Процесс представляет собой определенную совокупность действий, направленных на преобразование ресурсов в результаты, которые чаще всего выступают в виде продукции или услуг.
В любой организации одновременно протекает большое число процессов, различающихся как по своему назначению, так и по основным характеристикам. При самом общем подходе все ключевые процессы в организации подразделяют на две группы:
o имеющие материально-вещественный характер;
o информационные.
Как правило, обе группы процессов имеют место во всех организациях, но в некоторых могут преобладать материально-вещественные процессы (например, на предприятиях, связанных с переработкой сырья и материалов в продукцию) или информационные (например, в консультационных фирмах, где сбор, переработка и продажа информации отражают их предназначение).
Другой подход к классификации всего множества процессов, происходящих в организации, базируется на их роли в создании новых ценностей. В соответствии с этим критерием все процессы подразделяются на три группы:
|
|
o первичные, или основные, включающие все виды работ, непосредственно связанные с производством продукции или услуг;
o вторичные, или обеспечивающие, задачей которых является поддержание основных процессов с позиций их непрерывности и экономичности;
o управленческие (инфраструктурные), включающие работы по установлению целей и направлений первых двух групп процессов; они формируют условия и используют факторы, необходимые для достижения организацией ее целей.
Целью организации бизнеса является создание продукта или услуги, которые можно прибыльно реализовать на рынке. Это возможно, если потребитель продукта или услуги оценивает получаемое им благо не ниже, чем цена, которую за него просит производитель. Поэтому одним из продуктивных подходо к анализу организации бизнеса является анализ процесса генерации ценности в такое организации. процесс генерации ценности представляет модель (рис. 1.4), предложенная М. Портером и названная им «цепочкой ценности» (valuechain).
Основные процессы на этом рисунке представлены в виде таких операций, как обеспечение поставок сырья и материалов (внутренняя или предпроизводственная логистика), их преобразование в конечный продукт (собственно производство), обеспечение распределения продукции (внешняя или послепроизводственная логистика), маркетинг и продажа конечной продукции, а также послепродажное обслуживание (сервис).
Рис. 1.5. Цепочка ценности М. Портера.
Понятие логистики, использованное здесь, раскрывается как система единого управления потоками информации и процессами сборки, движения и складирования товаров с целью поставки их в необходимом количестве и комплектно в нужное время и место с минимальными затратами.