Тема 2. Технологические аспекты принятия решений.
1-ый учебный вопрос. Человек, организация, решение.
2-ой учебный вопрос. Жизненный цикл управленческого решения.
3-ий учебный вопрос. Основные этапы разработки управленческих решений.
4-ый учебный вопрос.Процесс разработки управленческих решений в сложных ситуациях.
5-ый учебный вопрос. Содержание процесса принятия управленческих решений.
Ый учебный вопрос. Человек, организация, решение.
Каждому действию лица, принимающего решение, предшествует решение о его целесообразности. ЛПР взаимодействует с внешней средой, руководствуясь теми решениями, которые осознанно или неосознанно принял.
Одним из наиболее значимых решений для каждого человека является решение о вхождении в состав организации, которое определяет:
1) область его основной деятельности;
2) положение во внутренней иерархии организации;
3) положение во внешней по отношению к организации среде;
4) делегируемые ему организацией полномочия, за которые он соглашается нести ответственность и получает вознаграждение;
|
|
5) круг обязанностей и задач, которые он должен решать в организации;
6) полномочия, которые он делегирует другим членам организации при выполнении стоящих перед ним задач;
7) профессиональный уровень;
8) организационную культуру общения внутри и вне организации и т.д.
Таким образом, выбирая ту или иную организацию, каждый исходит из своей профессиональной ориентации, профессионального уровня, собственной системы ценностей и предпочтений.
Организации, в состав которых входит человек, классифицируются по различным принципам:
1) по социальной общности:
- исторические общности (классы, нации, государства);
- целевые общности (административные организации; союзные организации – партии, профсоюзы, молодежные и творческие объединения);
2) по принципу образования:
- утилитарные (в основе лежит достижение индивидуальных и общих интересов, связанных с решением общественно-полезных задач: предприятия, фирмы, банки)
- добровольные (добровольное участие: политические партии, университеты, церкви);
- принудительные (принудительное участие)
3) по характеру деятельности:
- технологические (реализуют определенные технологии изготовления продукции и услуг: промышленные предприятия, банки, концерны и т.д.)
- программно-целевые (реализующие программу (федеральная, региональная, отраслевая, научно-техническая и т.д.), связанную с решением социально-экономических или технических проблем);
- не программные (реализуют гибкую систему действий, изменяющуюся в зависимости от текущей обстановки).
|
|
Одной из основных составляющих организации являются люди, осуществляющие процесс управления и решающие стоящие перед организацией проблемы, а значит, разрабатывающие и принимающие управленческие решения.
Основные управленческие функции в организации.
Основными управленческими функциями в организации являются:
1) управление процессами, происходящими внутри организации;
2) управление процессами взаимодействия организации с внешней средой;
3) непосредственное управление организацией.
Внутреннюю среду организации составляют:
1) структура (формируется при создании организации, т.е. создаются подразделения организации, устанавливается взаимодействие между ними, их размеры, горизонтальные и вертикальные связи, права и обязанности, задачи, и корректируется при ее последующей деятельности).
2) внутриорганизационные процессы (координация с помощью приказов, распоряжений предложений, принятие решений, коммуникация).
3) технология (необходимо постоянное совершенствование технологий);
4) кадры;
5) организационная культура (устойчивые нормы, представления, убеждения внутри организации).