Конкурентоспособность продукции, значение, основные факторы её повышения.
Инновации, сущность, классификация, основные направления инноваций в сельском хозяйстве.
Литература:
1. П.В. Лещиловский. Экономика предприятий агропромышленного комплекса: Курс лекций. – Мн.: ГУ УМЦ Минсельхозпрода, 2005. – 370с;
стр. 200-204.
2. Г.В. Гусаков и др. Экономика организаций и отраслей АПК. В 2 кн. – Мн.: Белорус. наука. 2007. -891с. 1том стр. 181-206.
Вопрос № 1,
На современном этапе развития экономических отношений решающим фактором работы сельскохозяйственных предприятий является производство конкурентоспособной продукции.
Необходимо различать два понятия: "конкурентоспособность предприятия" и "конкурентоспособность продукции".
Конкурентоспособность предприятия - способность организации производить и реализовывать конкурентоспособную продукцию, при этом эффективно используя производственные, трудовые и финансовые ресурсы.
Конкурентоспособность продукции - совокупность её качественных и стоимостных характеристик которые полно удовлетворяют потребности потребителя, при этом данная продукция выгодно отличается от продукции конкурентов.
|
|
Базовым признаком рыночной экономики является конкуренция, она играет важную положительную роль. Конкуренция побуждает предприятия к широкому и интенсивному применению инноваций, выпуску на этой основе качественной, конкурентоспособной продукции. Это заставляет их не только внедрять всё новое и передовое, но и наиболее рационально использовать все ресурсы предприятия.
Если рассматривать конкуренцию с чисто экономических позиций, то она означает соперничество между коммерческими организациями за:
--- создание наиболее выгодных условий производства и сбыта продукции, что отражается на качестве продукции и её цене;
--- получение выгодного заказа от потребителей с целью укрепления своих позиций на рынке;
--- получение достаточной, но стабильной прибыли и рентабельности в настоящее время и в будущем (!!!).
Конкуренция присутствует на рынке в различных формах и осуществляется различными методами.
Конкуренция по форме делится на:
--- внутриотраслевую - соперничество идёт между аналогичными товарами (производителями), удовлетворяющими одну и ту же потребность общества, но различающиеся по цене, качеству и ассортименту;
--- межотраслевую – борьбу ведут товары (производители) различных отраслей, они удовлетворяют различные потребности людей и производства, т.е. здесь идёт соперничество за деньги населения и экономики в целом.
Необходимо отметить, что сельскому хозяйству, учитывая его значение и особенности, характерна только внутриотраслевая конкуренция, при этом она носит мягкийхарактер, благодаря вмешательству государства по многим направлениям (ценообразование, кредитование, дотирование)
|
|
Конкуренция по методам ведения делится на:
--- ценовую, она предполагает продажу продукции и услуг по более низким ценам, чем у конкурентов;
--- неценовую – предложение товара более высокого качества, с высокой надёжностью и производительностью.
В настоящее время важными факторами конкурентоспособности продукции являются её:
--- экологичность;
--- энергоёмкость;
--- эстетичность и эргономичность;
--- безопасность.
Кроме указанных факторов, большое значение для конкуренции стали играть надёжность и репутация производителя, его престижность, что находит выражение в товарных знаках и марках, т.е. брендах.
Бренд – в переводе с древненорвежского означает "клеймить огнём", американская ассоциация маркетологов трактует бренд как имя, термин, знак, символ фирмы, либо совокупность этих элементов предназначенных для идентификации товаров одного или группы производителей, а также для отличия их от товаров конкурентов.
Вопрос №2.
Конкуренция прямо связана с инновациями. Вкладывая финансы в основные и оборотные средства инвесторы стараются делать это на более высоком технологическом уровне, приобретая новые, передовые, более результативные технологии, машины и оборудование, сырье и материалы имеющие лучшие технологические свойства (удобрения, семена, гербициды и т.д.)
Инновация — это нововведение в производство, которое создано в результате научно-технических исследований и открытий.
Инновацией является любое научно-техническое усовершенствование, которое обеспечивает экономию затрат, повышение качества продукции или создает условия для этого.
В сельском хозяйстве инновации выступают в форме:
а) ресурсосберегающих средств производства и технологий;
б) новых источников энергии (биогаз, пиллеты, биодизель);
в) высокопродуктивных сортов растений и пород скота.
Исходя из этого, инновации могут иметь вещественную форму и невещественную (ноу-хау интеллектуального труда).
Инновации на предприятия делятся на управленческие, производственные и технологические.
Инновации являются прямым проявлением научно-технического прогресса.
НТП— процесс непрерывного развития и совершенствования средств и предметов труда, технологий и форм организации производства на основе достижений науки и техники.
Внедрение и использование инноваций в с/х производстве требует вложения значительных инвестиций (покупка новой техники, технологий, предметов труда), с последующим получением дохода.
Инновации могут осуществляться за счет средств:
- предприятий;
- государства;
- инновационных кредитов банков;
- инновационных фондов отраслей;
- иностранных инвесторов и банков.
На современном этапе развития АПК и сельского хозяйства инновации выполняют следующие задачи:
1. Увеличение производства конкурентоспособной продукции с высокими потребительскими и технологическими свойствами (йогурты, чипсы, пюре, льноволокно и т.д.).
2. Внедрение передовых ресурсосберегающих технологий с резким сокращением затрат всех видов ресурсов на единицу произведенной с/х продукции (условия ВТО).
3. Повышение производительности труда, особенно в связи с сокращением трудоспособного сельского населения (с 915 тыс. человек в 1990г. до 317 тыс. человек в 2007г.).
4. Снижение влияния технологических факторов на экологическое состояние окружающей среды (зеленные удобрения, биологическая защита растений, бобовые многолетние травы, инкрустация семян, генномодифицированные организмы и т.д.).
|
|