принцип определенности - налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятной налогоплательщикам. Сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны -плательщику;
принцип удобства утверждает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика, т. е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода;
принцип экономии - административные расходы по сбору налогов, управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными. Налоговая система должна быть рациональной.
Кроме этих классических принципов со временем сложился комплекс принципов, выделенных как государством, так и плательщиками:
принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода;
однократность обложения одного и того же объекта за определенный период;
стабильность налоговой системы в течение длительного времени;
|
|
оптимальность налоговых изъятий, т. е. обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц.
Вторая группа принципов налогообложения включает в себя экономические и организационно-правовые принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны.
47.Классификация налогов.
Личные налоги - это налоги, взимаемые с доходов и имущества налогоплательщиков
Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг
В настоящее время косвенные налоги делятся на:
индивидуальные (обложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования);
универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на: однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.
Самую сложную структуру имеют таможенные пошлины. Они классифицируются по различным признакам. Наиболее распространенной является классификация по следующим признакам:
по происхождению: внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные);
по целям взимания: фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические;
по характеру взимания (по ставкам): специфические, адвалорные (взимаемые в процентном отношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенные пошлины;
|
|
по характеру отношений: конвенционные и автономные
Одним из классификационных признаков налогов является их деление на общие и специальные (целевые).
Общие налоги - налоги, которые обезличиваются и поступают в единую кассу государства. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.
Специальные целевые налоги - налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды
Классификация налогов по классификационному признаку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различает налоги в качестве закрепленных и регулирующих.
Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.
Регулирующие налоги - налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.
В налогообложении действует три способа взимании налогов, исходя из учета и оценки объекта налога: кадастровый; декларационный; административный - изъятый у источника образовании объекта обложения.
Первый способ (кадастровый) предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налоги. Так, для поземельного налога действует земельный кадастр.
Второй способ (декларационный) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источника доходов, налоговых льготах и порядке исчисления оклада налога. Этот способ учитывает недостатки, но создает условия для уклонения от уплаты налогов, контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.
Третий способ (административный) предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог. Таким путем взимаются подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность от его уклонения. Сумма изъятого налога переводится сборником-предприятием сразу в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.
48. Элементы налогообложения.
Налогообложение - процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.
Субъект налогообложения (плательщик) - юридическое или физическое лицо, которое по законодательству обязано платить налог. Субъект может быть формальным, если он переносит налог на другое лицо, становящееся носителем налога, или фактическим (конечным) плательщиком.
Налогоплательщики - организации и физические лица, которые в соответствии с законодательством обязаны уплачивать налоги, сборы, пошлины.
Объектами налогообложения могут быть: товары, работы и услуги, реализация товаров (работ, услуг), доходы, дивиденды и проценты
Формой налогообложения является налоговая ставка - размер налога на единицу налогообложения. Существуют различные виды налоговых ставок. В зависимости от изменения налоговой ставки и налоговой базы налоги обычно делятся на:
|
|
прогрессивные;
пропорциональные;
регрессивные;
твердые.
Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.