Система цен на продукцию организации

 

Вопрос 1. Цена является одним из ключевых элементов рыночной экономики. Это сложная экономическая категория, в которой пересекаются все основные проблемы развития отраслей АПК. В экономической литературе существует несколько определений данного понятия.

Цена есть денежное выражение стоимости товара.

Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. В такой формулировке выделяются два основных момента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Это значит, что вне рынка, без купли-продажи о цене говорить не приходится, ее может устанавливать только рынок.

Цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Этот подход представляется более универсальным и конструктивным.

Цены должны обеспечивать эквивалентный обмен между отраслями народного хозяйства, насыщение продовольственного рынка за счет приоритетного и эффективного развития отечественного производства. От цены зависит как возмещение издержек производства, так и прибыль.

Для производителя важно, чтобы цены реализации позволяли получать прибыль и вести расширенное воспроизводство. Однако ныне на многие виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия действуют цены, которые не обеспечивают должный уровень рентабельности, а нередко, особенно в животноводстве, не позволяют даже оплатить вложенный труд и возместить материальные затраты.

Функции цен многообразны и отражают большую роль, которую они играют в экономике.

Первичной их функцией следует считать измерительную; благодаря цене появляется возможность определить (измерить) стоимость товара.

Другая важная функция цен – учетная. Поскольку ценность любого имущества получает денежное выражение, появляется возможность вести хозяйственный учет, используя единый измеритель, и рассчитывать такие показатели, как валовая и товарная продукция, валовой и чистый доход, себестоимость, прибыль и др.

Цена может выполнять также регулирующую функцию. В рыночной экономике цены – это основой инструмент поддержания экономических пропорций. Повышение или понижение цены приводит к выравниванию величины спроса и предложения и тем самым способствует увеличению или сокращению поставок товара на рынок.

Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, региона, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.

Эта функция реализуется за счет отклонения цены от стоимости, а также через включение в себестоимость продукции многих видов налогов; собранные средства затем становятся источником финансирования социальных и иных государственных программ.

Стимулирующая функция цены проявляется в том, что при определенных условиях она может стимулировать увеличение выпуска продукции и повышение ее качества.

Таким образом, цена является важнейшим инструментом рыночной экономики, мощным рычагом управления экономическими процессами. Цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов стоимости, спроса и предложения. В ней отражаются общественные издержки соотношения, спроса и предложения по данному виду товаров.

 

Вопрос 2. Механизм ценообразования – это способ формирования новых цен и изменения действующих с учетом влияния ценообразующих факторов.

Различают два подхода к формированию цен: затратный (производственный) и рыночный. В первом случае за основу при установлении цены берутся производственные затраты, связанные с выпуском товара. Во втором случае определяющим фактором ценообразования считается конъюнктура рынка, соотношение спроса и предложения.

Суть затратного метода состоит в том, что цена товара зависит от издержек производства и обращения, представляющих в денежной форме затраты на производство и реализацию единицы продукции. Однако отсюда вовсе не следует, что согласно данному подходу цена товара принимается равной сумме издержек. Затратный механизм ценообразования строится с учетом того обстоятельства, что производитель и продавец товара должны не только возмещать издержки, но и получать определенную прибыль.

Суть рыночного механизма ценообразования заключается в том, что цена устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сторонами – продавцом и покупателем, интересы которых выявляются на свободном рынке.

Как рыночный, так и затратный механизмы ценообразования свойственны рыночной экономике и являются частью рыночного механизма. Напротив, в командной экономике используется преимущественно затратный метод.

Минимальную цену на товар определяют издержки предприятия по его производству, максимальную – потребительский спрос; средний уровень цены формируется под влиянием конкуренции. В условиях высокой инфляции цены в значительной степени зависят от сроков реализации продукции. Поэтому многие хозяйства закладывают продукцию на длительное хранение, чтобы реализовать по возможности дороже, а также используют другие методы защиты своих доходов.

 

Вопрос 3. Система цен характеризует взаимосвязь и взаимоотношение различных их видов. Такая взаимосвязь неизбежно возникает, поскольку одни цены зависят от других. Например, повышение оптовой цены, как правило, вызывает повышение розничных и всех остальных цен.

Особую роль в формировании цен на продукцию сельского хозяйства играют цены промышленных товаров (на технику, удобрения, нефтепродукты, ядохимикаты и т.д.) и тарифы транспорта, так как они непосредственно определяют уровень затрат в сельском хозяйстве.

Цены подразделяются на отдельные виды по нескольким признакам. В зависимости от сферы торговли или характера обслуживаемого оборота они делятся на оптовые, розничные, закупочные цены и тарифы.

Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в рамках так называемой оптовой торговли. Обычно по таким ценам предприятия-производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым организациям.

Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в розничной торговой сети. По этим ценам обычно реализуют товары в небольшом объеме населению и в меньшей мере – предприятиям. Розничная цена выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения и создается торговая прибыль.

По закупочным ценам государство приобретает продукцию у сельскохозяйственных товаропроизводителей для своих нужд.

Определенной спецификой обладают цены на услуги, поскольку это вид деятельности, при котором не создается продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество или местоположение уже имеющегося продукта. Цены, устанавливаемые на разного рода производственные и непроизводственные услуги (транспортные, коммунальные, связи и т. д.) называются тарифами (расценками).

Договорные (контрактные) цены устанавливаются по согласованию сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор (контракт), определяют уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а верхний и нижний их уровень либо их связь с другими ценами (рыночными и т. д.). Оговаривается также возможность изменения контрактных цен вследствие инфляции, при изменении законодательства и т. п.

Свободные (рыночные) цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов; они формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения. Переход от фиксированных государственных цен к свободным рыночным называется либерализацией цен.

Монопольные цены устанавливаются компаниями, полностью контролирующими рынок. Чтобы избежать злоупотреблений в этой сфере, существует специальное антимонопольное законодательство.

По времени действия цены подразделяются на постоянные (твердые), которые не меняются в течение всего срока действия контракта; текущие, отражающие изменение ситуации на рынке; сезонные, действующие в пределах определенного периода времени.

В экономическом анализе и статистике широко используются сопоставимые (неизменные) цены. Это единые для всей страны цены какого-либо определенного года, условно принимаемые за базу при сопоставлениях в динамике.

Довольно часто тип цены определяется видом рынка, на котором она образуется (биржевые, аукционные, комиссионные цены и т. д.).

Регулируемые цены в определенной степени находятся под контролем государства. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Разновидностью регулируемых цен являются целевые и гарантированные цены.

Целевые цены устанавливаются Правительством РФ для обеспечения паритетного обмена между промышленностью и сельским хозяйством, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, получения работниками сельского хозяйства доходов на среднем для всей экономики уровне и получения предприятиями отрасли прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства. Целевые цены используются в качестве основы для установления гарантированных цен, залоговых ставок на сельхозпродукцию, а также для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию применяются в случае, когда средние рыночные цены опускаются ниже их уровня, а также при реализации сельхозпродукции непосредственно государству или при осуществлении доплат предприятиям. Они рассчитываются на основе целевых цен и устанавливаются органами государственной власти. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом прочих форм государственной поддержки получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Понятие и значение цен.

2. Перечислите основные функции цен.

3. Охарактеризуйте затратный метод формирования цен.

4. Охарактеризуйте рыночный механизм ценообразования.

5. Система цен на продукцию организации.

 

Рекомендуемая литература: 7.1.1, 7.1.2, 7.1.3, 7.2.1., 7.2.2, 7.2.3.

 

 

Тема 13: Планирование деятельности предприятия

 

1. Понятие и сущность бизнес-планирования.

2. Стратегическое и бизнес-планирование в организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: