Инновации: понятие и экономическая значимость

Инновации -результат творч. процесса в виде созданной новой потреб. ст-ти. Важнейш. признак инн-й -новизна их потреб. свойств, тогда как техн. новизна второстепенна. Инн-и - введенные в гражд. оборот или исп. для собств. нужд новая или усоверш. продукция, технология, услуга, организ.-тех. решение производ, админ, коммерч или дрхар-ра. Новшество – рез-т интеллект. д-ти, облад. признаками новизны по сравнению с существ. аналогами для опред. сегмента рынка, способный принести положит. экон.илидр полезный эффект при создании на его основе новой или усовершенств. продукции, технологии, новой услуги, нового организ.-техн. решения.Инновации –рез-т научно-техн. прогресса (НТП). НТП – сущ. фактор пр-ва продукции, обесп. за счет соверш-я средств пр-ва и технологий на базе открытия наукой новых закономерностей явлений и свойств окруж. мира повышение произв-ти труда. Наукоемкость – пок-ль, хар. деят-ть, результат кот. - продукция со значит. доб. ст-тью, получ. за счет примен.достижений науки, технологий и техники с высокой долей внутр.затрат на исследования и разработки в стоимост. объеме пр-ва такой продукции. Науч. деят-ть – творч.деят-ть, напр. на получение новых знаний о природе, человеке, обществе, созд. объектах и на исп-е научных знаний для разработки новых способов их применения. Научно-техн. деят-ть – деят-ть, вкл. проведение прикладных исслед. и разработок для создания новых /усовершенств. способов и средств осущ. конкретных процессов. Сюда относ. также работы по научно-методич., патентно-лиценз., программ., организ.-методич. и технич. обеспечению непосред.проведениянауч.исследований и разработок.Научю исследования –получение новых знаний и способов их применения. Науч. исслед. мб быть фундаментальными и прикладными. Фунд. н. иссл-я – теорет. / эксперим. исследования, напр. на получение новых знаний об основных закономерн. развития природы, человека, общества, созданных объектов. Мб ориентир-ми(направл. на решение научных проблем, связ. с практич. приложениями). Прикладные н. иссл. - исследования, напр. на применение рез-товфундам. н. иссл.й для достижения конкретных практ. целей. Опытно-констр.работы - комплекс работ, вып. при создании /модерн. продукции, разработка конструкт. и технол. док-ции на опытные образцы (опыт. партию) или их изгот-е. Опытно-технол. работы - комплекс работ по созданию новых веществ, мат-ов / технол. процессов и по изгот. техн. док-ции на них. Разработка – деят-ть, напр. на создание или усоверш. способов и средств осущ.процессов в конкретной области практ. деят-ти. Включ. проведение опытно-констр. (при создании изделий) и опытно-технол. (при создании мат-ов, веществ, техн-ий) работ.проект - комплекс работ по созданию и реализации инноваций (от исслед. до практ. исп-я получ. рез-в). Цель проекта- создание и освоение новых технологий/видов продукции (услуг), а также разработка новых решений произв., организ. и соц.-эк. хар-ра. Проекты м.выполнятьсясамост. или быть сост. частью гос-ных, отраслевых, регион. и межгосуд. научно-техн. программ. Специфика инновации как товара опред. высокой степенью неопред-ти при получении научно-техн. рез-та, риском временного разрыва м/узатратами и рез-тами, неопред-ть спроса. Иннов.стратегия –выбор наиб. эффект. путей (и одновременно сами эти пути) техн. и технол. развития, основ. на долгосрочном прогнозир., сопост.внешних и внутренних факторов, учете ресурсных ограничений. Форм-е и развитие инн. стратегий явл. необх. условием развития как нац. экономики, так и отдельного п/п. В развитых странах реал. след. типы инн. стратегий: - наступательная, цель - занятие лидир. позиций на рынке. – оборонительная, цель – держаться вплотную за лидером, заимствуя его новшества с внесением некот. изменений. Затраты на нововведения в этом случае будут ниже, чем у лидера; - имитационная. Цель – следовать за обеими группами лидеров, повторяя их достижения и исп. специф. преим-ва страны или п/п. Затраты – низкие; - зависимая. Ее цель –самосохр. через вып-е субконтрактных работ для п/п инноваторов. Затраты на нововведения в этом случае совсем незначит.;- традиционная. Цель – самосохр.с исп. консервативных технологий. Затраты миним.;- оппортунистическая. Цель – занятие свободных ниш на рынке. Затраты опред. тактич. соображениями.

Эти стратегии м.исп. как в чистом, так и в смешанном виде на уровне отдельного предприятия или на национальном уровне. Выбор нац. инн. стратегии опред.эк.и науч.-техн. потенциалом страны, ее хоз. укладом, геополит. установками. Для п/п важнейшие стратег.проблемы – выбор произв. профиля на основе диверсификации или специализации, разработка рыночной политики, опред. рыночных контрагентов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: