Парадокс бережливости

Данная модель может быть использована для иллюстрации так называемого «парадокса бережливости». Традиционно принято считать, что увеличение сбережений благоприятно сказывается на экономическом положении как отдельных граждан, так и страны в целом. Кейнс обратил внимание на то, что при определенных условиях увеличение сбережений может приводить к нежелательным последствиям для экономики.
Если население увеличивает сбережения (сдвиг кривой сбережения влево-вверх), то при прочих равных условиях сокращается потребление и совокупный спрос, а следовательно, и равновесный объем производства. Это, в свою очередь, означает снижение дохода и желание увеличить сбережения не окажет в конечном итоге влияния на их величину. Фактический уровень сбережений может и не измениться (рис. 2.12).

Парадоксальность данной ситуации связана еще и с тем, что согласно классическим представлениям увеличение сбережений должно способствовать увеличению инвестиций, а следовательно, вести не к уменьшению, а к росту национального дохода. Согласно кейнсианскому подходу часть инвестиционного спроса производна от динамики национального дохода.
Увеличение сбережений означает сокращение потребления и продаж и приводит к сокращению национального дохода.
Уменьшение дохода, которое происходит вследствие несовпадения планируемых сбережений и инвестиций, может быть достаточно ощутимым вследствие того, что снижается доход на величину, пропорциональную мультипликатору.

Мультипликатор.

Любое изменение расходов, составляющих совокупный спрос, — потребительских, инвестиционных, государственных приводит в действие т.н. мультипликативный процесс, выражающийся в превышении приращения реального национального дохода над приращением автономного спроса.
Простейшая модель мультипликатора может быть представлена так:

Мультипликатор можно определить как коэффициент, показывающий, на сколько возрастет равновесный доход при увеличении совокупного спроса. Механизм действия мультипликатора таков: любой дополнительный расход (ДЕ) становится в экономическом кругообороте доходом тех лиц, которые реализуют товары или услуги. Таким образом на следующем витке экономического кругооборота этот доход может вновь стать расходом, увеличивая тем самым совокупный спрос на товары и услуги.
Мультипликативный (нарастающий или множительный) процесс иногда сравнивают с кругами, расходящимися по воде от брошенного камня. Затухание «волн» при действии механизма мультипликатора связано с тем, что в каждом экономическом обороте часть дополнительного дохода не поступает вновь в оборот — она сберегается. Эта связь мультипликатора с поведением потребителя, его склонностью как к потреблению, так и к сбережению, находит отражение в формуле мультипликатора:

Из приведенной формулы следует, что чем больше дополнительные расходы на потребление и меньше на сбережения, тем больше при прочих равных условиях величина мультипликатора. А при увеличении доли сбережений и уменьшении доли потребления в доходе данный коэффициент становится меньше.
Потребление и сбережения в обычных условиях достаточно стабильны, иначе говоря они «пассивно» приспосабливаются к изменению уровня национального дохода. Поэтому особую значимость эффект мультипликатора имеет в тех случаях, когда изменения происходят в инвестиционных или государственных расходах. Это обусловлено и тем, что и те, и другие расходы могут ис пользоваться как непосредственные рычаги влияния на объем национального производства, обеспечивающие экономический рост.

Однако эффект мультипликатора действует при любом изменении совокупных расходов, т.е. не только тогда, когда они растут, но и когда уменьшаются. Более реалистично для российской практики данный пример должен звучать так: сокращение инвестиций на 100 млн. руб. при мультипликаторе, равном 3, приведет к уменьшению ВНП на 300 млн. руб.

Акселератор

С эффектом мультипликатора тесно связано действие эффекта акселерации.
Оно означает, что существует связь между приростом спроса (дохода и продаж) и приростом инвестиций для расширения мощностей, производящих товары, на которые вырос спрос. Иначе говоря, изменения в спросе на инвестиции рассматриваются как функция от изменения дохода, при этом инвестиции увеличиваются в большей степени, чем прирост дохода:

Эффект акселератора в самом общем виде означает, что изменение в объемах продаж готовой продукции ведет к изменениям в спросе на средства производства, производящие эту продукцию.
Инвестиционный акселератор — коэффициент, показывающий зависимость изменения инвестиций от изменения дохода. Аналогично мультипликатору воздействие механизма акселерации двухсторонне, т.е. его действие может проявляться не только в приросте инвестиций, но и в их сокращении.
Так, снижение объема продаж ведет к сокращению дохода и уменьшению инвестиций в n-ное количество раз, равное величине акселератора.
Между мультипликатором и акселератором существуют и различия. Если мультипликатор характеризует некое разовое непосредственное воздействие на доход со стороны спроса в текущем году, то эффект акселератора показывает связь между инвестициями текущего года и расширением производства в следующем году.
Связь между этими показателями можно условно показать в виде схемы:

Из данной схемы ясно, что автономные инвестиции вызывают действие эффекта мультипликатора, что способствует росту дохода. Следующий за этим рост спроса и объема продаж ведет к появлению стимулированных инвестиций и действию эффекта акселератора.

Инфляционный и рецессионный разрывы.

Задача анализа макроэкономического равновесия не только определить равновесный объем производства, но и дать ему оценку, т.е. сравнить, как соотносится равновесный объем производства с потенциальным объемом производства при полной занятости и широкими инвестиционными возможностями.
С помощью модели AD—AS мы давали такую оценку, показывая, что равновесный ВНП бывает значительно ниже потенциального. Равновесный и потенциальный объем производства можно сравнить с помощью модели «доходы— расходы».
Помимо ситуации, когда равновесный и потенциальный объемы равны между собой, возможны еще 2 случая: — равновесный объем производства меньше потенциального — эта ситуация именуется рецессионным разрывом; — равновесный объем производства больше потенциального — подобную ситуацию называют инфляционным разрывом.

На графике (рис. 2.13) показано, насколько совокупные рас ходы меньше тех, которые обеспечили бы объем производства на уровне полной занятости. Дальнейший спад расходов может привести к спаду производства, причем с мультипликационным эффектом. Выходом из подобной ситуации может быть стимулирование спроса, и прежде всего такой его составляющей, как инвестиции.
рис. 2.14 приводится графическая иллюстрация противоположной экономической ситуации — инфляционного разрыва, когда совокупные расходы превышают доход.
Спрос на товары превышает размеры того, что экономика может произвести, в результате начинают расти цены. Высокие цены ведут к возрастанию доходов бизнеса, но требование работников увеличить заработную плату из-за повышения стоимости жизни может способствовать раскручиванию инфляционной спирали «заработная плата—цены», что чревато негативными последствиями для экономики.
Во избежание возможных негативных последствий необходимо воздействовать на причины, порождающие избыточный спрос.
Если же данная ситуация связана с избытком денег в экономике, то выходом из нее может быть проведение более жесткой денежно-кредитной политики. Если же она порождена процессами в бюджетной сфере — необходимо оздоровление бюджета.
Оба случая несовпадения совокупных расходов с уровнем национального дохода, соответствующего полной занятости, можно проиллюстрировать, используя модель AD—AS. Причем, если в модели «кейнсианский крест» цены фиксированы, т.е. модель не позволяет показать изменение цен, то модель AD—AS (см. рис. 2.15, а, б) может быть полезна для анализа процессов, связанных с динамикой цен.

На рис. 2.15, а отражена ситуация дефляционного разрыва, т.е. вели чина совокупных расходов (точка А) не достигает уровня дохода, соответствующего полной занятости. Для преодоления подобной ситуации государство должно использовать фискальную и денежно кредитную политику, стимулирующие совокупные расходы.
На рис. 2.15, б увеличение спроса вызывает рост цен, т.е.
изменяется номинальный объем расходов при неизменном реальном. Инфляционный разрыв также можно ликвидировать средствами фискальной и денежно-кредитной политики, только направлены они должны быть в данном случае на решение задачи, противоположной той, которая решалась в случае дефляционного разрыва. При наличии инфляционного разрыва необходимо уменьшать совокупные расходы.
Итак, согласно кейнсианской концепции равновесие на рынке благ зависит от величины совокупных расходов. Изменения в составляющих совокупный спрос расходах — в потреблении, инвестициях или государственных расходах оказывают мультиплицированное воздействие на национальный доход. Причем роль «первой скрипки» выполняют инвестиции, потребление более пассивно приспосабливается к изменению уровня национального дохода.

46. Проблема равновесия инвестиций и сбережений в классической теории

Важной составляющей совокупного спроса являются инвестиции. Под инвестициями понимаются расходы предприятий, направленные на расширение производства, повышение качества продукции.
Источником инвестиций являются сбережения. Проблема заключается в том, что сбереженияосуществляются одними хозяйствующими агентами, а инвестиции могут осуществ-ляться совсем другими группами лиц или хозяйствующими субъектами. Источником инвестиций являются и накопления предприятий. Здесь «сберегатель» и «инвестор» совпадают. Однако роль сбережений домашних хозяйств весьма значительна, и несовпадение процессов сбережений и инвестирования может приводить экономику в состояние неравновесия.
Различают инвестиции: валовые, чистые, автономные и индуцированные (производные).
Валовые инвестиции - это общий объём инвестиций независимо от источников финансирования. Валовыеинвестиции включают и инвестиции, осуществляемые за счёт амортизационных отчислений.
Чистые инвестиции представляют собой валовые инвестиции за вычетом инвестиций, осуществляемых за счёт сумм амортизации основных фондов.
Инвестиции, не связанные с ростом ВВП, называются автономными. Они обусловлены нововведениями, вызванными научно-техническим прогрессом. Такие инвестиции сами становятся причиной увеличения ВВП.
Индуцированные инвестиции - это капиталовложения, направленные на образование новых производственных мощностей, причиной создания которых является увеличение спроса на материальные блага и услуги. При повышении спроса дополнительная продукция производится за счёт более интенсивной эксплуатации имеющегося оборудования. Если повышенный спрос не удовлетворяется, то для выпуска недостающей продукции сооружаются новые производственные мощности.
Процесс инвестирования зависит от многих факторов. Во-первых, он зависит от ожидаемой нормы прибыли.

Рис. 2.6. Равновесие сбережений и инвестиций:
I - инвестиции;? - сбережения; г - ставка банковского процента
Во-вторых, инвестор при принятии решений всегда учитывает альтернативные возможности, и решающим здесь будет уровень процентной ставки. Графически взаимосвязь между нормой процента, инвестициями исбережениями представлена на рис. 2.6.
На графике иллюстрируется положение равновесия между сбережениями? и инвестициями / Инвестиции есть функция нормы процента I = /(г), причём эта функция убывающая: чем выше уровень процентной ставки, тем ниже уровень инвестиций. Сбережения также есть функция нормы процента? =?(г), но эта функция уже возрастающая: чем выше уровень процента, тем выше уровень сбережений. Уровень процента, равный г0, обеспечивает равенство сбережений и инвестиций в масштабе всей экономики. Уровни Г1 и г2 - отклонения от этого состояния.

Такие функциональные связи между процентом, инвестициями и сбережениями описывались теоретиками классической школы. В кейнсианской же концепции инвестиции также есть функция нормы процента, а вотсбережения - это функция дохода? =?(У). Тем самым динамика инвестиций и сбережений определяется различными факторами.
В-третьих, инвестиции зависят от уровня налогообложения. Слишком высокий уровень налогообложения не стимулирует инвестиции.
В-четвёртых, инвестиционный процесс реагирует на темпы инфляции. В условиях инфляции, когда издержки представляют значительную неопределённость, процессы реального инвестирования становятся непривлекательными.
Важнейшие макроэкономические пропорции, отражающие взаимодействие инвестиций, сбережений и ВВП, можно представить следующим образом:
ВВП = С + I,
т.е. ВВП при его использовании равен сумме расходов на потребление С и инвестиций I. При этом потребление есть функция дохода С = С (У), а инвестиции - функция процентной ставки I = /(г).
С другой стороны, произведённый ВВП можно представить как ВВП = С +?, где? так же, как и С, является функцией дохода? =?(У).
Итак, если С + I = С +?, то I =?, где инвестиции - функция процентной ставки, а сбережения - функция дохода.
Равенство /(г) =?(У) демонстрирует важность соблюдения определённых пропорций в экономике дляравновесия между совокупным спросом и совокупным предложением и является необходимым условием макроэкономического равновесия.
А теперь определим уровень ВВП, когда сбережения и инвестиции находятся в состоянии равновесия (рис. 2.7).
На графике линия I означает неизменный объём инвестиций при любом уровне ВВП. По мере роста ВВПсбережения увеличиваются. В точке Е линии I и? пересекаются. Размер ВВП = ОЫ и есть тот уровень, на котором сформировалось равновесие между инвестициями и сбережениями. Но этот уровень ВВП не обеспечивает полной занятости - линии Е. Эта линия проходит правее точки пересечения? и / Точка N означает то состояние равновесия ВВП, к которому будет стремиться экономика всякий раз, когдаравновесие между I и? будет нарушаться.

Если уровень? окажется больше I, то это означает, что масштабы сбережений в обществе превышают масштабы инвестирования. Часть товарной продукции перестанет находить сбыт, увеличатся товарные запасы, предприятия сократят производство. «Невидимая рука» станет толкать уровень ВВП в сторону точки N. Если линия? окажется ниже I, будет разворачиваться обратный процесс.

И в классической, и в кейнсианской модели равновесие наступает в точке пересечения I и?. Различия заключаются в следующем:
Во-первых, в классической модели длительная безработица представляется невозможной. Гибкое реагирование цен и ставки процента восстанавливает нарушенное равновесие. В модели Кейнса равенство I и? может осуществляться и при полной занятости. Линия Е показывает, что полная занятость была бы в том случае, если бы объём ВВП достиг точки Е. А для этого нужно поднять линию I вверх, пока она не пересечёт точку Е, лежащую на линии сбережений. Другими словами, если инвестиционный процесс оживится, то возможно достижение равновесия при полной занятости. Именно государству отводится важнейшая роль в стимулировании инвестиций.
Во-вторых, классическая модель предполагает существование гибкого ценового механизма, присущего рынку. Кейнс подверг сомнению этот постулат: предприниматели, столкнувшись с падением спроса на свою продукцию, не снижают цены. Они сокращают производство и увольняют рабочих. Отсюда - «невидимая рука» рыночного механизма не может обеспечить полную занятость.
В-третьих, сбережения являются, прежде всего, функцией дохода, а не только уровня процента, как видно из теории классиков.
Итак, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением требует соблюдения равенства объёмов сбережений и инвестиций. То обстоятельство, что инвестиции есть функция процента, а сбережения - функция дохода, делает проблему нахождения равенства весьма сложной задачей.

47. Макроэкономическое равновесие в модели «Кейнсианский крест».

Равновесный уровень Ye может колебаться в соответствии с изменением величины любого компонента совокупных расходов: Ye=C+I+G+Xn.

Приращение любого компонента автономных расходов вызывает несколько большее приращение совокупного дохода DY благодаря эффекту мультипликатора.

Мультипликатор автономных расходов – отношение изменения равновесного ВВП к изменению любого компонента автономных расходов

,

где m – мультипликатор автономных расходов;

DY – изменение равновесного ВВП;

DA – изменение автономных расходов, независимых от динамики Y.

Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный рост (сокращение) совокупного дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов. Это означает, что относительно небольшие изменения в величинах C, I, G или Xn могут вызвать значительные изменения в уровнях занятости и выпуска (рис 30.1).

Рис. 30.1. Равновесный ЧНП в модели «доходы – расходы»

Таким образом, мультипликатор является фактором экономической нестабильности, усиливающим колебания деловой активности, вызванные изменением в автономных расходах. Проблема усложняется в условиях стимулированных инвестиций, так как в каждом следующем цикле производства из возросшего совокупного дохода Y финансируются не только более высокие потребительские, но и растущие инвестиционные расходы. Возникает эффект супермультипликатора.

Рецессионный разрыв – величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.

Если фактический равновесный объем выпуска Ye ниже потенциального Yf.e.(рис. 30.2), то это означает, что совокупный спрос не эффективен, так как оказывает депрессивное воздействие на экономику.

Рис. 30.2. Рецессионный разрыв

Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос и «переместить» равновесие из точки А в точку В. Приращение совокупного дохода DY составляет:

DY = величина рецессионного разрыва * величина мультипликатора автономных расходов.

Инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости (рис. 30.3).

Рис. 30.3. Инфляционный разрыв

Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса и «перемещение» равновесия из точки А в точку В (полная занятость ресурсов). При этом сокращение равновесного совокупного дохода DY составит

DY=величина инфляционного разрыва ´ величина мультипликатора автономных расходов.

Одной из основных задач бюджетно-налоговой политики правительства является создание системы встроенных стабилизаторов экономики, которая позволила бы ослабить эффект мультипликации путем относительного снижения величины предельной склонности к потреблению (МРС) и, соответственно, увеличению предельной склонности к сбережению (MPS), так как мультипликатор = .

Мультипликатор государственных расходов действует аналогично , где mG – мультипликатор государственных расходов (рис. 30.1). Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является МРС.

Аналогично мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода окажет и снижение налогов Т. Если налоговые отчисления снижаются на , то располагаемый доход возрастает на величину (рис. 30.4).

Рис. 30.4. Влияние налогов на макроэкономическое равновесие

Потребительские расходы увеличиваются на величину , что увеличивает объем производства Y1 до Y2 на величину , где мультипликатор налогов.

Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.

 

48.Понятие мультипликатора. Инфляционный рецессионный разрывы. Парадокс

бережливости.

Если фактический равновесный объём выпуска Yo ниже потенциального Y*, то это означает, что совокупный спрос неэффективен, т. е. совокупные расходы недостаточны для обеспечения полой занятости ресурсов, хотя равенство совокупного спроса и совокупного предложения (AD = AS) достигнуто. Недостаточность совокупного спроса оказывает депрессивное воздействие на экономику и определяет рецессионный разрыв (рис. 4.3).

Рецессионный разрыв - это величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВВП до уровня полной занятости. Рецессионный разрыв наступает тогда, когда S > I, т.е. сбережения, соответствующие уровню полной занятости, превышают потребности в инвестировании. В этой ситуации текущие расходы на товары и услуги низкие, ведь население предпочитает большую часть расходов сберегать. Это сопровождается спадом промышленного производства и снижением уровня занятости. А затем в силу эффекта мультипликатора приведёт к тому, что сокращение занятости в той или иной сфере производства повлечёт за собой вторичное и последующее сокращение занятости и доходов в экономике.

Рис. 4.3. Рецессионный разрыв

Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос и «переместить» равновесие их точки А в точку В. При этом приращение совокупного равновесного дохода составит:

Величина Величина мультипли-

Д У = рецессионного раз- х катора автономных

рыва расходов.

Если фактический равновесный уровень выпуска У0 больше потенциального У, то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность совокупного спроса вызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает потому, что предприятия не могут расширить производство адекватно растущему совокупному спросу, так как все ресурсы уже заняты. Возникает инфляционный разрыв (рис. 4.4).

Инфляционный разрыв - это величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.

Инфляционный разрыв наступает тогда, когда I >?, т.е. планируемые инвестиции превышают сбережения, соответствующие уровню полной занятости. Это означает, что предложение сбережений отстаёт от инвестиционный потребностей. Поскольку реальных возможностей увеличения инвестиций при достигнутой полной занятости нет, постольку объёмы совокупного предложения возрасти не могут. Население всё большую часть дохода направляет на потребление. Спрос на товары и услуги растёт, а в силу эффекта мультипликатора нарас-тающий спрос давит на цены в сторону их инфляционного повышения. 7 = Е

 

Рис. 4.4. Инфляционный разрыв

Преодоление инфлционного разрыва предполагает сдерживание совокупного проса и «перемещение» равновесия из точки А в точку В (полная занятость ресурсов). При этом сокращение равновесного совокупного дохода Д 7 составляет:

Величина Величина мультипли-

Д 7 = инфляционного раз- х катора автономных

рыва расходов.

Если, используя модель «Л^О-Л?» интерпретировать график совокупных расходов как со-вокупный спрос, а линию 45° - как совокупное предложение, то рецессионный разрыв можно определить как превышение совокупного предложения над совокупным спро-сом на уровне, соответствующем потенциальному ВВП. Соответственно превышение совокупного спроса над совокупным предложением на уровне, соответствующем потенциальному ВВП, представляет собой инфляционный разрыв.

Не следует смешивать рецессионный или инфляционный разрыв с разрывом ВВП. Разрыв ВВП - это разница между равновесным и потенциальным уровнями ВВП, или 7. Графически разрыв ВВП изображается на оси абсцисс.

49.Государственный бюджет: доходы и расходы государства.

овокупность всех финансовых отношений в обществе образует финансовую систему государства. Она состоит из следующих звеньев: государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Государственный бюджет - это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

В самом общем виде государственным бюджетом можно назвать план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.

Расходы государственного бюджета показывают направления и цели государственных ассигнований.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

1. военные;

2. экономические;

3. на социальные цели;

4. на внешнеполитическую деятельность;

5. на содержание аппарата управления.

В современных условиях в связи с проведением активной государственной политики происходит значительное увеличение расходов государства. Рост государственных расходов был предсказан немецким экономистом А. Вагнером, который сформулировал закон возрастающей государственной активности, в соответствии с чем государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее объемов национального дохода. Эти утверждения вошли в мировую экономическую науку под названием закона Вагнера.

Доходы государственного бюджета формируются за счет:

1. налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

2. неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

3. доходов целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы - 7%, доходы целевых бюджетных фондов - 9%. Следовательно, основным источником доходов государственного бюджета являются налоги.

Важнейшая задача исполнения бюджета-обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

5О.Налоговая система. Основные виды налогов.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА - совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.

 

Термин «налоговая система» может использоваться применительно к отдельным государствам или их крупным экономическим сообществам. Исторически налоговая система появилась с возникновения первых государств Древнего мира, которые вводили налоги на доходы и имущество своих подданных. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание^ войск, возведение укреплений, строительство храмов. Позднее в Римской империи значительные средства расходовались на устройство дорог, водопроводов, проведение праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и другие общественные цели. Сформулированные еще А.Смитом 4 основных принципа построения налоговой системы, определенным образом модернизированные, используются до настоящего времени. Это - принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам; принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику; принцип удобства - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика; принцип экономичности, заключающийся в. минимизации издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Налоговая система выполняет следующие основные функции: фискальную - обеспечение доходов государственного бюджета; регулирующую - регулирование макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости: распределительную - перераспределение национального дохода, доходов физических и юридических лиц; социальную — аккумулирование средств для осуществления социальных программ; стимулирующую - микроэкономическое регулирование; контрольную - обеспечивает воспроизводство налоговых отношений.

Современная налоговая система включает различные виды налогов.

1. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги берутся напрямую с физических и юридических лиц. Это подоходный налог с физических лиц; налог с прибыли корпораций; имущественный налог (уплачивается как физическими, так и юридическими лицами); налог на сделки с капиталом; налог с наследства и др. Косвенные налоги взимаются с товаров и услуг. Их косвенный характер проявляется в том, что их уплачивают не все граждане, а те, кто покупает облагаемую налогом продукцию. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

2. Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

3. В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов федерации и местные налоги. Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным Собранием, К ним относятся налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы па нефть, природный газ и др. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, налог на добычу природных ресурсов, к местным налогам относятся налог на недвижимое имущество граждан, налог на рекламу, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, другие сборы.

4. В зависимости от характера взимания налоговых ставок различают: твердые ставки, которые устанавливаются в абсолютной сумме независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти); пропорциональные - налоговая ставка остается неизменной независимо от размеров дохода; прогрессивные - ставка повышается по мере возрастания дохода; регрессивные - ставка налога понижается по мере возрастания дохода.

51. Бюджетно-налоговая политика: цели и основные виды.

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.

Фискальную политику в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации подразделяют на две части. Первая - это т.н. дискреционная политика, которая проводится по усмотрению правительства и на основе его решений. Вторая - это политика т.н. встроенных стабилизаторов, т.е. тех механизмов, которые работают в режиме саморегулирования и независимо от принимаемых решений сами реагируют на изменение положения в экономике.

Дискреционная фискальная политика - это сознательное манипулирование налогами и расходами, или активная фискальная политика.

В период спада стимулирующая фискальная политика складывается из: увеличения государственных расходов; снижения налогов; сочетания роста государственных расходов со снижением налогов. Такая фискальная политика обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях инфляции и избыточного совокупного спроса сдерживающая фискальная политика складывается из: уменьшения государственных расходов; увеличения налогов; сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

Автоматическая фискальная политика - это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически.

Встроенные стабилизаторы автоматической фискальной политики поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. Как только экономическая ситуация изменяется, в действие вступают механизмы саморегуляции.

К числу встроенных стабилизаторов относятся:

1. автоматические изменения в налоговых отчислениях в различные периоды экономического цикла. В период подъема налоговые поступления возрастают, обеспечивая снижение покупательной способности населения и сдерживая экономический рост, в период экономического спада сумма изъятия доходов уменьшается, вызывая увеличение покупательной способности, формируя эффективный спрос;

2. совокупность пособий по безработице и социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса в периоды экономического спада. В период подъема выплата различных пособий уменьшается, сдерживая совокупный спрос.

52.Сущность и основные функции денег. Денежная масса и денежные агрегаты

Деньги - это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента.

Всеобщий эквивалент означает способность товара обмениваться на любой другой товар.

Сущность денег раскрывается в их функциях. Обычно выделяют следующие основные функции денег:

1. средство обращения;

2. мера стоимости;

3. средство платежа;

4. средство накопления;

5. мировые деньги.

Выполняя функцию средства обращения, деньги выступают -посредником при обмене товаров и услуг, обеспечивают обращение товаров на рынке. Как средство обмена деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. В данном случае деньги не задерживаются долго в руках покупателей и продавцов И переходят из рук в руки, выполняя эту функцию мимолетно. Это обстоятельство привело в конечном счете к замене полноценных Денег неполноценными деньгами, символами стоимости (бумажные деньги).

Деньги в функции меры стоимости позволяют выразить стоимость товаров и услуг в денежных единицах (подобно тому как расстояние измеряется в метрах или километрах). Стоимость вещи, выраженная в деньгах, - это ее цена. Для определения цены товаров сами деньги не требуются, поскольку продавец товара устанавливает его цену мысленно (идеально выражает стоимость в деньгах). Выражение стоимости товара в деньгах происходит прежде, чем совершаются купля и продажа товара.

Деньги как средство платежа. Эту функцию деньги выполняют в случае продажи товаров с отсрочкой оплаты (продажа товаров в кредит), выплаты заработной платы, налогов, арендных платежей. Из функции денег как средства платежа возникают кредитные деньги - векселя, банкноты, чеки, кредитные карточки, электронные деньги. В подобном виде они действуют при выплате всякого рода финансовых обязательств.

Помимо того что деньги являются средствами платежа, они выступают и как средство сбережения и накопления. Возможность и необходимость накопления денег возникают в результате отделения актов продажи от купли, т.е. если за продажей товара не последовала покупка, то у продавца остаются на руках Деньги, которые могут с этого времени функционировать в виде запаса ценности. Функции таких сбережений, являющихся отсроченным потреблением, базируются на том, что эти деньги имеют и будут иметь одинаковую ценность и сейчас, и в будущем. Однако реальное выполнение деньгами этой функции имеет свои ограничения. Если номинальная стоимость денег фиксирована, то реальная их стоимость может меняться. В частности, в условиях инфляции реальная стоимость денег резко падает й сохранение богатства в виде денег теряет экономический смысл. Поэтому для сохранения ценности, помимо денег, используются и другие активы - ценные бумаги, недвижимость, драгоценности и др.

Помимо той роли, которую играют деньги в национальной экономике, они выполняют важные функции в международных деловых операциях и выступают как мировые деньги. На мировом рынке функцию мировых денег сегодня выполняет не золото, а валюта - денежная единица, используемая для измерения величины стоимости товара.

Под денежной массой понимается совокупность общепринятых средств платежа в экономике, сумма наличных и безналичных денежных средств.

Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты: МО, Ml, M2, МЗ. Денежные агрегаты классифицируются в зависимости от степени ликвидности денежных активов.

Ликвидным называется такой актив, который может быть использован как средство платежа или превращен в средство платежа и имеет фиксированную номинальную стоимость. Состав и количество используемых денежных агрегатов различаются по странам.

Для расчета совокупной денежной массы в РФ предусмотрены следующие денежные агрегаты:

1. МО - наличные деньги;

2. Ml равен агрегату МО плюс расчетные, текущие и прочие счета, вклады в коммерческих банках, депозиты до востребования; показатель Ml предназначен для измерения объема фактических средств обращения, поэтому он относится к денежной массе в узком смысле слова;

3. М2 - состоит из Ml плюс срочные вклады. При помощи показателя М2 пытаются измерить запас высоколиквидного имущества, которым владеет население и которое при определенных условиях может превратиться в деньги. Следовательно, М2 - это денежная масса в широком смысле;

4. МЗ включает М2 плюс депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

Скорость обращения денег - это среднегодовое количество оборотов, сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупку готовых товаров и услуг. Скорость обращения денег равна отношению номинального валового национального продукта к массе денег в обращении:

V=U/M,

где V- скорость обращения денег;

U- номинальный объем ВНП;

М- масса денег в обращении.

Скорость обращения денег в краткосрочном периоде является обычно величиной постоянной, а в долгосрочном меняется, но незначительно. Скорость эта вполне поддается управлению и зависит от работы банковской системы страны и от уровня технического оснащения учреждений, которые участвуют в денежных операциях.

Чем выше техническое оснащение банков, чем шире они используют современные компьютеры и спутниковые линии связи, тем быстрее оборачиваются деньги и тем меньше их надо для нормального функционирования хозяйства.

Денежная масса, которая необходима для осуществления операций обмена и платежа, зависит от спроса на деньги и от предложения денег банковским сектором.

53.Современная кредитная система. Центральный банк и коммерческие банки

Современная кредитная система, которая является основным элементом рынка ссудных капиталов, состоит из следующих основных институциональных звеньев, или ярусов:

I. Центральный банк, государственные и полугосударственные банки.

II. Банковский сектор:

♦ коммерческие банки,.

♦ сберегательные банки,

♦ инвестиционные банки,

♦ ипотечные банки,

♦ специализированные торговые банки, банкирские дома.

III. Страховой сектор;

♦ страховые компании,

♦ пенсионные фонды.

IV. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:

♦ инвестиционные компании,

♦ финансовые компании,

♦ благотворительные фонды,

♦ трастовые отделы коммерческих банков,

♦ ссудо-сберегательные ассоциации,

♦ кредитные союзы.

Такая схема является типичной для большинства промышленно развитых стран — в основном для США, государств Западной Европы, Японии. Ее обычно называют четырехъярусной или трехъярусной (в ряде случаев страховой сектор объединяют с четвертым ярусом, который идет под общим названием специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений).

Однако по степени развитости тех или иных звеньев отдельные страны существенно отличаются друг от друга. Наиболее развита кредитная система США, Поэтому на нее ориентировались все промышленно развитые страны Запада при формировании кредитной системы в послевоенный период.

В кредитной системе стран Западной Европы получили широкое развитие банковский и страховой секторы и в меньшей степени — специализированный сектор в виде инвестиционных и финансовых компаний, трастовых отделов, благотворительных фондов. Здесь сформировалась широкая сеть полугосударственных или государственных кредитных институтов, включая коммерческие и сберегательные банки, страховые компании и др. (Франция, Италия, Испания, Скандинавские страны).

Кредитная система стран Западной Европы по своей структуре приближается к кредитной системе США, однако каждая страна имеет свои особенности. Так, в Германии банковский сектор базируется в основном на коммерческих, сберегательных и ипотечных банках. Причем в отличие от других стран институт ипотечных банков здесь (хотя и действует как анахронизм XIX в.) очень развит и занимает большой удельный вес в кредитной системе и на рынке ссудных капиталов. В то же время система инвестиционных банков в Германии менее развита, чем в США, Англии, Канаде. Это объясняется отчасти тем, что ее коммерческие банки выполняют функции инвестиционных.

Для Франции характерно разделение банковского звена в основном на депозитные (коммерческие) банки, деловые банки, выполняющие функции инвестиционных, и сберегательные.

 

 

Современная кредитная система Японии сформировалась в послевоенный период в основном по американскому образцу и имеет трехъярусную систему: центральный банк, банковский и специализированный секторы. Наиболее развит банковский сектор, базирующийся на городских (коммерческих) и сберегательных банках. В последние годы действуют также инвестиционные банки. В секторе специализированных кредитно-финансовых институтов широкое распространение получили лишь страховые и инвестиционные компании. Данный сектор кредитной системы Японии менее развит, чем в США, Англии и Канаде, и приближается к аналогичным секторам Германии, Франции, Италии.

Отставание в развитии секторов специализированных институтов стран Западной Европы и Японии, по сравнению с США, Англией, Канадой, объясняется рядом причин: национальными традициями развития кредитных систем, более низким уровнем доходов населения, меньшей развитостью рынка ценных бумаг, организацией государственного регулирования кредитной системы.

Кредитные системы развивающихся стран в целом, за редким исключением, развиты слабо (в основном это кредитные системы в развивающихся странах Африки, структуры которых ориентированы на кредитные системы бывших стран-метрополий — Англии, Франции, Португалии). В большинстве этих стран существует двухъярусная система, представленная национальным центральным банком и системой коммерческих банков. На более высоком уровне находятся кредитные системы стран Азии и Латинской Америки. Особо следует выделить ряд азиатских стран; Южную Корею, Сингапур, Гонконг, Таиланд и Индонезию, Индию, Пакистан, кредитные системы которых довольно развиты, так как имеют трехъярусную структуру и приближаются по своему уровню к кредитным системам стран Западной Европы.

Трехъярусные кредитные системы имеет и ряд стран Латинской Америки — Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина, Перу, где помимо центрального банка и банковского сектора функционирует сектор специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов.

Основными учреждениями, предоставляющими кредит, яв­ляются банки. Банки — финансовые институты, которые аккуму­лируют и хранят денежные средства, предоставляют кредиты, осуществляют денежные переводы, а также другие операции на финансовых рынках. Совокупность взаимосвязанных банковских учреждений, функционирующих на территории страны, состав­ляют банковскую систему. Банковская система — органичный и неотъемлемый элемент экономики. Это означает, что функцио­нирование банков следует рассматривать в тесной связи со всеми процессами, происходящими в экономической жизни общества.

 

В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая банковская система. Первый уровень составляет центральный банк и его учреждения. Исторически центральные банки возникли в результате централизации денежной эмиссии (выпуска банкнот) в надежных банках. Такие банки получили название эмиссионных. В конце XIX — начале XX в. в большин­стве стран эмиссия бумажных денег была сосредоточена в одном банке, который назывался центральным эмиссионным, а затем просто центральным банком. Он занимает является, как прави­ло, государственным учреждением. В качестве банкира прави­тельства центральный банк выступает его кассиром и кредито­ром, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. Центральный банк, как правило, осуществляет кассо­вое исполнение государственного бюджета. Доходы правительст­ва, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспро­центный счет казначейства (министерства финансов) в цен­тральном банке, с которого покрываются правительственные расходы. Функции центрального банка сводятся к следующему:

 

• эмиссия денег. Это одна из наиболее важных функций. Хотя в современных условиях наличные деньги менее важны, чем безналичные, банкнотная эмиссия центрального банка со­храняет свое значение, так как наличные деньги по-прежне­му необходимы для значительной части платежей;

 

• хранение золотовалютного резерва страны;

 

• предоставление кредитов и выполнение расчетных опера­ций для правительственных органов;

 

• аккумулирование и хранение кассовых резервов коммерче­ских банков. Каждый банк обязан хранить на резервном счете в центральном банке сумму в определенной пропор­ции к размеру вкладов;

 

• кредитование коммерческих банков. Здесь можно провести такие аналогии. Если фирмы, организации и частные лица кредитуются коммерческими банками, то для центрального банка клиентами являются банки коммерческие;

 

• регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений. Центральный банк обладает правом выдачи и отзыва лицензий коммерческих банков;

 

• денежно-кредитное регулирование (совместно с правитель­ством).

 

Капитал ЦБ РФ полностью принадлежит государству. Задачи и функции ЦБ РФ сформулированы и закреплены в Конституции РФ и Федеральном Законе «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

 

Второй уровень банковской системы составляют коммерческие банки. Коммерческий банк — универсальный тип банка, занимающийся широким кругом операции, самой главной из ко­торых является предоставление кредитов промышленным, тор­говым и другим предприятиям преимущественно за счет денежных средств, привлеченных в виде вкладов. Во всем мире коммерческие банки — важнейшее звено банковской системы — концентрируют основную часть кредитных ресурсов и осуществ­ляют широкий диапазон банковских операций и финансовых ус­луг для юридических и физических лиц. Коммерческие банки можно классифицировать по ряду признаков.

 

По характеру собственности коммерческие банки бывают го­сударственными, акционерными, кооперативными, частными, муниципальными, смешанными. В промышленно развитых стра­нах преобладающей формой собственности коммерческих бан­ков является акционерная.

 

По характеру выполняемых операций различают универсаль­ные и специализированные коммерческие банки. Универсальные банки выполняют широкий круг операций и услуг. Универсаль­ность означает тип банковской деятельности, не ограниченной по отраслям народного хозяйства, составу обслуживаемых кли­ентов, количеству проводимых операций, регионам. Специализи­рованные коммерческие банки осуществляют одну или небольшое количество банковских операций. К ним относятся инвестици­онные, ипотечные, сберегательные, инновационные, страховые и другие банки. Инвестиционные банки проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, полу­чая при этом доход; свой капитал они используют для кредито­вания различных предприятий и целых отраслей. Ипотечные банки специализируются на предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости. Сберегательные банки привлекают сво­бодные денежные средства населения, хранят сбережения, осу­ществляют безналичные расчеты, предоставляют населению кре­диты, проводят расчетно-денежные операции по обслуживанию населения, включая операции с ценными бумагами. Инновацион­ные банки осуществляют кредитование на всех этапах и стадиях инновационного процесса создания и внедрения различных но­вовведений и научно-технических разработок. Страховые банки привлекают денежные средства путем продажи страховых поли­сов. Полученные доходы они вкладывают, прежде всего, в обли­гации и акции других компаний, государственные ценные бума­ги, также предоставляют долгосрочные кредиты предприятиям и государству. На современном этапе в сфере деятельности ком­мерческих банков наблюдается тенденция к универсализации, что объясняется влиянием конкуренции. Это выражается не только в увеличении числа предлагаемых клиентам услуг, но и в качественном изменении структуры операций, увеличении объе­мов операций с ценными бумагами и снижении удельного веса ссудосберегательных операций.

 

По отраслевому принципу коммерческие банки можно раз­делить на промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые и т. п. В России, например, это Нефтехимбанк, Элек­тробанк, Россельхозбанк, Промстройбанк и др. Основные функции коммерческих банков:

 

• мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в инвестиции. Банки аккумулируют де­нежных доходы и сбережения в форме вкладов. Вкладчик получает вознаграждение в виде процентов или оказывае­мых банком услуг. Сконцентрированные в форме вкладов сбережения превращаются в ссудный капитал, используе­мый банком для предоставления кредитов предприятиям и предпринимателям. Использование кредита обеспечивает развитие производительных сил страны в целом. Заемщики вкладывают средства в расширение производства, покупку недвижимости, потребительских товаров. В результате с помощью банков сбережения превращаются в капитал;

 

• кредитование предприятий, государства и населения. Пря­мое предоставление в ссуду свободных денежных средств их владельцами заемщикам в практической хозяйственной жизни затруднено. Банк выступает в качестве финансового посредника, получая денежные средства у конечных креди­торов и давая их конечным заемщикам;

 

• выпуск в обращение так называемых кредитных денег. Эта функция является специфической и отличает коммерче­ские банки от других кредитных учреждений. Современ­ный механизм денежной эмиссии связан с двумя понятия­ми: банкнотная и депозитная эмиссия. Банкнотную эмис­сию осуществляет эмиссионный банк (центральный банк). Коммерческие банки осуществляют депозитную эмис­сию — выпуск кредитных инструментов, которые образу­ются в результате выдачи ссуд клиенту. Денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда возвращаются ссуды, полученные у банков. Вместе с тем экономика нуждается в необходимом, но не чрезмерном количестве денег, поэтому коммерческие банки функционируют в рамках ограничений, предусмат­риваемых государством в лице центрального банка;

 

• осуществление расчетов и платежей по поручению клиен­тов. Большая часть расчетов между предприятиями осуще­ствляется безналичным путем. Выступая в качестве посред­ников в платежах, банки выполняют для своих клиентов операции, связанные с проведением расчетов и платежей;

 

• эмиссионно-учредительная деятельность. Эта деятельность предполагает выпуск и размещение (продажу) банками цен­ных бумаг. Здесь банки становятся каналом, обеспечиваю­щим направление сбережений для производственных целей;

 

• консультирование, предоставление экономической и фи­нансовой информации. Располагая возможностями посто­янно контролировать экономическую ситуацию, коммерче­ские банки дают клиентам консультации по широкому кругу проблем (по новым инвестициям, по регистрации предпри­ятий, по составлению годовых отчетов и т. д.).

 

Обычно выделяют четыре группы банковских операций; пас­сивные, активные, банковские услуги и собственные операции банков. Пассивные операции — операции по привлечению денеж­ных средств для формирования ресурсов банка. Ресурсы банка формируются за счет собственных и привлеченных (заемных) средств. Для создания банка первоначально необходим опреде­ленный собственный капитал. К собственным средствам отно­сятся акционерный и резервный капитал, а также нераспреде­ленная прибыль. Собственные средства составляют незначительную часть ресурсов современного банка. В основном банковские операции базируются на заемных средствах. В экономически развитых странах соотношение между собственным и заемным капиталом находится на уровне от 1:10 до 1:100 (не превышает 10 %). В качестве источников заемных средств, формирующих капитал банка, можно назвать финансовые обязательства перед клиентами банка (депозиты, сберегательные вклады), финансо­вые обязательства перед другими банками. Подавляющая часть всех банковских ресурсов формируется за счет вкладов клиентов банка. Кредиты, полученные от других банков, являются обыч­ной кредитной сделкой. Также источником привлечения средств для банка являются эмиссионные операции, которые состоят в мобилизации банком денежных средств взамен выдачи опреде­ленных пенных бумаг. Активные операции проводятся банком с целью прибыльного размещения привлеченных средств. К ак­тивным операциям банка относят кредитные операции — опера­ции по предоставлению кредитов и ссуд, и фондовые операции — разнообразные операции банков с ценными бумагами: покупка ценных бумаг, размещение вновь выпущенных ценных бумаг среди держателей, покупка и продажа ценных бумаг по поруче­нию клиента и т. п. Банковские услуги представляют собой, как правило, посреднические операции — инкассовые, аккредитив­ные, переводные, трастовые, лизинговые и др. За их предостав­ление с клиентов взимается специальная плата, именуемая ко­миссией. К собственным операциям банков относятся операции, связанные с выполнением банком его функций: приобретение банковского оборудования, охрана банка, выдача заработной платы работникам, транспортные расходы и пр.

54.Денежно-кредитная политика: виды, цели и средства.

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильного роста), занятости и уровня цен.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении уровня производства, приближенного к полной занятости, и стабильности цен.

Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством, ее проводником является ЦБ. Основными инструментами денежно-кредитной политики, наиболее часто используемыми ЦБ, являются:

1. установление обязательной нормы резервирования;

2. регулирование официальной учетной ставки;

3. операции на открытом рынке;

4. административные меры.

Политика обязательных резервов

В настоящее время минимальные резервы - это часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах Центрального банка.

Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: