Тема 7. Эффективность управленческих решений.
1-ый учебный вопрос. | Виды эффектов и эффективности. |
2-ой учебный вопрос. | Традиционные методы оценки эффективности. |
3-ий учебный вопрос. | Методы оценки эффективности, основанные на дисконтировании. |
4-ый учебный вопрос. | Методы анализа и выбора оптимального варианта из альтернативных проектов. |
ый учебный вопрос. Виды эффектов и эффективности.
Эффективность УР – это ресурсная результативность, полученная по итогам разработки или реализации управленческого решения в организации.
В качестве ресурсов могут быть финансы материалы, здоровье персонала, организация труда и др.
Аналогично классификации общей эффективности и эффективность УР подразделяется:
1. Организационная;
2. Экономическая;
3. Социальная;
4. Технологическая;
5. Психологическая;
6. Правовая;
7. Экологическая;
8. Этическая;
9. Политическая.
1. Организационная эффективность УР – это факт достижения организационных целей меньшим числом работников или за меньшее время.
|
|
Организационные цели связаны с реализацией следующих потребностей человека:
1) в организации жизни и безопасности;
2) в управлении;
3) в стабильности и порядке.
Организационная эффективность и качество УР неразрывно связаны между собой и поэтому во многих публикациях эти параметры УР рассматриваются совместно.
2. Экономическая эффективность УР – это соотношение стоимости прибавочного продукта, полученного в результате реализации конкретного УР, и затрат на его разработку и реализацию.
3. Социальная эффективность УР рассматривается как факт достижения социальных целей для большего количества человек и общества за более короткое время меньшим числом работников, с меньшими финансовыми затратами.
Социальные цели реализуют следующие потребности человека:
1) в информации;
2) в знаниях;
3) в творческом труде;
4) в самовыражении;
5) в общении;
6) в отдыхе.
4. Технологическая эффективность УР – факт достижения определенных результатов (отраслевого, национального или мирового технологического уровня производства), запланированных в бизнес-плане, за более короткое время или с меньшими финансовыми затратами.
5. Психологическая эффективность УР – факт достижения психологических целей для большего числа работников или населения за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами.
Психологические цели реализуют следующие потребности человека: в любви, в семье, в свободном времени.
6. Правовая эффективность УР оценивается степенью достижения правовых целей организации и персонала за более короткое время меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами.
|
|
Правовые цели реализуют потребности человека в безопасности и порядке.
7. Экологическая эффективность УР – это факт достижения экологических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами.
Экологические цели реализуют следующие потребности человека:
1) в безопасности;
2) в здоровье;
3) в организации устойчивого развития жизни;
4) физиологические.
8. Этическая эффективность УР – факт достижения нравственных целей организации и персонала за более короткое время меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами.
Этические цели реализуют потребности и интересы человека в соблюдении нравственных норм поведения окружающими людьми.
9. Политическая эффективность УР – это факт достижения политических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами.
Политические цели реализуют следующие потребности человека: в вере, патриотизме, самопроявлении и самовыражении, управлении.
Эффективность УР разделяется по уровням ее разработки охвату людей и компаний. Выделяют эффективность УР на уровне производства и управления компании, группы компаний, отрасли, региона, страны.
В деятельности компании необходимым условием эффективного функционирования является баланс интересов всех участников бизнеса: собственников, менеджеров, персонала, контрагентов, клиентов и др. При общей заинтересованности каждый из них имеет свой интерес, который необходимо уважать и учитывать другим его участникам.
Управление эффективностью УР осуществляется через систему количественных и качественных оценок на базе реальных показателей, норм и стандартов эффективности выпускаемой продукции и деятельности самой компании.
К таким показателям, нормам и стандартам относятся данные:
1) в области деятельности компании в целом;
2) степени удовлетворения потребностей и интересов персонала;
3) деятельности компании на конкретном рынке;
4) управленческой, обслуживающей и производственной деятельности;
5) непосредственного производства;
6) производства отдельных видов продукции (услуг, информации и знаний);
7) использования материальных и интеллектуальных ресурсов;
8) cвязь с общественностью (Public Relations).