Положительный (растущий) эффектмасштаба –свойствопроизводственногопроцесса, выражающеесявтом, чтообъемвыпускаувеличиваетсявбольшейпропорции, чемзатратыфакторов–
ΔQ>ΔR.
Постоянный (неизменный) эффект масштаба – свойство производственного процесса, выражающееся в том, что объем выпуска увеличивается в той же пропорции, чем затраты факторов - ΔQ = ΔR.
Отрицательный (снижающийся) эффект масштаба – свойство производственного процесса, выражающееся в том, что объем выпуска увеличивается в меньшей пропорции, чем затраты факторов - ΔQ<ΔR.
18. Механизм рынка несовершенной конкуренции. Классификация рыночных структур. Входные барьеры при вступлении на рынок.
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.
Несовершенную конкуренцию принято подразделять на четыре основных типа монополистическая конкуренция, дуополия, олигополия и монополия.
Рынок монополии - типрыночнойструктуры, характеризующийсявысокойстепеньюрыночнойвласти продавца иотсутствиемконкуренции:
Единственный продавец в отрасли
На рынке продаётся уникальный товар (заменителей нет)
Высокие барьеры входа в отрасль
Отсутствует стратегическое поведение
Рынок монопсонии - тип рыночной структуры, характеризующийся концентрацией рыночной власти у покупателя
Рынок монополистической конкуренции - типрыночнойструктуры, гдеобладающиерыночнойвластьюпродавцыдифференцированноготовараконкурируютзаобъёмпродаж
На рынке большое число продавцов, достаточное, чтобы отрасль была конкурентной, однако меньше, чем при совершенной конкуренции
На рынке производится дифференцированный продукт
Нет барьеров входа-выхода из отрасли, но издержки проникновения выше
Отсутствует стратегическое поведение
Рынок олигополии - типрыночнойструктуры, характеризующийсястратегическимвзаимодействиемнемногих, обладающихрыночнойвластьюиконкурирующихзаобъёмпродажфирм.
Ограниченное количество фирм в отрасли, контролирующих большие доли рынка
На рынке может продаваться как дифференцированный,
так и стандартизированный товар
Ограниченный доступ в отрасль
Стратегическое поведение
Входные барьеры:
Возможности входа на рынок для новых фирм и издержки выхода из бизнеса определяются наличием барьеров:
♦ искусственных (институциональных), связанных
• с различного рода государственными ограничениями,
• протекционистской политикой и международными торговыми ограничениями;
• нормативно-правовой базой, регулирующей деятельность данного рынка, и т.п.;
♦ барьеры естественные:
• экономия на масштабах производства;
• высокая степень дифференциации продукции и лояльности;
• покупателей к уже существующей торговой марке,
• доступ к каналам распределения продукции и т.д.
19. Рыночная власть и ее источники. Характерные черты чистой монополии. Типы монополий.
Рыночная власть — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если рыночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыночной власть отдельного продавца будет обусловлена особенностями организации рыночной структуры и зависима от следующих факторов:
• доли данной фирмы в общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложение, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену;
• степени ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны потребителей своей продукции, тем больше у нее возможности для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть;
• наличия у данного товара заменителей, так как чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыночную власть данной фирмы;
• особенностей взаимодействия фирм, функционирующих в отрасли, которые могут послужить причиной возникновения рыночной власти у функционирующих в отрасли производителей. Такая ситуация возможна, если фирмы могут вступить в сговор и достичь соглашения о разделе рынка и о рыночной цене.
20. Максимизация прибыли монополистом: выбор оптимального объема выпуска. Монополистическое ценообразование.
Максимальную прибыль фирма-монополист извлекает в том случае, когда объем выпуска таков, что предельный доход равен предельным издержкам, а цена равна высоте кривой спроса при данном уровне выпуска
Рис. 28.1. Монопольная цена, выпуск и экономическая прибыль в коротком периоде
На рис. 28.1 изображены краткосрочные кривые средних и предельных издержек фирмы-монополиста, а также спрос на ее продукт и предельный доход от продукта. Монопольная фирма извлекает максимальную прибыль, производя объем благ, соответствующий точке, где MR = МС. Затем она устанавливает цену Рм, которая необходима, чтобы побудить покупателей купить объем благ QM. При данных цене и объеме производства фирма-монополист извлекает на единицу продукции прибыль (Рм - АСМ). Общая экономическая прибыль равна (Рм - АСМ) х QM.
Если спрос и предельный доход от блага, поставляемого фирмой-монополистом, понижаются, то извлечение прибыли невозможно. Если цена, соответствующая выпуску, при котором MR = МС, понизится ниже средних издержек, фирма-монополист понесет убытки (рис. 28.2).
Рис. 28.2. Монопольная цена, выпуск и потери в коротком периоде
Когда фирма-монополист покрывает все свои издержки, но не извлекает прибыль, она находится на уровне самоокупаемости.
В долгом периоде, максимизируя прибыль, фирма-монополист увеличивает свои операции до тех пор, пока не производится объем продукции, соответствующий равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (MR = = LRMC). Если при этой цене фирма-монополист извлекает прибыль, то свободный вход на этот рынок для других фирм исключен, поскольку возникновение новых фирм приводит к росту предложения, в результате чего цены опускаются до уровня, который обеспечивает получение лишь нормальной прибыли.
Максимизация прибыли в долгом периоде показана на рис. 28.3.
Рис. 28.3. Оптимальный выпуск и максимизация прибыли в долгом периоде
Монополистическое ценообразование
Монополистическое ценообразование. Экономика знает несколько форм обеспечения выгод от монопольного контроля рынка за счет регулирования цен в интересах фирм-монополистов. Использование этих способов зависит от типа конкуренции на рынке: одно дело, если на рынке сложилась ситуация чистой монополии, и совсем другое, если это олигополь-ный рынок, то есть на нем сосуществуют несколько крупнейших фирм. При чистой монополии фирма, контролирующая рынок, обычно устанавливает на свои товары более высокие цены, чем могли бы сложиться в условиях чистой (совершенной) конкуренции. Это не означает, что такая фирма вообще устанавливает самую высокую цену из всех возможных: такая коммерческая политика отнюдь не является наиболее разумной. Поскольку целью фирмы является получение наибольшей суммы прибыли, то фирма-монополист подбирает такое сочетание цены и объемов производства (величину предложения) товаров, при котором и достигается эта цель. И как правило, это означает появление на рынке меньшего количества товаров и с ценами более высокими, чем в условиях чистой конкуренции. Кроме того, пользуясь своей абсолютной властью над рынком, чистый монополист обычно пытается осуществлять ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация — коммерческая практика, связанная с продажей одного и того же товара разным покупателям по неодинаковым ценам. Ценовую дискриминацию надо отличать от дифференциации цен — явления нормального, если оно оправдывается различиями в качестве или условиях продаж товара (размер закупаемой партии, скорость оплаты, условия доставки и т. д.). Напротив, ценовая дискриминация возникает в том случае, когда разница цен не имеет объективной экономической основы. По-иному складывается картина монополистического ценообразования на олигопольном рынке. Здесь наиболее частой формой нарушения нормальной работы рыночного механизма ценообразования являются монопольные сговоры о ценах. Наиболее распространенными формами таких сговоров являются:
1. Корнер для ринга — способ, придуманный немецкими купцами еще в XVI в. Смысл этого метода прост — купцы или производители заключают тайное соглашение ("ринг", что по-немецки означает "кольцо") о скупке ("корнере", что по-английски означает "угол") или временном изъятии с рынка какого-то товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники "ринга" получают повышенный доход. Например, в 1931 г. участники Международного оловянного картеля организовали корнер по олову. Скупив огромное количество олова и создав на него ажиотажный спрос, вызвавший в свою очередь резкий рост цен, участники "корнера" год спустя распродали свои запасы металла с огромной прибылью.
2. Картель — метод, состоящий в заключении соглашения между изготовителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж каждым из членов картеля. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям.
3. Лидерство в ценах — наиболее труднодоказуемый вид монопольного сговора о регулировании цен, поскольку он обычно не оформляется никакими документами. Суть метода состоит в том, что одна из крупнейших фирм становится как бы негласным "дирижером цен": когда она меняет условия продаж своих товаров, то остальные фирмы сразу же следуют в ее фарватере, лишая покупателей выбора. Очевидно, что эти и другие формы монопольного диктата в области ценообразования ущемляют права покупателей. Более того, экономическое поведение монополий часто означает снижение эффективности использования ресурсов производства и замедление движения человечества к более высоким уровням благосостояния. И потому государство во многих странах ставит преграды на пути подобного экономического поведения, защищая конкуренцию.