Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.
(1) Говорят, «красиво жить не запретишь». (2) И для этого не всегда хочется отправляться в далекие края — желательно видеть красоту каждый день в собственном доме.
(3) Ради домашней красоты мы идем на денежные жертвы: покупаем
французские обои или турецкий ковер, вешаем чешскую люстру, привозим из
турпоездки разные сувениры. (4) Но вот что огорчительно: испытывая пламенную любовь к иностранной красоте, мы слишком часто выкидываем из
дома то старье, которое через три-четыре десятка лет станет уже не рухлядью,
а вещью в стиле ретро.
(5) Друг рассказывал: как-то раз знакомые зашли в гости и увидели у него
дома керосиновую лампу и медный самовар, еще дореволюционный.
(6) Кто-то восхищенно причмокнул:
(7) — Ишь ты! (8) Где достал?
(9) А друг постеснялся в ответ сказать правду … (10) Потому что не достал – нашел вещи на свалке несколько лет назад.
(11) Мы, люди, стареем довольно быстро – не так уж долог человеческий
век. (12) Но нас окружает множество вещей, которые старятся и уходят из
|
|
жизни еще быстрее нас. (13) Ну-ка постарайтесь вспомнить вещи вашего
детства, что ушли в историю и вернутся оттуда лишь в качестве мудрых и
полезных украшений наших квартир.
(14) Я, например, учился писать ручкой с перышком, а чернила носил в
замечательной посудине – чернильнице-невыливайке. (15) Помнится, редкие
в ту пору иностранцы спрашивали, где можно купить «русский компьютер» —
счеты. (16) Говорили, что на этом агрегате наши чиновники подсчитывали
даже государственный бюджет.
(17) Когда мы жили в коммуналке, под потолком у нас висел оранжевый абажур, может, даже шелковый, который вручную смастерила мама. (18) Абажур был огромным, но невесомым — материал был туго натянут на обычную проволоку. (19) Он казался нам маленьким домашним солнышком. (20) И как же уютно становилось в комнате, когда зажигали свет!
(21) А у кого сейчас найдется чудом уцелевшая старинная прялка? (22) Сколько их нашло свой конец в беленых печках и скромных буржуйках в морозные российские зимы!
(23) Я назвал предметы не слишком далекой старины мудрыми и полезными. (24) Вот почему. (25) Нас когда-то в школе учили, что прошлое страны – это войны, сухопутные и морские сражения, царские указы, боярские интриги, крестьянские восстания и победные революции. (26) Отчасти все это верно. (27) Но ведь помимо торжественной государственной истории была еще иная, не менее значимая история наших семей — частная жизнь прабабушек и прадедушек. (28) Их ежедневная борьба за существование. (29) Их бытовая
24. Публицистические произведения Л.А. Жуховицкого обращены к вечным проблемам, которые не теряют своей злободневности со временем. Автор ведет беседу с читателем на равных, не поучая его, но стремясь аргументировать свою позицию, пытаясь убедить читателя посредством яркой, эмоционально насыщенной речи. Этому способствуют такие синтаксические средства выразительности, как__________ (предложения 9-10, 31-32), а также__________
|
|
(предложения 7, 20, 22).
В тексте использованы яркие тропы, в первую очередь __________:«сберегли и передали нам тоненькую свечечку жизни» (предложение 32), «множество вещей, которые старятся и уходят из жизни еще быстрее нас» (предложение 12).
Неоднократно используется и такое лексическое средство выразительности, как __________: «рухлядь» (предложение 4), «коммуналка» (предложение 17).
1) разговорная и просторечная лексика
2) ряд(-ы) однородных членов
3) фразеологизм(-ы)
4) эпитет(-ы)
5) восклицательное(-ые) предложение(-я)
6) синтаксический параллелизм
7) гипербола(-ы)
8) метафора(-ы)
9) парцелляция
А | Б | В | Г |
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные
наблюдения (учитываются первые два аргумента).