Характерные признаки насекомых

Тип Членистоногие

1. К какому классу относят членистоногих, тело которых состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка

 

1) насекомых

2) ракообразных

3) паукообразных

4) клещей

2. Какой тип ротового аппарата характерен для майского жука?

 

1) Грызущий.

2) Колющий.

3) Лижущий.

4) Сосущий

3. Переваривание пищи начинается вне пищеварительного канала у

 

1) пауков

2) насекомых

3) ракообразных

4) моллюсков

4. Для капустной белянки характерен следующий цикл развития

 

1) яйцо — -> личинка — -> куколка — -> взрослое насекомое

2) яйцо — -> куколка — -> личинка — -> взрослое насекомое

3) взрослое насекомое — -> яйцо — -> личинка

4) взрослое насекомое — -> личинка — -> куколка — -> яйцо

5. Больше всего ног у

 

1) речного рака

2) пчелы

3) тарантула

4) клопа

6. Размножение, каких организмов характеризуется как половое

 

1) партеногенез у пчёл

2) почкование у дрожжей

3) спорообразование у мхов

4) регенерация у пресноводной гидры

7. Наружный скелет, состоящий из хитина, имеют:

 

1) жук-плавунец и стрекоза:

2) аскарида и острица;

3) большой и малый прудовики;

4) караси и карпы.

8. Членистое строение тела имеют

 

 

1) пчёлы

2) планарии

3) виноградные улитки

4) кораллы

9. Прогрессивная особенность членистоногих, по сравнению с кольчатыми червями, — появление

 

1) отделов тела и наружного скелета

2) незамкнутой кровеносной системы

3) нервной системы узлового типа

4) пищеварительной системы

10. Какие функ­ции выполняет кро­ве­нос­ная система насекомых?

 

1) пе­ре­но­сит питательные ве­ще­ства и вред­ные продукты жизнедеятельности

2) осу­ществ­ля­ет перенос газов

3) до­став­ля­ет к клет­кам кислород

4) участ­ву­ет в об­ме­не веществ и пре­вра­ще­нии энергии в клетке

11. По какому признаку изображённое на рисунке животное относят к классу насекомых?

 

1) три пары ходильных ног

2) два простых глаза

3) одна пара прозрачных крыльев

4) расчленение тела на голову и брюшко

12. Какое из пе­ре­чис­лен­ных животных имеет кро­ве­нос­ную систему?

 

1) домовая муха

2) пресноводная гидра

3) человеческая аскарида

4) печёночный сосальщик

13. Сложные фа­се­точ­ные глаза есть у

 

1) реч­но­го рака

2) паука-крестовика

3) ли­чин­ки ко­ма­ра

4) паука-птицееда

14. Трахей нет у

 

1) пчелы

2) речного рака

3) сенокосца

4) ручейника

15. Партеногенетическое размножение в естественных условиях характерно для

 

1) кошек

2) дафний

3) птиц

4) лягушек

16. Сколько пар ходильных ног у паукообразных

 

1) 3

2) 4

3) 5

4) 6

17. Животных от­но­сят к клас­су паукообразных, если у них

 

1) три пары чле­ни­стых конечностей, три от­де­ла тела, две пары усиков

2) четыре пары хо­диль­ных ног, нет усиков

3) пять пар хо­диль­ных ног, есть го­ло­во­грудь и брюшко, хво­сто­вой плавник

4) три пары ног, есть голова, грудь, брюш­ко из не­сколь­ких члеников

18. Трахеи насекомых и лёгкие пресмыкающихся – это приспособления наземных животных к

 

1) выведению продуктов выделения

2) дыханию атмосферным воздухом

3) уменьшению испарения

4) усвоению жидкости из окружающей среды

19. У насекомых с полным превращением

 

1) личинка похожа на взрослое насекомое

2) за стадией личинки следует стадия куколки

3) во взрослое насекомое превращается личинка

4) личинка и куколка питаются одинаковой пищей

20. Куколки не бы­ва­ет у

 

1) овода лошадиного

2) клопа солдатика

3) жука-носорога

4) ко­ма­ра обыкновенного

21. Насекомых, у которых одна пара крыльев превратилась в жужжальца относят к отряду

 

1) Бабочки

2) Двукрылые

3) Перепончатокрылые

4) Жесткокрылые

22. Общественное поведение свойственно

 

1) мухам

2) пчёлам

3) комарам

4) жукам-навозникам

23. Соответствие формы тела не­ко­то­рых насекомых форме опы­ля­е­мых ими цвет­ков – это

 

1) ре­зуль­тат искусственного отбора

2) ре­зуль­тат естественного отбора

3) случайность

4) при­мер модификационной изменчивости

24. У личинки насекомого отсутствует способность к

 

1) активному перемещению

2) половому размножению

3) самостоятельному питанию

4) линьке и росту

25. К насекомым с неполным превращением относятся

 

1) жуки

2) кузнечики

3) пчелы

4) мухи

26. К классу Паукообразные относится

 

1) домашний клоп

2) чесоточный клещ

3) циклоп

4) вошь

27. Важным систематическим признаком паукообразных служит наличие

 

1) трахей и незамкнутой кровеносной системы

2) четырёх пар ходильных ног

3) трёх пар ходильных ног

4) сложных фасеточных глаз

28. В основе сложного поведения общественных насекомых лежит

 

1) условный рефлекс

2) инстинкт

3) развитие с метаморфозом

4) рассудочная деятельность

29. Какое из пе­ре­чис­лен­ных жи­вот­ных не имеет кро­ве­нос­ной системы?

 

1) беззубка

2) печеночный сосальщик

3) дождевой червь

4) домовая муха

30. Какой(-ие) орган(-ы) обеспечивает(-ют) транс­порт газов у насекомых?

 

1) кожа

2) трахеи

3) лёгкие

4) жабры

31. Какие животные имеют наружный скелет из хитина

 

1) двустворчатые моллюски

2) черепахи

3) членистоногие

4) брюхоногие моллюски

32. Какие животные имеют наружный скелет из хитина

 

1) двустворчатые моллюски

2) черепахи

3) членистоногие

4) брюхоногие моллюски

33. Полость тела у членистоногих

 

1) первичная

2) вторичная (целом)

3) смешанная (миксоцель)

4) отсутствует

34. Смешанное трахейно-лёгочное дыхание может быть у

 

1) моллюсков

2) кольчатых червей

3) паукообразных

4) насекомых

35. Органами дыхания насекомых являются

 

1) жабры

2) лёгкие

3) трахеи

4) кожа и лёгкие

36. Сколько отделов тела у насекомых

 

1) два

2) один

3) три

4) четыре

37. Дыхальца на­се­ко­мых расположены на

 

1) голове

2) груди

3) брюш­ке и груди

4) голове, груди и брюшке

38. Неполное пре­вра­ще­ние свойственно

 

1) ба­боч­ке Пав­ли­ний глаз

2) жуку-пожарнику

3) стрекозе-коромыслу

4) мухе домашней

39. К от­ря­ду двукрылых относится

 

1) зелёный кузнечик

2) ко­ло­рад­ский жук

3) ком­нат­ная муха

4) божья коровка

40. Переносчиком болезней человека может быть

 

1) тутовый шелкопряд

2) клоп вредная черепашка

3) комар

4) ручейник

41. К насекомым-вредителям относится

 

1) наездник

2) жужелица

3) медведка

4) водомерка

42. Возбудителем чесотки является

 

1) муха

2) блоха

3) клещ

4) комар

43. Возбудитель малярии переносится

 

1) клещами

2) мухами

3) комарами

4) простейшими

44. Строение тела не членистое у

 

 

1) сороконожки

2) речного рака

3) угря

4) дождевого червя

45. Нервная система членистоногих по строению сходна с нервной системой

 

1) плоских червей

2) ланцетника

3) кольчатых червей

4) круглых червей

46. Какая из пе­ре­чис­лен­ных функ­ций от­сут­ству­ет у ге­мо­лим­фы насекомых?

 

1) транспорт пи­та­тель­ных ве­ществ

2) защита от инфекций

3) дыхательная

4) гидростатическая

47. Какие функции выполняет кровеносная система насекомых

 

1) участие в газообмене

2) транспорт газов и осморегуляция

3) участие в частичном расщеплении питательных веществ

4) перенос питательных веществ и продуктов жизнедеятельности

48. У насекомых, в отличие от других беспозвоночных

 

1) на головогруди четыре пары ног, брюшко нечленистое

2) конечности прикрепляются к головогруди и брюшку

3) на голове две пары ветвистых усиков

4) тело состоит из трех отделов, на груди крылья и три пары ног

49. Переносчик возбудителя энцефалита

 

1) вошь

2) блоха

3) чесоточный клещ

4) таежный клещ

50. Сколько пар глаз у паука-крестовика

 

1) одна

2) две

3) три

4) четыре

51. Лижущий ротовой аппарат имеется у

 

1) майского жука

2) саранчи

3) комара

4) комнатной мухи

52. Развитие с полным ме­та­мор­фо­зом протекает у

 

1) саранчи

2) клопа

3) таракана

4) ка­пуст­ной белянки

53. Развитие насекомых с полным превращением позволяет личинке и взрослому насекомому

 

1) переживать неблагоприятные условия

2) размножаться на разных стадиях развития

3) расширять ареал за счёт распространения в личиночной форме

4) занимать разные экологические ниши и избегать конкуренции в питании

54. К ка­ко­му отряду от­но­сят белянкового наездника

 

1) прямокрылых

2) двукрылых

3) равнокрылых

4) перепончатокрылых

55. В биологической борьбе с вредителями сельского хозяйства используют

 

1) рогохвостов

2) слепней

3) жалящих ос

4) наездников

56. Отделы тела голову, грудь и брюшко имеет

 

1) рак отшельник

2) паук — серберянка

3) скорпион

4) стрекоза

57. Только трахеями дышит

 

1) улитка

2) паук-крестовик

3) дождевой червь

4) пчела

58. Развитие с неполным превращением происходит у

 

1) жука-носорога

2) мухи домашней

3) пчелы медоносной

4) кузнечика зеленого

59. Кто из на­зван­ных жи­вот­ных имеет на­руж­ный скелет?

 

1) бычий це­пень

3) утка

2) гидра

4) паук

60. Двусторонняя сим­мет­рия тела раз­ви­та у

 

1) амёбы

2) ак­ти­нии

3) ме­ду­зы

4) кузнечика

61. У на­се­ко­мых кровь (гемолимфа) из серд­ца по­сту­па­ет в

 

1) вены

2) легкие

3) тра­хеи

4) по­лость тела

62. Как до­став­ля­ет­ся кис­ло­род к клет­кам тела пчелы?

 

1) через си­сте­му трахей

2) кровью

3) путём диф­фу­зии через покровы

4) через воз­душ­ные мешки

63. Ука­жи­те пра­виль­ное на­зва­ние си­сте­ма­ти­че­ской груп­пы, к ко­то­рой от­но­сит­ся изоб­ражённое на ри­сун­ке жи­вот­ное?

 

1) класс На­се­ко­мые

2) класс Ра­ко­об­раз­ные

3) класс Па­у­ко­об­раз­ные

4) класс Чле­ни­сто­но­гие

Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ком и клас­сом животных, для ко­то­ро­го он характерен. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столбца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных ответов.

 

ПРИЗНАК КЛАСС
A) у части пред­ста­ви­те­лей в раз­ви­тии име­ет­ся ста­дия куколки 1) Насекомые
Б) по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство пред­ста­ви­те­лей — хищники 2) Паукообразные
В) тело со­сто­ит из головы, груди и брюшка  
Г) спо­соб­ны по­гло­щать толь­ко жид­кую пищу  
Д) 4 пары хо­диль­ных ног  
E) на го­ло­ве могут рас­по­ла­гать­ся про­стые и слож­ные глаза  

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е
           

 

Насекомые, в отличие от ракообразных и паукообразных, имеют

 

1) конечности рычажного типа

2) хитиновый скелет

3) одну пару усиков

4) глаза

Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и клас­са­ми животных, для ко­то­рых эти при­зна­ки характерны: к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

 

ПРИЗНАКИ   КЛАССЫ
А) У части пред­ста­ви­те­лей в раз­ви­тии име­ет­ся ста­дия куколки. Б) По­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство пред­ста­ви­те­лей — хищники. В) Тело со­сто­ит из головы, груди и брюшка. Г) Спо­соб­ны по­гло­щать толь­ко жид­кую пищу. Д) Имеют че­ты­ре пары хо­диль­ных ног. Е) На го­ло­ве могут рас­по­ла­гать­ся про­стые и слож­ные глаза.   1) Насекомые 2) Паукообразные

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

 

Развитие со ста­ди­ей личинки, пре­тер­пе­ва­ю­щей из­ме­не­ния при пре­вра­ще­нии во взрос­лую особь, ха­рак­тер­но для пред­ста­ви­те­лей класса

 

1) Дву­створ­ча­тые моллюски

2) Паукообразные

3) Брю­хо­но­гие моллюски (наземные)

4) Ма­ло­ще­тин­ко­вые черви

Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и клас­са­ми животных, для ко­то­рых эти при­зна­ки характерны: к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

 

ПРИЗНАКИ   КЛАССЫ
А) У части пред­ста­ви­те­лей в раз­ви­тии име­ет­ся ста­дия куколки. Б) По­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство пред­ста­ви­те­лей — хищники. В) Тело со­сто­ит из головы, груди и брюшка. Г) Спо­соб­ны по­гло­щать толь­ко жид­кую пищу. Д) Имеют че­ты­ре пары хо­диль­ных ног. Е) На го­ло­ве могут рас­по­ла­гать­ся про­стые и слож­ные глаза.   1) Насекомые 2) Паукообразные

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е
           

Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и клас­са­ми животных, для ко­то­рых эти при­зна­ки характерны: к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

 

ПРИЗНАКИ   КЛАССЫ
А) У части пред­ста­ви­те­лей в раз­ви­тии име­ет­ся ста­дия куколки. Б) По­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство пред­ста­ви­те­лей — хищники. В) Тело со­сто­ит из головы, груди и брюшка. Г) Спо­соб­ны по­гло­щать толь­ко жид­кую пищу. Д) Имеют че­ты­ре пары хо­диль­ных ног. Е) На го­ло­ве могут рас­по­ла­гать­ся про­стые и слож­ные глаза.   1) Насекомые 2) Паукообразные

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е
           

Таёжный клещ опасен тем, что он является

 

1) переносчиком возбудителя энцефалита

2) жалящим паукообразным

3) ядовитым паукообразным

4) возбудителем чесотки

К ка­ко­му клас­су чле­ни­сто­но­гих от­но­сит­ся пред­став­лен­ное на фо­то­гра­фии животное?

 

1) Многоножки

2) Ракообразные

3) Паукообразные

4) Насекомые

 

К ка­ко­му клас­су чле­ни­сто­но­гих от­но­сит­ся пред­став­лен­ное на фо­то­гра­фии животное?

 

1) Многоножки

2) Ракообразные

3) Паукообразные

4) Насекомые

Установите соответствие между признаком и организмом, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

ПРИЗНАК ОРГАНИЗМ
A) тело состоит из головогруди и нечленистого брюшка 1) речной рак
Б) имеет четыре пары ходильных ног 2) паук-крестовик
В) передняя пара ходильных ног превращена в клешни  
Г) всасывает при помощи сосательного желудка содержимое добычи  
Д) дыхание происходит при помощи жабр  

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д
         

Какие особенности строения клещей и пауков указывают на их сходство?

 

1) три отдела тела: голова, туловище и хвост

2) три пары ног и одна пара усиков

3) четыре пары ног и простые глаза

4) замкнутая кровеносная система и пара дыхалец

 

 

Вставьте в текст «Характерные признаки насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ НАСЕКОМЫХ

Тело большинства насекомых состоит из ___________ (А) отделов. На голове у насекомых находится ___________ (Б) усика. На груди имеются три пары ног и крылья. Дыхание взрослых насекомых происходит с помощью хорошо развитых ___________ (В). В связи с этим у насекомых ___________ (Г) не участвует в переносе кислорода и углекислого газа. Насекомые — самый крупный по числу видов класс животных.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) один 2) два 3) три 4) четыре
5) жабра 6) лёгочный мешок 7) трахея 8) кровь

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г
       

 

 

Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов

РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

Насекомые с ___________ (А) проходят в своём развитии четыре стадии. У насекомых с ___________ (Б) отсутствует стадия ___________ (В). У бабочек личинку называют ___________ (Г). Развитие с превращением даёт возможность насекомым быть более приспособленным к условиям существования.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) гусеница 2) личинка 3) куколка 4) яйцо

5) неполное превращение 6) полное превращение 7) взрослое насекомое 8) чешуекрылое

Известно, что лес­ные му­равьи об­ще­ствен­ные насекомые.

Используя эти сведения, вы­бе­ри­те из приведённого ниже спис­ка три утвер­жде­ния из шести, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­но­го при­зна­ка этого на­се­ко­мо­го

 

1) окрас­ка их тела чёрная

2) длина тела до­сти­га­ет у самки 16−18 мм

3) бес­плод­ные самки за­бо­тят­ся о потомстве

4) не­ко­то­рые му­равьи не­пре­рыв­но пе­ре­но­сят ли­чи­нок и куколок

5) ос­нов­ным чле­ном каж­до­го гнез­да яв­ля­ет­ся «царица», от­кла­ды­ва­ю­щая яйца

6) ра­бо­чие му­равьи бе­ре­гут ли­чи­нок от пе­ре­сы­ха­ния и перегрева

 

 

В таб­ли­це от­ра­же­ны дан­ные из­ме­не­ния сухой массы насекомых(в миллиграммах) в те­че­ние года в эко­си­сте­ме ку­стар­ни­ков в Аргентине. Эти же дан­ные от­ра­же­ны на графике. Изу­чи­те таб­ли­цу и от­веть­те на вопросы.

1. С ка­ки­ми про­цес­са­ми свя­за­ны ко­ле­ба­ния чис­лен­но­сти насекомых?

2. На какие ме­ся­цы при­хо­дят­ся пики размно­жения насекомых?

3. Объясните, по­че­му имен­но так, как отраже­но в таб­ли­це и на графике, ко­леб­лет­ся био­масса насекомых.

 

 

Изучите график зависимости роста насекомого от продолжительности жизни (по оси х отложено время (в днях), а по оси у — длина насекомого (в см)).

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость с 14 по 22 день развития личинки насекомого?

 

1) резко увеличивается в размере, после чего наступает плавное увеличение роста

2) равномерно растёт в течение всего времени

3) не изменяет своих размеров

4) резко увеличивается в размере, после чего рост прекращается

Изучите график зависимости роста насекомого от продолжительности жизни (по оси х отложено время (в днях), а по оси у — длина насекомого (в см)).

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость с 23-го по 31-й день развития личинки насекомого?

 

1) резко увеличивается в размере, после чего рост прекращается

2) резко увеличивается в размере, после чего наступает плавное увеличение роста

3) не изменяет своих размеров

4) равномерно растёт в течение всего времени

Разорение муравейников приносит вред лесам, так как муравьи

 

1) опыляют древесные растения леса

2) питаются разнообразными насекомыми

3) служат кормом для насекомых-опылителей

4) питаются опавшими листьями и другими отмершими частями растений

Известно, что боль­шой пёстрый дятел – лес­ная птица, жи­ву­щая на де­ре­вьях и пи­та­ю­ща­я­ся насекомыми, оби­та­ю­щи­ми под корой. Ис­поль­зуя эти сведения, вы­бе­ри­те из приведённого ниже спис­ка три утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных при­зна­ков этого животного. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным ответам.

 

1) Клюв у птиц крепкий, заострённый и долотовидный.

2) Яйца на­си­жи­ва­ют самец и самка поочерёдно в те­че­ние 12–13 дней.

3) Птицы имеют ко­рот­кие ноги, с цеп­ки­ми ост­ры­ми когтями, два паль­ца ноги на­прав­ле­ны вперёд, а два назад.

4) Дятел не любит со­сед­ства своих родичей.

5) Перья хво­ста упругие, их стерж­ни за­гну­ты в сто­ро­ну ство­ла дерева.

6) Длина тела дятла со­став­ля­ет 23–26 см, а масса — 70–100 г.

Вставьте в текст «Дыхательная система членистоногих» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: