Дошкольников в учреждении дошкольного образования
(2ч)
Вопросы и задания
1. Содержание понятий: «физическая культура», «физическое развитие», «физическое воспитание», «здоровье».
2. Теоретические основы физического воспитания.
Цели, задачи, педагогические условия физического воспитания детей дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования.
3. Формы, методы, средства физического воспитания дошкольников.
4. Основные принципы организации физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении и семье. Государственные требования к организации физического воспитания.
Практическое задание
1. Выстроить систему доказательств значимости физического воспитания в целостном развитии и воспитании личности. Свои высказывания теоретически обосновать.
Литература
1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. – М., 1986.
2. Глазырина Л.Ф., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1999.
3. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. – М., 2002.
|
|
4. Змановский Ю.Ф. Эффективное закаливание в детском саду // Педиатрия. – 1989. № 4.
5. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ. – М., 2002.
6. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М., 2002.
7. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста / Сост. С.С. Бычкова. – М., 2002.
8. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М., 2002.
9. Физическое воспитание // Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.
10. Физическое воспитание // С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика. – М.. 2001.
11. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / Сост. Ю.Ф. Луури. – М., 1991.
12. Шилкова И.К. и др. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. – М., 2001.
13. Я расту / Сост. С. Сергеев. – М.. 2002.
Тема 17. Особенности развития, воспитания и обучения детей раннего возраста (2 ч.)
Вопросы и задания
1. Значение этапа раннего детства в развитии личности. Ведущие комплексные исследования в области педагогики раннего детства.
2. Особенности периода раннего детства. Предпосылки и педагогические условия развития личности в раннем возрасте.
3. Задачи воспитания и обучения детей от 0 до 3 лет.
4. Основные принципы организации жизни детей в группах раннего возраста.
5. Семья в развитии личности ребенка раннего возраста.
Практическое задание
1. Пользуясь рекомендуемой литературой по разделу, составить систему доказательств значимости раннего детства в развитии личности и деятельности личности.
|
|
Литература
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2003.
3. Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике. – Л., 1991.
4. Гуськова Т. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 8. – С.65-69.
5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.
6. Лекторский В.А. Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии. – М., 1965.
7. Лисина М.И. Психология самопознания у дошкольников. – Кишинев, 1983.
8. Объект // БСЭ, - М. – 1974. – Т. 18. – С. 765.
9. Панько Е. Воспитатель и его влияние на формирование самостоятельности дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 2. – С. 39-41.
10. Психолого-педагогический словарь. /Под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов-на-Дону, 1998.
11. Репина Т., Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 10. – С.63-65.
12. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969.
Тема 18.Дошкольное образование в целостной системе образования (2 ч.)
Вопросы и задания
1. Содержание понятий «система», «система образования». Структура системы образования.
2. Место дошкольного образования в целостной системе образования. Цели, задачи системы дошкольного образования.
3. Проблемы и основные направления развития современного дошкольного образования. Модернизация дошкольного образования.
4. Анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность в системе дошкольного образования (Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Концепция дошкольного воспитания, Кодекс об образовании и др.).
Практическое задание
1. Подготовить тезисы нормативных документов к вопросу № 4 данного занятия. С помощью прочитанных материалов выстроить свою точку зрения на основные вопросы лекции.
Литература
1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 1997.
2. Венгер Л.А., А.В. Запорожец Гуманизация дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание, 1990. № 8.
3. Дошкольная педагогика. В 2 ч. / Под ред. В.И Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.
4. Драгунова О.В. Дошкольная педагогика: Ч.1. – Чебоксары, 2003.
5. Закон РБ "Об образовании"
6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2001.
7. Конвенция о правах ребенка. – М., 1989.
8. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание № 5, 9 1989.
9. Крулехт М.В. Инновационные программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2003. № 5.
10. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. 1997. № 7.
11. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1980.
12. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1998.
13. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. – М., 1999.
14. Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов-на-Дону, 1998.