Классификация ассортимента ООО «Аргос»

 

Критерий ассортимента Количество наименований % от оборота % от прибыли
Психологический ассортимент 240-250    
Основной рабочий ассортимент 2000-2200 67,5 59,2
Сопутствующие товары   1,5 0,8
Собственные торговые марки 300-400    
Эксклюзивные товары      

 

Таким образом, работа с товарами психологического ассортимента, на первый взгляд, нерентабельна для компании. Но без значительного снижения цены на эти позиции работать нецелесообразно, так как при мониторинге цен клиентами – закупочными отделами розничных торговых точек – в первую очередь, сравниваются цены именно на эти позиции, если они оказываются значительно более низкими, чем у конкурентов, на остальной ассортимент этой товарной группы цены просматриваются с меньшей тщательностью. Например, по товарной группе «лампы», подгруппе «лампы накаливания» торговой марки Philips цена проверяется, в первую очередь, на лампу накаливания с маркировкой «A55», мощностью 100Ватт и 60Ватт – оптовая цена на эти позиции иногда равна себестоимости, далее с меньшей тщательностью сравниваются цены на лампы с маркировками «B35» и «Р45». Если цена на эти позиции устраивает покупателя, начинается сотрудничество. На остальной ассортимент цена проверяется уже в процессе работы, и если она оказывается на 2-5% выше конкурентов, клиент чаще всего продолжает сотрудничество, руководствуясь, в первую очередь, ценой на «психологический ассортимент».

Основной рабочий ассортимент – это стандартные товары, которые распространяются на рынке, помимо ООО «Аргос», также другими оптовыми компаниями. Политика ООО «Аргос» предусматривает работу напрямую с производителями, минуя других дистрибуторов, даже если это более затратный метод. Цены на основной рабочий ассортимент в большинстве случаев стандартизированы на рынке, закупщики в рознице ориентируются на среднюю закупочную цену на этот товар (разница может составлять не более десяти процентов), поэтому наценка на основной рабочий ассортимент составляет 20% – 40% к закупочной цене.

Имея только психологический и рабочий ассортименты, компания удовлетворяла б основные потребности клиентов в электротехнической продукции, но в этом случае она б не достигала бы желаемого уровня прибыли, в лучшем случае, он был бы меньше на тридцать процентов.

В 2007 году ассортиментный совет ООО «Аргос» проследил тенденцию к активному снижению нормы прибыли в сфере оптовой торговли электротехнической продукцией (рис 1.11). Тенденция сохраняется и в настоящее время.

 

Поэтому в 2008 году было изменено направление ассортиментной политики в сторону расширения «эксклюзивного ассортимента», прибыль с продаж эксклюзивного ассортимента могла достигать 80% - 100%. Было принято решение ввести в ассортимент товары с собственными торговыми марками, главным условием было – отсутствие аналогов на российской рынке. Подобные товары были найдены у производителей из Китая, себестоимость товаров оказалась очень низкой – в ассортимент были введены фонари, настольные светильники и потолочные светильники, в настоящий момент «сверхприбыль» имеет место при работе этим товаром.

ООО «Аргос» имеет три собственные торговые марки – «Lucia» – торговая марка настольных светильников, «Акцент» – торговая марка потолочных светильников и подсветок, «Яркий Луч» – фонари. На момент ввода товара в ассортимент компании, аналогов в России не было, товары являлись «эксклюзивом», наценка на них могла достигать 150 процентов, при этом продукция позиционировалась как товары «эконом» класса с ценой на полке ниже аналогичных товаров других производителей. Постепенно рынок Санкт-Петербурга и России стал наводняться товарами, произведенными в Китае, прибыльность «эксклюзива» стала снижаться, но по-прежнему она осталась на уровне в несколько раз превышающем прибыльность стандартных товаров. Для поддержания высокой доходности этих товарных групп необходимо постоянное обновление коллекции, расширение ассортимента. Именно за счет введения этих позиций товарная группа «светильники» в целом является наиболее рентабельной.

Расширение ассортимента за счет работы с китайскими поставщиками вызвала, кроме увеличения доходности, также немало проблем.

Первая из них связана с нерегулярностью, отсутствием бесперебойности поставок. Наиболее сложный момент – первые полгода после введения новой товарной позиции. После заключения договора на поставку продукции с поставщиком из Китая, формируется первоначальный заказ. Для минимизации транспортных затрат перевозка продукции из Китая в Россию осуществляется контейнерами объемом 20–40м3. Стоимость транспортировки примерно составляет 3-5% от общей стоимости поставки. Далее формируется первоначальный заказ, обычно он равен минимальному заказу, предлагаемому производителем. По настольным светильникам обычно – 1000–1500 штук каждой модели, по фонарям – от 500 до 5000 штук каждой позиции. Время доставки контейнера от производителя до склада ООО «Аргос» примерно два месяца (не учитывая задержки на таможне и редко возникающие проблемы в пути). Товар приходит на упаковочный склад, где из транспортной коробки помещается в индивидуальную упаковку для продажи, на коробку наклеивается этикетка с русским текстом, сертификационным знаком. После – перемещается на оперативный склад, и товар становится готовым для продажи.

Минимальная партия, привезенная из Китая, оказывается достаточной только для изучения спроса на товар: новые позиции в срочном порядке предлагаются всем клиентам, и после того, как выясняется, какие из товаров действительно пользуются устойчивым спросом (обычно для этого требуется от двух до четырех недель), а какие неинтересны потребителю, формируется новый заказ продукции у китайского производителя. К моменту формирования второго заказа, запасы товара, пользующегося устойчивым спросом, сокращаются вдвое. В итоге примерно через 30 дней запасы его будут находиться на нулевом уровне. Через 60-80 дней после размещения заказа товар сможет оказаться на складе ООО «Аргос». Временной разрыв (отсутствие товара на складе) 30-50 дней отрицательно сказывается на отношении клиентов к компании, снижается общий процент выполнения заказов – теряется доверие клиентов в компании.

Сложности возникают, особенно, при работе с крупными сетями. В настоящее время за ввод новый позиции в ассортимент они требуют так называемый «входной бонус», юридически оформляемый как «оплата информационных услуг». Сумма бонусов различна, например, стоимость информационных услуг ООО «Максидом» - 15 у.е. за одно наименование, ООО «Русель» (сеть гипермаркетов «Карусель») – 40 у.е. за одно место на выставочной полке (к примеру, для настольных светильников необходимо 3-4 места для выкладки), где у.е. равен доллару США на день оплаты информационных услуг. Цель входных бонусов – увеличение устойчивости ассортимента, снижение вероятности недопоставки продукции, потому что, заплатив бонус, оптовые компании стараются окупить его, увеличив оборот. Увеличивается запас товара на складах оптовых предприятий, что косвенным образом препятствует политике обновления ассортимента.

За недопоставку заказываемых новых товаров в период отсутствия их на складе ООО «Аргос» платит штрафы в размере пяти процентов от суммы не привезенных товаров. В противном случае – произойдет вывод позиции из ассортимента розничной торговой точки, а уже уплаченные за введение позиции денежные средства не позволяют выводить ее из-за возникновения убытков. Причина штрафов – розничная сеть не получает прибыли с места в товарной матрице, компенсируя ее штрафами, взимаемых с оптовых компаний. Зачастую после введения в ассортимент товара китайского производителя, интервал в поставках может составлять два и более месяцев.

Эту проблему пытались решить увеличением первоначальной партии поставки (с запасом на 3 месяца), но в таком случае увеличивался риск «замораживания» денежных средств в нерентабельной продукции, которая в дальнейшем будет очень долго продаваться, занимая место на складе (таблица 1.21). Необходимо учитывать, что в ассортименте присутствует около 30 моделей светильников, 25 моделей фонарей, 60 разновидностей потолочных светильников, закупочная стоимость может варьироваться, в таблице приведены средневзвешенные значения.

Таблица 1.21


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: