Глава 17 случайная подмена предметов и одежды

В главе 15 уже говорилось, что нельзя пользоваться собственностью другого человека по своему усмотрению. Истинная проверка духовной стойкости человека начинается в тот момент, когда он следует принципам Торы, даже если это связано с большими трудностями. Приведем примеры.

а) Человеку, который по ошибке взял чужую вещь, полагая, что она принадлежит ему, не разрешается ее использовать с того момента, как только он понял, что ошибся. Причина: у него нет никаких указаний, что владелец дал ему разрешение ею пользоваться. Больше того, хозяин, наверное, даже не знает о подмене. Этот запрет остается в силе и в том случае, когда взявший чужую вещь по ошибке не может отыскать свою собственную.

б) Как только ошибка обнаружена, надо предпринять все необходимое, чтобы вернуть вещь ее законному владельцу.

Примеры

1) Некто случайно взял чужое пальто, шляпу или зонтик. Их надо срочно вернуть.

2) Прачечная или химчистка, где большинство клиентов — евреи, ошибочно выдала одному из них чужую одежду. Ему нельзя пользоваться этой одеждой (ссылаясь на то, что ошибся не он).

3) Кто-то забыл в чужом доме свое пальто (или другой предмет одежды). Нельзя пользоваться этим пальто. Надо сделать все возможное, чтобы вернуть его владельцу в соответствии с заповедью возвращать потери.

ГЛАВА 18

НЕ ЖЕЛАТЬ ТОГО, ЧТО ПРИНАДЛЕЖИТ ДРУГОМУ

Частная собственность человека (дом, мебель, книги, антикварные предметы и т.п.) обычно не предназначена для продажи. Тот, кто загорается страстью приобрести чужое личное имущество, нарушает запрет Торы. Если кому-то удалось получить их, используя уговоры или давление, он считается нарушителем запрета, а его действия граничат с кражей.

Причина запрета заключается в том, что владелец вещи, ставшей предметом чужого желания, и продавший эту вещь под давлением, возможно был ослеплен выгодным предложением (например, заманчивой ценой) и согласился в момент предложения сделки продать свою вещь, но потом пожалел об этом. Почему пожалел? Потому что людям свойственно испытывать привязанность к своим вещам, и, если они продали что-либо не по своему твердому желанию, а под давлением, то им будет казаться, будто их обманули.

а) Тора не знает ни одного исключения для того, чтобы обойти запрет "никакой вещи ближнего не желай". Поэтому нельзя пользоваться помощью посредников: запрещено попросить, скажем, некое влиятельное и авторитетное лицо уговорить владельца дать согласие на наше предложение продать свою вещь.

б) Некоторые люди не видят ничего зазорного в том, чтобы "купить" чужую вещь без согласия владельца, платя за них хорошие деньги. Речь идет о серьезном злоупотреблении, которое невозможно оправдать никакими доводами типа: "Любой непременно согласился бы с моим предложением и взял бы эту сумму", или: "Если бы он знал, как мне нужен этот предмет, он бы непременно пошел мне навстречу".

ГЛАВА 19


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: