Пути роста эффективности инвестиционной деятельности

 

Вопрос 1. Информационные ресурсы в настоящее время выступают незаменимым фактором эффективной деятельности во всех сферах жизнедеятельности. Объем, состав и качество информации, уровень ее использования становятся определяющими условиями развития хозяйствующих субъектов. В соответствии с ФЗ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Обладатель информации – лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам. Предоставление информации – действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц. Распространение информации – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц. Документированная информация – зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель».

Выделяют следующие виды информации:

- документированная информация – отраженная на материальном носителе информация с указанием исходных реквизитов для ее идентификации;

- конфиденциальная информация – информация, доступ к которой ограничен в силу различных причин (т.е. является коммерческой или государственной тайной), не противоречащих законодательству РФ;

- массовая информация – предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, визуальные, аудиосообщения и материалы.

Источниками информации, входящей в состав информационных ресурсов, служат сведения государственных реестров, кадастров природных ресурсов, государственных систем мониторинга окружающей среды, сводные данные об экономическом и социальном положении товаропроизводителей, бухгалтерская и финансовая отчетность и пр. Основу информационных ресурсов организаций отраслей материального производства составляют традиционные справочно-информационные фонды и электронные базы данных, вспомогательные информационные файлы управленческого, бухгалтерского, экономического и технологического назначения.

Электронными базами данных в настоящее время обеспечены около 60% предприятий промышленных отраслей, 70% предприятий оборонного комплекса и 47% коммерческих организаций агропромышленного комплекса. Предприятия АПК используют 16% информационных банков, причем половину используемых массивов формируют самостоятельно.

 

Вопрос 2. В состав информационных ресурсов сельскохозяйственной организации включают:

- документы на бумажных и электронных носителях;

- базы данных (финансовые, кадровые, технологические, почвенные);

- аналитические исследования и прогнозы (анализ рынков сырья, сбыта сельскохозяйственной продукции, прогнозы уровней спроса и цен на продукцию);

- интегрированные информационные системы. По форме собственности информационные ресурсы могут быть государственными (т.е. принадлежащими органам государственной власти) и негосударственными (находящимися в собственности коммерческих организаций, физических лиц, общественных фондов). Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы, как и прочие объекты собственности, регулируются гражданским законодательством РФ. Информационные ресурсы, относящиеся к собственности коммерческих организаций, включаются в состав их имущества. Информационные ресурсы могут выступать в качестве товара за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Собственник информационных ресурсов имеет право:

- передавать в хозяйственное ведение или оперативное управление информационные ресурсы;

- устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила доступа к информационным ресурсам, их защиту;

- ставить условия пользования и распоряжения документами при их копировании.

Оценка информационных ресурсов производится независимым экспертом-оценщиком, отражается в финансовой отчетности в сумме, не превышающей независимую оценку. С другой стороны, выводы независимого эксперта-оценщика по стоимости информационных ресурсов не должны быть ниже реальной суммы затрат на их получение и использование с учетом морального и физического износа.

Вопрос 3. собственности, что способствует возникновению юридических прав и обязательств и требует обязательной правовой поддержки. Информационные ресурсы – это элемент состава имущества, находящегося в собственности граждан, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, а также государства. Наряду с другими ресурсами они защищаются законом.

Правовой режим информационных ресурсов определяется юридическими нормами, регламентирующими:

- порядок документирования информации;

- право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

- категорию информации по уровню доступа к ней;

- порядок правовой защиты информации.

К сожалению, экономический кризис 90-х годов привел к тому, что формируемые десятилетиями информационные ресурсы, носящие перспективный научно-прикладной характер, оказались «замороженными» или ликвидированными.

Состояние информационного «голода» наиболее сильно отразилось на сельскохозяйственных организациях, которые, не имея доступа к информации о новейших достижениях науки, техники, организации управления и производства, сведениях о рыночной конъюнктуре, привели к значительным финансовым потерям, а нередко и к банкротству хозяйств.

Невозможно переоценить для организаций и важность информации о природных ресурсах и климатических явлениях. В настоящее время информация о природных ресурсах, явлениях и процессах сконцентрирована в нескольких отраслевых системах и секторах информационной сферы.

Создание и эффективное функционирование единого информационного пространства должно обеспечить удовлетворение информационных потребностей и стимулировать деловую активность потребителей информации.

В России, в отличие от развитых стран, сеть Интернет только становится неотъемлемой частью бизнеса. Качественные крупные научные, социально-экономические, правовые справочные информационные ресурсы в российском Интернете только формируются. Преодоление данного структурного недостатка информационных ресурсов даст возможность значительно повысить эффективность компьютерных телекоммуникационных сетей.

 

Вопрос 4. Процесс инвестирования можно представить в виде последовательности затрат, осуществляемых в разные периоды времени, результатом которых является поступление разновременных доходов.

В экономической науке существует множество различных подходов к классификации инвестиций, однако в самом общем виде все инвестиции относительно объекта приложения можно разделить на два вида:

- реальные (капитальные вложения) – вложение капитала с целью прироста материально-технических ресурсов и воспроизводства основных фондов (техническое перевооружение, реконструкция, расширение и поддержка действующих предприятий, новое строительство), а также вложения в нематериальные ценности;

- портфельные (финансовые вложения) – вложения в ценные бумаги с целью получения разницы в изменении курса и (или) получения дивиденда, а также участия в управлении хозяйствующим субъектом.

Инвестиционный процесс включает в себя набор процедур, при помощи которых инвестор решает, в какие проекты инвестировать средства, как велики должны быть инвестиции, в какой момент их следует осуществлять, – собственно, само инвестирование и контроль за исполнением проекта. Решение об инвестировании должно основываться на следующих критериях, связанных с общей осуществимостью проекта:

- существует ли какое-либо возможное противоречие между основной целью проекта и целями развития, относящимися к социально-экономической среде;

- насколько структура проекта, концепция маркетинга, производственные мощности и технология, а также выбранное местонахождение предприятия соответствуют стратегии про­екта и наличию требуемых ресурсов;

- будет ли проект эффективно использовать экономические ресурсы, есть ли лучшие альтернативы использования основных ресурсов, требуемых для проекта;

- отвечает ли структура потоков реальных денег и соответствующих чистых наличных прибылей минимальным требованиям и ожиданиям инвесторов;

- каковы финансовые последствия рисков.

Инвестирование во всех его формах сопряжено с многочисленными рисками.

Основу риска инвестирования предприятия составляют так называемые проектные риски, т.е. риски, связанные с осуществлением реальных инвестиционных проектов предприятия. В системе показателей оценки таких проектов уровень риска занимает третье по значимости место, дополняя такие его показатели, как объем инвестиционных затрат и уровень чистой инвестиционной прибыли.

Инвестиционные риски организации характеризуются большим многообразием, и в целях осуществления эффективного управления их классифицируют по нескольким признакам.

Инвестиционные риски подразделяются по видам: риск снижения финансовой устойчивости организации; риск проектирования; строительный риск; маркетинговый риск; риск финансирования проекта; инфляционный риск; процентный риск; налоговый риск; криминогенный риск; прочие виды рисков.

Инвестиционные риски можно подразделить:

- по этапам осуществления проекта;

- по источникам возникновения;

- по финансовым последствиям;

- по характеру проявления во времени;

- по уровню финансовых потерь;

- по возможности предвидения.

Вопрос 5. Для оценки эффективности инвестиционной деятельности рассчитывают абсолютную (общую) и сравнительную (относительную) экономическую эффективность.

Для оценки абсолютной экономической эффективности капитальных вложений (инвестиций) в расширенное воспроизводство производственных фондов и новую технику рассчитываются показатели рентабельности инвестиций (капитальных вложений) и срока их окупаемости.

Рентабельность капитальных вложений характеризует размер прироста чистой прибыли на 1 руб. капитальных вложений в мероприятие, срок окупаемости – период времени, в течение которого капитальные вложения компенсируются, – перекроются годовым приростом чистой прибыли.

Эффективность капитальных вложений достигается при условии, если рентабельность инвестиций больше либо равна нормативному коэффициенту эффективности. В качестве нормативного коэффициента эффективности часто используют или сложившийся в отрасли уровень рентабельности, или процентную ставку по банковским вкладам.

Для полного представления об общей эффективности инвестиций нужна обобщенная характеристика стоимостных и натуральных показателей. Этой цели служат общая и сравнительная экономическая эффективность инвестиций.

В планировании и проектировании общая экономическая эффективность определяется как отношение эффекта к капитальным вложениям, а сравнительная – как отношение разности текущих затрат к разности капитальных вложений по вариантам. При этом общая и сравнительная экономическая эффективность дополняют друг друга.

Для оценки эффективности инвестиционных проектов используются следующие показатели:

1. NPV (Net Present Value) – чистый дисконтированный доход (ЧДД), определяемый как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному году, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами. Если NPV < 0, то проект неэффективен. Чем NPV больше, тем эффективнее проект.

2. IR – индекс доходности (ИД). Если IR < 1 – проект не эффективен. Если IR > 1, то проект рентабелен. Если IR = 1, то требуется дополнительное изучение эффективности проекта.

3. IRR (Internal Rate of Return) – внутренняя норма доходности (ВНД) представляет собой ту норму дисконта, при которой величина NPV равна 0.

Рассчитанная величина нормы доходности сравнивается с требуемой инвестором величиной нормы доходности на капитал.

Если IRR равна или больше требуемой нормы доходности, то проект считается эффективным.

3. Срок окупаемости инвестиций (Payback Period РВР, Ток) – это срок, за который можно возвратить инвестированные в проект средства, т.е. это период времени, начиная с которого первоначальные вложения и др. затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами от его осуществления.

 

Вопрос 6. В условиях рыночных отношений государство должно оказывать регулирующее воздействие на инвестиционный процесс путем обеспечения научно обоснованного ценообразования, проведения гибкой кредитной, налоговой и амортизационной политики, расширения возможностей лизинга, стимулирования предпринимательской деятельности и предоставления льгот инвесторам при приватизации, целевого государственного финансирования, выделения приоритетных направлений инвестирования и капиталовложения, составления индикативных планов капитальных вложений.

Государственные средства в первую очередь должны направляться на:

- восстановление технического потенциала на селе;

- завершение строительства по ранее начатым объектам, предусмотренным целевыми программами;

- укрепление материально-технической базы сельскохозяйственной науки, семеноводства, племенного дела, а также базы хранения, как в сельском хозяйстве, так и в перерабатывающих отраслях;

- строительство жилья на селе;

- поддержку малого бизнеса;

- финансирование направлений деятельности, где активность индивидуальных инвесторов будет наименьшей: ликвидация последствий от аварий, стихийных бедствий, экологических катастроф;

- создание объектов и систем, обеспечивающих экологическую безопасность производства.

Целесообразна государственная поддержка лизинга как одного из направлений специализированной системы сельскохозяйственного кредита. Необходимо повысить роль государственного целевого бюджетного фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия в финансировании приобретения технических средств и оборудования, активно использовать целевую кредитную линию, мобилизовать местные источники финансирования.

Инвестиционную политику надо осуществлять на основе следующих принципов: последовательной децентрализации инвестиционного процесса, увеличения доли собственных средств предприятий в общем объеме капитальных вложений, повышения роли амортизационных отчислений как одного из источников финансирования инвестиций; размещения государственных инвестиций на производственные цели на конкурсной основе; возвратности централизованных капитальных вложений; расширения практики совместного государственно-коммерческого финансирования проектов; усиления государственного контроля над целевым расходованием средств государственного бюджета, направленных на инвестиции; расширения практики страхования и гарантирования поддерживаемых государством инвестиционных проектов; стимулирования иностранных инвестиций.

Необходимо отметить, что при сложившемся соотношении цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию в предстоящие годы капитальные вложения за счет собственных средств смогут осуществлять лишь отдельные предприятия.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое информационные ресурсы?

2. Какие виды информации можно выделить?

3. Что входит в состав информационных ресурсов в сельскохозяйственной организации?

4. Правовая основа использования информационных ресурсов.

5. Сущность инвестиционного процесса.

6. Классифицируйте инвестиционные риски.

7. Эффективность инвестиционной деятельности.

8. Какие показатели используют для оценки инвестиционных проектов?

9. Какие вы знаете пути роста эффективности инвестиционной деятельности?

 

Рекомендуемая литература: 7.1.1, 7.1.2, 7.1.3, 7.2.1., 7.2.2, 7.2.3.

 

Тема 9: Расширенное воспроизводство и интенсификация


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: