Становление и развитие системного подхода в менеджменте

Введение

С точки зрения методологии менеджмента различают три основных подхода в развитии теории и практики менеджмента, каждый из которых связан с предыдущим, формировался на его основе и существенно дополнял его: процессный, системный и ситуационный. В работе будут рассматриваться системный и ситуационный подходы.

Ситуационный подход развился в результате попыток применения концепций школ управленческой мысли в реальных жизненных ситуациях. Он состоит в том, что нет какого-то универсального подхода, различные проблемы и ситуации требуют разных подходов.

Системный подход в менеджменте - быстро развивающаяся совокупность теоретических представлений и созданных на их основе методических рекомендаций для решения организационных проблем.

Актуальность проблемы определяется необходимостью совершенствования и развития теории менеджмента.

Существенный вклад в осмысление интересующей нас проблематики внесли советские ученые, в частности В. Н.Садовский, А. И.Уемов, В. П.Казарян, Ю. А.Урманцев, B. C.Тюхтин, И. В.Блауберг, Э. М.Мирский и многие другие.

Цель работы – раскрыть особенности системного и ситуационного подходов в развитии менеджмента.

Задачи работы:

Дать характеристику системного подхода, этапов его становления и развития;

Раскрыть сущность ситуационного подхода, его методологическую основу;

Выделить достоинства и недостатки системного и ситуационного подходов в менеджменте.


 

Становление и развитие системного подхода в менеджменте

Примерно со средины 1950-х гг. системный подход проникает в самые разные исследовательские области, как естествознания, так и обществознания. К этому периоду уже существуют разнообразные подходы и концепции в менеджменте, уже четко обозначается «классический» период или «классическая школа» менеджмента, «школа человеческих отношений», «научный менеджмент», психологические подходы в теории управления, теории мотивации и ряд других.

В истории развития системных идей в менеджменте можно выделить три этапа, различающихся с точки зрения лежащих в их основе философско-методологических принципов:

Этап. Становление и развитие жесткого системного подхода (средина 1950-х-средина 1970-х годов);

Этап. Становление и развитие мягкого системного подхода (средина 1970 годов - настоящее время);

Этап. Комплементаризм в менеджменте (вторая половина 1980-х гг. - настоящее время) [6;С.30].

Существует множество работ, описывающих историю становления системного подхода и анализирующих различные аспекты определения понятия «система». Некоторые исследователи отмечают, что общие принципы системного мировоззрения были с достаточной полнотой сформулированы уже в античной философии, другие авторы связывают становление системного подхода в его современном понимании с работами Л. фон Берталанфи, в последнее десятилетие существенные приоритеты в теоретической разработке не только общих принципов, но и их приложений к теории управления исследователи отводят А. А.Богданову [7;С.122].

Таким образом, теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х гг. явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход - это не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимосвязанных подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ управления оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Они стремились сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации: поведенческая школа занималась социальной подсистемой, школы научного управления - техническими. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию.

Модель организации как открытой системы: Организация получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду.

Если система управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие дополнительные выходы, такие, как прибыль, увеличение доли на рынке, увеличение объема продаж, рост организации.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: