитателя ГПД, редко поют с ним, не играют в музыкальные игры. При этом желание общаться с музыкой в различных видах дет­ской деятельности у младших школьников весьма велико.

Низкая музыкально-художественная культура учителя ОУ не позволяет ему удовлетворить потребности ребенка в общении с музыкой, творческом самовыражении и са­моразвитии.

Необходимо сказать, что полученные результаты исследова­ний, к огромному сожалению, не противоречат существующей сегодня в обществе тенденции снижения культуры человека. И по­жалуй, самое опасное заключается в том, что и желание самосто­ятельного приобщения к большому искусству, его ценностям чаще всего у педагогов отсутствует.

Все это говорит о необходимости использования новых методов, которые способствовали бы повы­шению уровня музыкальной культуры педагогов и воспитателей начальной школы и, соответственно, повышению уровня музыкальной культуры детей.

 

Повысить уровень музыкальной культуры можно за счет спе­циально организованных форм взаимодействия воспитателей с учителем музыки в условиях своей же СОШ. Такими формами могут стать, например, музыкальные гостиные, тематические вечера «Встречи с музыкой», семинары-практику­мы по авторской программе «Мир музыки для взрослых».

Подобные формы взаимодействия помогут решению многих педагогических задач, таких как:

· активизация интереса к музыке;

· обогащение опыта общения с классической музыкой;

· развитие умений слушать музыкальные произведения, ин­терпретировать их;

· становление эрудированности в сфере музыкального класси­ческого искусства;

· создание персонального классического музыкального репер­туара;

· обретение умений использовать музыку разных жанров в ре­шении профессионально-педагогических задач.

* * *

Ведущая роль в организации педагогического процесса при­надлежит педагогу. От характера его деятельности зависит успеш­ность и результативность взаимодействия с детьми.

В том случае, если педагог ориентирован на музыкальное раз­витие своих воспитанников, важной составляющей его профессио­нальной деятельности становится музыкально-художественная культура и процесс ее обогащения.

Контрольные вопросы и задания

1.Какой тип взаимодействия в большей мере обеспечивает музыкаль­ное воспитание и развитие младшего школьника и почему?

2.Как вы понимаете, что такое музыкально-художественная культу­ра?

3.Зачем педагогу СОШ быть музыкально эру­дированным?

4.Определите причины низкой музыкально-художественной куль­туры учителей и воспитателей начальной школы

 

 


[1] Культурология / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. — М., 1997. — С. 15 — 16.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: