Ремонт раздаточной коробки автомобиля ВАЗ-2131

Прежде всего, отметьте, при какой скорости возникает вибрация раздаточной коробки, затем приступайте к определению причин вибрации.

Испытание 1. Установите рычаги раздаточной коробки и коробки передач в нейтральное положение и заведите двигатель. Установите частоту вращения коленчатого вала двигателя, соответствующую скорости движения автомобиля, при которой наступала вибрация. Если на стоящем автомобиле вибрация сохраняется, то следует проверить крепление и состояние опор двигателя, так как они являются причиной вибрации.

Испытание 2. Если при испытании 1 вибрация не обнаружена, то установите рычаги раздаточной коробки в нейтральное положение, заведите двигатель, включите в коробке передач прямую передачу и установите частоту вращения коленчатого вала двигателя, соответствующую скорости движения автомобиля, при которой наступала вибрация раздаточной коробки. Если на стоящем автомобиле при такой частоте вращения коленчатого вала вибрация наблюдается, то ее причиной является неисправность промежуточного карданного вала дисбаланс, изгиб болтов креплении или фланца эластичной муфты, заедание в шарнире равных угловых скоростей.

Испытание 3. Если при испытаниях 1 и 2 вибрация не обнаружена, переходите к испытанию 3. Разгоните автомобиль до скорости, при которой наступает вибрация, и установите рычаги раздаточной коробки и коробки передач в нейтральное положение. Если вибрация сохраняется, то ее причиной является неисправность переднего или заднего карданных валов дисбаланс, заедание карданных шарниров или дисбаланс межосевого дифференциала.

2.5.1 Снятие раздаточной коробки

Для снятия раздаточной коробки необходимо:

- установите автомобиль над смотровой канавой или на подъемник;

- опустите рычаг стояночного тормоза и установите рычага переключения передач раздаточной коробки и коробки передач в нейтральное положение;

- отверните винты крепления облицовки обивки кожуха пола и снимите облицовку;

- снимите рукоятки с рычагов и наружные чехлы;

- отверните винты крепления и снимите крышку люка рычагов и внутренний чехол уплотнения рычагов;

- отсоедините гибкий вал привода спидометра от раздаточной коробки и провода от датчика контрольной лампы блокировки дифференциала;

- проворачивая карданные валы, отсоедините фланцы карданных валов от валов раздаточной коробки, а фланец промежуточного карданного вала - от фланца вторичного вала коробки передач.

 

1 - кронштейны подвески раздаточной коробки; 2 - пробка заливного отверстия; 3 - гайка крепления кронштейна подвески; 4 - пробка сливного отверстия; 5 - регулировочные прокладки

Рисунок 2.2 - Крепление раздаточной коробки ВАЗ - 2131

- отверните гайки 3 болтов крепления кронштейнов 1 подвески (опор) раздаточной коробки и снимите ее вместе с кронштейнами и прокладками 5, которые установлены под кронштейнами, и в сборе с промежуточным валом;

- пометьте каждую прокладку так, чтобы можно было поставить их на место в прежнем количестве.

2.5.2 Установка и центрирование раздаточной коробки

Для правильной установке и центрировании раздаточной коробки необходимо:

- убедитесь в правильной установке подушек подвески двигателя в кронштейнах центрирующие шайбы подушек передней подвески двигателя должны входить в соответствующие отверстия боковых кронштейнов и плотном прилегании опор раздаточной коробки к днищу кузова, при необходимости отрихтуйте поверхность кузова под опорами;

 

 

 

1 - шпилька крепления фланцев промежуточного карданного вала и ведущего вала раздаточной коробки; 2 - раздаточная коробка; 3 - регулировочные прокладки; 4 - гайки крепления раздаточной коробки к кузову; 5 - гайки крепления кронштейнов подвески раздаточной коробки на осях

Рисунок 2.3 - Схема установки раздаточной коробки

- установите раздаточную коробку на автомобиль, не затягивая полностью гайки 4 и 5 крепления кронштейнов подвески раздаточной коробки;

- перемещая раздаточную коробку вдоль и поперек, а также в вертикальном направлении, найдите такое положение, при котором фланцы ведущего вала раздаточной коробки и промежуточного вала карданной передачи будут на одном уровне, параллельны и зазор между ними минимальный валы раздаточной коробки при этом должны быть расположены параллельно днищу кузова;

- установив ранее снятые регулировочные прокладки под кронштейны подвески (опоры), затяните полностью гайки крепления кронштейнов подвески раздаточной коробки;

- присоедините к валам раздаточной коробки передний и задний карданные валы;

- присоедините гибкий вал к приводу спидометра, а провода - к датчику контрольной дампы блокировки дифференциала.

2.5.3 Подбор и установка новой толщины регулировочных прокладок

При замене раздаточной коробки, а также при "осадке" задней подвески двигателя, вызвавшей вибрацию раздаточной коробки, необходимо подобрать и установить новую толщину регулировочных прокладок.

Порядок подбора регулировочных прокладок следующий:

- убедитесь в правильной установке подушек подвески двигателя в кронштейнах;

- разъедините фланцы ведущего вала раздаточной коробки и промежуточного вала карданной передачи;

- ослабьте гайки крепления опор раздаточной коробки к кузову, уберите регулировочные прокладки и, перемещая раздаточную коробку вдоль и поперек кузова, а также в вертикальном направлении, найдите такое ее положение, при котором разъединенные фланцы будут на одном уровне, параллельны и зазор между ними минимальный, а валы раздаточной коробки расположены параллельно днищу кузова;

- образовавшийся зазор между полом кузова и опорами заполните необходимым количеством прокладок;

- совместите центрирующие пояски фланцев, не создавая натяга в опорах раздаточной коробки и двигателя, и, удерживая раздаточную коробку в этом положении, заверните ранее ослабленные гайки креплении опор раздаточной коробки;

- вставьте и закрепите болты крепления фланцев раздаточной коробки и промежуточного вала, если болты проходят свободно в отверстия фланцев, то центровка произведена правильно. В противном случае повторите операция по совмещению фланцев.

2.5.4 Разборка раздаточной коробки

Для разборки раздаточной коробки необходимо:

- промойте раздаточную коробку и слейте масло;

- закрепите раздаточную коробку на стенде для разборки и ослабьте гайки крепления фланцев на ведущем валу и на валах привода переднего и заднего мостов;

- отверните гайки крепления и снимите картер 1 привода переднего моста в сборе с крышкой 2, рычагом, вилкой, муфтой блокировки дифференциала и с валом привода переднего моста;

 

 

1 - картер привода переднего моста; 2 - крышка картера; 3 - корпус привода спидометра Рисунок 2.4 - Снятие картера переднего моста

- снимите корпус 3 привода спидометра в сборе с ведомой шестерней привода спидометра;

1 - вилка муфты блокировки дифференциала; 2 - муфты блокировки дифференциала; 3 - стопорный болт вилки; 4 - защитный чехол штока; 5 - пружина рычага; 6 - шток вилки блокировки дифференциала; 7 - крышка картера привода переднего моста; 8 - стопорная шайба; 9 - втулка оси рычага; 10 - ось рычага; 11 - рычаг блокировки дифференциала; 12 - шток вилки переключения передач; 13 - кронштейн рычага переключения передач; 14 - рычаг переключения передач; 15 - головка рычага; 16 - муфта переключения передач; 17 - вилка муфты переключения передач; 18 - дистанционная втулка; 19 - шарик фиксатора; 20 - втулка пружины фиксатора; 21 - пружина фиксатора; 22 - выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала

Рисунок 2.5 – Привод раздаточной коробки

- сняв стопорную шайбу 8, выньте ось 10 и снимите рычаг 11 блокировки дифференциала;

- снимите крышку 7 картера привода переднего моста и выньте пружину и шарик 19 фиксатора;

- отверните стопорный болт 3 вилки блокировки дифференциала и выньте шток 6, вилку 1 и муфту 2 блокировки;

1 - ведомая шестерня; 2 - подшипники дифференциала; 3 - пружинная шайба; 4 - стопорное кольцо; 5 - муфта блокировки дифференциала; 6 - зубчатый венец корпуса дифференциала; 7 - зубчатый венец вала привода переднего моста; 8 - подшипник вала привода переднего моста; 9 - маслоотражатель; 10 - грязеотражатель; 11 - вал привода переднего моста; 12 - фланец; 13 - сальник; 14 - пробка отверстия для выпуска масла; 15 - ведомая шестерня привода спидометра; 16 - ведущая шестерня привода спидометра; 17 - пробка отверстия для заливки и контроля уровня масла; 18 - передняя крышка раздаточной коробки; 19 - роликовый подшипник промежуточного вала; 20 - кронштейн подвески раздаточной коробки; 21 - крышка подшипника ведущего вала; 22 - упорное кольцо подшипника; 23 - подшипники ведущего вала; 24 - шестерня высшей передачи; 25 - ступица муфты переключения передач; 26 - муфта переключения передач; 27 - картер раздаточной коробки; 28 - шестерня низшей передачи; 29 - втулка шестерни низшей передачи; 30 - ведущий вал; 31 - задняя крышка; 32 - шариковый подшипник промежуточного вала; 33 - промежуточный вал; 34 - корпус дифференциала; 35 - упорная шайба шестерни привода заднего моста; 36 - подшипник вала привода заднего моста; 37 - шестерня привода заднего моста; 38 - сателлит; 39 - ось сателлитов; 40 - стопорное кольцо оси сателлитов; 41 - пружинная шайба; 42 - шестерня привода переднего моста; 43 - ось подвески раздаточной коробки; 44 - резиновая подушка кронштейна подвески

Рисунок 2.6- Привод раздаточной коробки

- снимите заднюю крышку 31 в сборе с валом привода заднего моста, следя за тем, чтобы не повредить уплотнительную прокладку;

- снимите фланцы 12 с ведущего вала и валов привода переднего и заднего мостов;

- снимите установочные кольца подшипников валов привода переднего и заднего мостов;

- выньте вал 11 привода переднего моста из картера вместе с подшипником 8, упорным кольцом и маслоотражателем 9;

- выньте вал привода заднего моста из задней крышки 31 вместе с подшипником 36, упорным кольцом и маслоотражателем;

- снимите крышку 21 переднего подшипника ведущего вала и крышку смотрового люка;

- снимите кронштейн рычага переключения передач в сборе с рычагом, после чего, сняв стопорную шайбу, выньте ось и снимите рычаг;

- отверните стопорный болт вилки муфты переключения передач и осторожно, закрыв пальцем гнездо фиксатора, выньте шток вилки переключения передач и детали фиксатора;

1 - промежуточный вал; 2 - ведущий вал; 3 - дифференциал; 4 - передняя крышка.

Рисунок 2.7- Снятие передней крышки

- снимите переднюю крышку 4 вместе с дифференциалом, затем установите установочное кольцо подшипника дифференциала и выньте из передней крышки подшипник в сборе с дифференциалом;

- снимите установочные кольца с задних подшипников ведущего и промежуточного валов и выньте из картера раздаточной коробки оба вала: ведущий и промежуточный;

 

1 - фланец; 2 - сальник; 3 - упорное кольцо подшипника; 4 - передний подшипник; 5 - ведущий вал; 6 - шестерня высшей передачи; 7 - ступица; 8 - муфта; 9 - шестерня низшей передачи; 10 - втулка; 11 - задний подшипник; 12 - установочное кольцо подшипника; 13 - подшипники промежуточного вала; 14 - промежуточный вал

Рисунок 2.8- Детали ведущего и промежуточного валов

- зажав в тисках ведущий вал, снимите упорное кольцо и задний подшипник 11, используя универсальный съемник;

- снимите с ведущего вала шестерню 9 низшей передачи вместе с втулкой 10, муфту 8 переключения передач, ступицу 7 муфты, шестерню 6 высшей передачи;

- разберите дифференциал;

- выпрессуйте изношенные или поврежденные сальники из картера привода переднего моста, из крышки переднего подшипника и из задней крышки;

- отверните гайки с осей подушки подвески и снимите кронштейны в сборе.

2.5.5 Разборка дифференциала

Для разборки дифференциала необходимо:

- Снимите стопорное кольцо 1 и пружинную шайбу 2 переднего подшипника.

1 - стопорное кольцо; 2 - пружинная шайба; 3 - установочное кольцо подшипника; 4 - подшипники корпуса дифференциала; 5 - ведомая шестерня; 6 - передний корпус дифференциала; 7 - шестерня привода переднего моста; 8 - стопорное кольцо оси сателлитов; 9 - сателлит; 10 - задний корпус дифференциала; 11 - опорная шайба; 12 - шестерня привода заднего моста; 13 - ось сателлитов; 14 - пружинная шайба оси сателлитов; 15 - опорная шайба.

Рисунок 2.9- Детали дифференциала раздаточной коробки

- снимите задний и передний подшипники с корпуса дифференциала, используя универсальный съемник и упор 67.7853.9559.

1 - съемник А.40005/1/16; 2 - упор 67.7853.9559; 3 – подшипник

Рисунок 2.10 - Спрессовка подшипника с корпуса дифференциала

- отверните болты крепления ведомой шестерни дифференциала, отметьте рисками на корпусах дифференциала взаимное их расположение относительно друг друга и разъедините корпус;

- снимите ведомую шестерню дифференциала;

- снимите стопорные кольца и пружинную шайбу, затем выпрессуйте ось сателлитов и снимите сателлиты и шестерни привода ведущих мостов с опорными шайбами.

 

 

2.5.6 Сборка раздаточной коробки

Чтобы собрать раздаточную коробку нужно:

- соберите межосевой дифференциал, совместив метки на его корпусах, чтобы не нарушить балансировку данного узла;

1 - промежуточный вал; 2 - ведущий вал

Рисунок 2.11- Установка в картер ведущего и промежуточного валов

- пружинную шайбу на оси сателлитов установите со стороны глухого отверстия на торце оси;

- осевой зазор каждой шестерни привода мостов должен составлять 0-0.10 мм, а момент сопротивления вращению шестерен не должен превышать 14.7 Н·м (1.5 кгс·м). При увеличенном зазоре замените опорные шайбы другими, большей толщины; если указанный зазор не удается получить при установке опорных шайб наибольшей толщины, замените шестерни новыми ввиду их чрезмерного износа;

- ведущий и промежуточный валы устанавливаются в картер раздаточной коробки одновременно;

- напрессовка подшипников на корпус дифференциала производите оправкой 67.7853.9558;

- рабочие поверхности сальников перед установкой в крышки и картеры смажьте смазкой Литол-24;

- при обжатии гаек валов раздаточной коробки пользуйтесь оправкой 67.7820.9520;
- после сборки залейте масло в раздаточную коробку до нижней кромки заливного отверстия.

2.5.7 Испытания раздаточной коробки

Собранную раздаточную коробку испытайте на стенде на наличие шума, на качество сборки и отсутствие утечки масла. Проверку производите последовательно на высшей и низшей передачах при частоте вращения ведущего вала в обоих направлениях:

I режим:100-200мин-1

II режим:2000-2500мин-1

III режим: 3500-4000 мин-1

На II режиме проверку производите без нагрузки и под нагрузкой переменным крутящим моментом, а на I и III режимах - без нагрузки.

Работу дифференциала проверьте на I режиме, поочередно притормаживая валы привода переднего и заднего мостов до полной их остановки.

Переключение передач и блокировку дифференциала производите при неподвижных валах раздаточной коробки.

В раздаточной коробке не допускается: заедание и резкое включение как передач, так и блокировки дифференциала, стук или неравномерный шум шестерен и утечка масла.

В 1970 г. для первой заправки и эксплуатации агрегатов трансмиссий автомобилей ВАЗ было разработано и внедрено трансмиссионное смазочное масло ТАД-17и, которое изготавливалось на базовых маслах Омского НПЗ пакетом присадок Англомол-99 фирмы Лубризол. Масло ТАД-17и являлось аналогом масла W/90M фирмы ФИАТ и по зарубежным классификациям того времени отвечало требованиям класса SAE 90 и API группы GL-5. В 90-х годах ассортимент трансмиссионных смазочных масел такого уровня качества значительно увеличился, а для их изготовления стали использовать и другие присадки.

Технические требования к смазочным маслам для коробок передач изложены в проекте РД 3148.37.101.002-2001 и ТТМ 1.97-0729-98. Более 10 лет в КП заправлялись только моторные масла, которые недостаточно обеспечивали требуемую надежность и долговечность коробок передач.
Смену масла в механизмах трансмиссии необходимо производить сразу же после промывки картера и зубчатых колес. Для этого в картер заливают 1,5 – 2 литра керосина или дизельного топлива, агрегат работает 1,5 – 2 минуты, после чего жидкость сливается и в картер заливается свежее масло. Интенсивность изнашивания зубчатых колес зависит от вязкости масла и его температуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: