Основоположники нового метода познания: Декарт и Бэкон

Фундамент нового метода-опыт(дающий неопровержимые факты) или разум(способный находить в самом себе самоочевидные истины) => появление 1)Классический рационализм(действительность можно познать из чистых принципов мышлении, не зависимо от опыта и «врожденных идей»; в качестве образца служит математика) представители Декарт, Спиноза, Лейбниц
2)Классический Эмпиризм(действительность можно познать в чувственном восприятии, опыте, разум должен упорядочивать воспринятое и делать из них выводы) представители Бэкон, Локк, Беркли, Юм

Френсис Бэкон английский философ(1561-1626)-эмпирик(заложил основу Экологического кризиса), выступает против наук не имеющих выхода на практику, предлагает заниматься лишь теми, дающими практический результат.

Чтобы подчинить природу, человек должен изучить ее законы и научится пользоваться своим знанием на реальной практике.

Девиз: «Знание-сила» Основная работа: «Новый органон»

Опыт-с него начинается познание и им же заканчивается

Чтобы преступить к познанию, надо расчистит разум от мешающих ему призраков(установки и традиционное мышление)

Призраки:

-призраки Рода(стереотипы о природе)

-Призраки Пещеры(заблуждение индивида, обусловленное его индивидуальными особенностями)

-призраки Рынка(Мнение толпы(Мейнстрим))

-Призраки Театра(вера в высшие авторитеты и догматы)

Его Философским методом является ИНДУКЦИЯ-движение от единичного, к целому, от конкретных вещей к общим выводам о них.

Индукция:1)полная(рассмотрение всех фактов относительно явления)

2)не полная - пример,все лебеди белы, а оказывается есть и черные


Билет 17.

· Истина — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету.

Самое известное определение истины было высказано Аристотелем и сформулировано Исааком Израильтянином; от Авиценны оно было воспринято Фомой Аквинским и всей схоластической философией. Это определение гласит, что истина есть интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей

В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости/непротиворечивости

Когерентная (от лат. ceohaerentia – связь) концепция (О. Нейрат, Р. Карнап) понимает истину как согласие мышления с самим собой, то есть как внутреннюю, логическую непротиворечивость мышления.

Прагматическая концепция (от лат. pragma – дело, действие) (Ч. Пирс, Дж. Дьюи) решает проблему истины с позиций проектирования и практического подхода. Истина здесь – все, что наиболее эффективно решает проблему и удовлетворяет запросы потребителя.

Феноменологическая концепция (от лат. fenomen – явление) (Э. Гуссерль, Ж.П. Сартр) связывает истину с мировосприятием отдельного субъекта – индивида. Здесь истина связывается не со знанием, а с пониманием, чувствованием, достижением социальнопсихологического комфорта.

Абсолютная истина — источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия, однако чаще наблюдается уход современной философии от онтологических вопросов. Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину.

Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Например, утверждение «Земля вертится» — абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью, — относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости.

Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической философии.

· Философия Р.Декарта.

Отправной точкой философствования Декарта становится общая им с Бэконом проблема достоверности знания. Но в отличие от Бэкона, который ставил на первый план практическую основательность знания и акцентировал значение предметной истинности знания, Декарт искал признаки достоверности познания в сфере самого знания, его внутренних характеристик. Отклоняя, подобно Бэкону, авторитет как свидетельство истины, Декарт стремился к разгадке тайны высочайшей надежности и неотразимой привлекательности математических доказательств. Их ясность и отчетливость он справедливо связывает с радикально глубокой работой анализа. В результате сложные проблемы удается разложить на предельно простые и дойти до уровня, на котором истинность или ложность утверждения может быть усмотрена непосредственно, как в случае математических аксиом. Располагая такими очевидными истинами, можно уверенно проводить доказательства, относящиеся к сложным и заведомо неясным случаям.

Декарт развивает специальное учение о методе, которое он сам резюмирует в следующих четырех правилах:

1) Не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен. Избегать всякой поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению;

2) разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения;

3) располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу;

4) делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

Эти правила можно обозначить соответственно как правила очевидности (достижение должного качества знания), анализа (идущего до последних оснований), синтеза (осуществляемого во всей своей полноте) и контроля (позволяющего избежать ошибок в осуществлении как анализа, так и синтеза). Продуманный так метод следовало применить теперь к собственно философскому познанию.


 

Билет 18

· Происхождение и сущность человека.

Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям. Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.

В широком смысле, человека можно описать как существо, обладающее волей, разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации и труду.

· Согласно концепциям материализма человек состоит лишь из тканей, составляющих его плоть, все же абстрактные составляющие, приписываемые человеку вместе со способностью активно отражать реальность есть результат сложной организации процессов этих тканей.

· Во многих религиях человек определяется как сущность, соединяющая в себе «тонкое» (душа) с «плотным» (тело).

· В древнеиндийской традиции человек характеризуется кратковременным, но органичным сочетанием элементов, когда душа и тело тесно взаимосвязаны. Лишь человек может стремиться к освобождению от эмпирического существования и обрести гармонию в нирване.

· Платон представлял человека как существо, раздвоенное на материальное (тело) и идеальное (душа) начала.

· Аристотель рассматривал душу и тело как два аспекта единой реальности.

· Христианство называет человека «образом и подобием Бога», основной целью которого является спасение души для жизни вечной в раю.

· Философия Возрождения признаёт самодостаточную ценность человека. В своих творческих возможностях человек подобен Богу.

· Понятие гуманизма перекликается с понятием человечности — способности сострадать другим людям, проявлять по отношению к ним доброту.

· По Ницше, природа сверхчеловека позволяет ему быть свободным от моральных и религиозных норм.

Происхождение человека связано с происхождением жизни вообще.

Аристотель, которого часто провозглашают основателем биологии, придерживался теории спонтанного зарождения жизни. Согласно этой гипотезе, определённые «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при подходящих условиях может создать живой организм.

Согласно теории стационарного состояния, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда была способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень незначительно. Согласно этой версии, виды также никогда не возникали, они существовали всегда, и у каждого вида есть лишь две возможности — либо изменение численности, либо вымирание.

· Философия Б.Спинозы.

Основе учении Спинозы о природе лежит учение о субстанции, которую он отождествляет с Богом, то есть с природой.Субстанция у Спинозы, — то, что «существует само по себе и представляется само через себя». Субстанция (она же «природа», она же «бог» и дух) существует только одна, то есть она есть всё существующее. Субстанция бесконечна в пространстве и вечна во времени. Субстанция, по определению, неделима: делимость — лишь видимость конечных вещей. Любая «конечная» вещь является частью этой субстанции, её модификацией, её модусом.

Атрибут — то, что составляет сущность субстанции, её фундаментальное свойство. Нам известно только два атрибута — «протяжение» и «мышление», хотя их может быть бесконечное количество. Атрибуты совершенно независимы, то есть не могут влиять друг на друга.

Термином «мышление» Спиноза обозначает бесконечную вещь, являющуюся причиной всего содержания и процессов сознания, как в самой себе: ощущения, эмоции, собственно разум и т. п. Субстанцию в целом как вещь мыслящую характеризует «модус бесконечного разума». А так как мышление является атрибутом субстанции, то и любая единичная вещь, то есть любая модификация субстанции, обладает им: все вещи «хотя и в различных степенях, однако же, все одушевлены».

Причинность и есть то, что многие называют «волей Бога», поскольку она вечна и неизменна. Все должно иметь своё причинное объяснение, (ибо ничто не происходит из ничего)». Единичные вещи, действуя друг на друга, связаны жёсткой цепью взаимной причинной обусловленности, и в этой цепи не может быть никаких разрывов. Вся природа представляет собой бесконечный ряд причин и следствий, которые в своей совокупности составляют однозначную необходимость

Аффекты. Под аффектами Спиноза понимал состояния тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают активность человека. Он выделял три вида аффектов - влечение или желание как проявление сущности человеческой природы и стремления к самосохранению. Основных аффектов, переживаемых человеком, три: удовольствие, неудовольствие и желание.


 

Билет №19.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: