Для изучения феодальных отношений в Киевском государстве важнейшее значение имеет такой документ, как Русская Правда.
Русская Правда — сборник установлений правды, закона. Своего рода кодекс гражданского права, содержащий нормы имущественных отношений, принципы возмещения за утраты и преступления. Положения Правды, свод обычаев, судебные установления, терминология помогают представить правовые и хозяйственные основы жизни в Киевской Руси.
Сохранилось несколько вариантов Русской Правды, «краткой» и «пространной»: первоначальный и более полный вариант, созданный позднее. Правда складывалась при Ярославе (978-1054) и его преемниках, детях, внуке — Владимире Мономахе (1053-1125). «Поучение» Мономаха — яркий литературный памятник, наставления и комментарий к Правде.
Русская Правда устанавливает нормы права в соответствии с канонами христианской религии. Она не признает решения судебных споров с помощью кровавого поединка («у кого меч острее, тот и берет верх»). Большинство статей Пространной Правды посвящено нормам хозяйственных взаимоотношений — праву собственности, принципам наследования, наказаниям за нарушение пахотной межи, практике возмещения денежных и натуральных долгов («...за ссуду меда и жита возмещать надобно с надбавкой»).
Господин имеет право бить смерда «за дело», но не «без вины». «Кого застанут ночью у клети или на каком воровстве, могут убить как собаку; если же продержат пойманного вора до рассвета, то должны вести его на княжий двор, в суд». «Аще кто без повелений на чужом коне ездит, да ся тепет по три краты», т. е. получит три удара в качестве наказания.
Как письменный свод древнерусского права Русская Правда упорядочивает систему имущественных отношений, долговых обязательств, нормы наказаний, степень ответственности представителей разных социальных групп, «верви» (общины).
Кроме того, Русская Правда - источник сведений о нормах хозяйственной жизни, экономических отношениях. Из нее мы узнаем о денежной системе, металлических деньгах и мехах, выполняющих роль денег, о торговых отношениях Руси с соседями, о ценах на товары. В списках Правды есть таксы на постройку и починку мостов, изложены принципы распределения мостовой повинности, нормы взимания процентов с денежной ссуды, предоставленной в заем.
Русская Правда позволяет обрисовать основы имущественного и сословного деления. Верхний слой — «княжие люди» (дружина князя); затем идут «люди» (свободные, обязанные платить дань князю); на нижней ступени — «холопы», за которых отвечает их господин. За нанесение увечья или убийство холопа полагается нести возмещение как за истребление или порчу чужого имущества. Холоп, ударивший свободного, может быть подвергнут побоям, или его хозяин должен уплатить пеню в виде возмещения.
С конца XV столетия в России активно шел процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединение в централизованное государство. В XVI в. развитие феодализма в России вступило в новую фазу, началось широкое наступление на крестьянство, которое теряет право «перехода», усиливается барщинная эксплуатация, на смену боярской вотчине приходит поместье.
Многие процессы экономической жизни России того времени нашли отражение в Судебниках XV и XVI вв. В этих юридических документах нашла отражение борьба за землю как между феодалами, так и земельные споры их с крестьянами. Усиление крестьянской зависимости выразилось в Судебнике 1497г. в установлении определенного срока для крестьянского перехода от одного феодала к другому (в Юрьев день). Впоследствии указами 80-х годов XVI века «О заповедных летах» крестьяне фактически были лишены права перехода.
В середине XVI в. вопросы социально-экономического характера занимают все более значительное место в литературе. Отметим интересные сочинения писателя священника Ермолая, получившего при пострижении в монахи имя Эразма, особенно его руководство для правителей и царей, точно названное как «Благохотящим царем правительница». Здесь автор развивает план реформ, предполагает изменить податную систему, определить в законе повинность крестьян в отношении помещиков, обсуждает порядок дворянской службы и т.д.
Рост товарно-денежных отношений, усилившееся значение денег при господстве еще натурального хозяйства, характерного для феодального строя, отразились в другом знаменитом произведении XVI в. – «Домострое». В этом сочинении решились проблемы натурального хозяйства, но получил отражение также рост товарного производства, характерный уже для XVI в., когда расширился внутренний рынок, и развивалась внешняя торговля. «Домострой» является не только сборником поучений и наставлений, но и трактатом на экономические темы. Только предметом рассмотрения авторов «Домостроя» является не все общество или страна в целом, а семья или «дом», не народное хозяйство, а хозяйство богатой семьи. Хозяйственные советы «Домостроя» соответствуют потребительскому натуральному хозяйству, мало связанному с рынком. Это яркий документ экономической мысли феодальной эпохи. Вместе с тем, в «Домострое» предписывается покупать иногда в расчете на прибыль при продаже, рекомендуется использовать наемный труд, а холопов отпускать на волю.
Существенно отличаются от рассмотренных выше сочинений XVI в. произведения Ивана Пересветова. Он подал Ивану IV ряд сочинений, в которых содержалась политика программы дворянства, которую впоследствии и осуществил Иван Грозный.
Пересветов – сторонник неограниченной самодержавной власти, которая должна завести дворянское войско в 20 тысяч человек, хорошо вооруженных и щедро награжденных, которое будет лучше необученной стотысячной армии. Для этого надо увеличить государственные доходы и сосредоточить их полностью в центральной царской казне. Пересветов предлагал и некоторые меры в отношении торговли – установление твердой цены на товары.
В целом программа социально-экономической политики Пересветова носила определенный классовый характер – усиление самодержавия с опорой на рядовое дворянство. Вместе с тем она была направлена против остатков феодальной раздробленности, произвола боярской аристократии.
Развитие торговли и товарного производства отразилось также в литературе XVI в. Памятником по истории торговли и купечества этого времени является Торговая книга, составленная неизвестными авторами. Она делится на три части. В первой части говорится о весах, мерах и денежном счете, во второй – об иностранных товарах, в третьей – о русских товарах и их ценах.
Торговая книга была руководством для купцов и справочником цен на товары. Появление такого рода руководства свидетельствовало о значительном развитии торговли.
Русская экономическая мысль в XVI в. нашла свое выражение в значительном количестве сочинений того времени. Следует также отметить, что на смену богословской литературе, тесно связанной с церковным мировоззрением, появились произведения светского характера на социально-экономические темы и даже узко экономического характера – сочинения Пересветова и Торговая книга.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
1.Какие два пути формирования феодализма в Западной Европе можно различить? 2. В каких документах можно найти следы экономической мысли? 3. Опиралась ли экономическая мысль средневековья на принципы рыночной экономики? 4. В чем заключалась суть крепостничества? 5. Какие признаки рынка стали появляться в период классического средневековья? 6. Какую цену Фома Аквинский называл «справедливой»? 7. Что такое Русская Правда? 8. Какие сословия выделялись в Русской Правде? 9. Какие еще документы отражают экономические процессы, происходившие в России XV – XVI вв.? |
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. В каких странах формирование феодализма происходило на почве разложения общины: а) Англия; б) Византия; в) Венгрия; г) Испания; д) Польша. 2. Что осуждал Фома Аквинский: а) торговлю; б) денежное обращение; в) частную собственность; г) ростовщичество; д) сословную иерархию. 3. Какая проблема не нашла отражения в «Домострое»: а) рост товарного производства; б) прибыль от продажи; в) содержание армии; г) использование наемного труда. 4. В каких источниках упоминались цены на товары: а) Русская Правда; б) сочинения священника Ермолая; в) «Домострой»; г) сочинения Ивана Пересветова; д) Торговая книга. |
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ,
ПЕРВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ