В процессе антропогенеза особенно большое значение имели два обстоятельства: УХУДШЕНИЕ УСЛОВИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ и ДЕЙСТВИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ЭВОЛЮЦИИ, которые обусловили ЦЕФАЛИЗАЦИЮ – возрастание объема головного мозга. ТРУД явился силой, которая сформировала человеческое сознание. Это показано впервые Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
СУЩНОСТЬ ТРУДА. Чтобы понять, почему труд сыграл столь важную роль в становлении человека, обратим внимание на особенности, отличающие его от всех форм жизнедеятельности животных: 1. Систематическое употребление и ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОРУДИЙ деятельности. 2. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР деятельности. 3. ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ деятельности.
«СВОЙСТВА» ТРУДА: 1. В труде необходимо удержание в памяти ЦЕЛИ деятельности и управление процесса движения к ней. 2. Развитие трудовой деятельности ведёт к росту объёма ПАМЯТИ. 3. Коллективная трудовая деятельность ведёт к формированию ЯЗЫКА и РЕЧИ.
Биологическое и социальное в человеке Возникновение цивилизации, городов и государств резко СНИЖАЕТ ИНТЕНСИВНОСТЬ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА, генетических изменений мозга и психики человека. Если эволюция человека и не прекратилась, сам факт происхождения человека из животного царства обусловливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному. Однако при этом все естественные физиологические процессы протекают у человека в СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ условиях, что накладывает на них неизгладимую печать.
|
|
Философия Дж.Локка.
Английский философ, сенсуалист, эмпирик. Осн. труд:"Опыт о человеческом разуме." Лок выступил критиком теории врожденных идей Р.Декарта, он формирует исходный принцип эмпиризма:
--на опыте основывается все наше знание, от него происходят наши наблюдения направленные на внешн. предмет и на внутренние действия нашей души.
ОПЫТ: -ВНЕШНИЙ(окружающий мир, который воспринимаем через ощущения)
-ВНУТРЕННИЙ (рефлексия-переработка внешнего опыта + ум = идеи; желания, способности задатки.
В самом начале своей жизни душа представляет чистую доску, далее на протяжении всей жизни, опыт пишет свои письма. "Не ничего в уме, чего ранее не было бы в ощущении"
Все знания происходят из опыта.
Хронологически первым является внешний опыт, именно на его основе формируется опыт внутренний; если опыт-это источник, то материалом являются идеи. Под идеей понимается не только теоретическое знание, но и ощущения, образы фантазии, все представленное в нашем разуме. Непосредственно нам даны только идеи, а не сами вещи, которые скрываются за идеями, но до которых не так-то просто дойти. <= это положение открывает дорогу как последовательному материализму, когда за идеями обязательно стоят вещи, так и с субъективному идеализму Д.Беркли, когда за идеями вещи не стоят.
|
|
В основе наших идей лежат простые идеи. Простая идея - это наиболее ясный элемент нашего сознания.
ИДЕИ: простые (идея пространства, формы, света, числа):
-первичные качества (качества которой неотделимы от объектов; форма; протяжение; плотность.)
-Вторичные качества (цвет; вкус; звук; могут отсутствовать)
----сложные
Лок О ПОНЯТИИ СУБСТАНЦИИ. Примером сложной идеи служит понятие субстанции. Каждая вещь представляет определенную целостность- вода, хлеб, железо, обобщая все это мы получаем эмпирическую субстанцию. Субстанция есть "подпорка" простых идей. Основу св-в субстанции мы бессильны познать, т.к. она не дана нам в чувствах.
УЧЕНИЕ ЛОКА О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ Лок - сторонник теории общественного договора. Эта теория создана до Лока, согласно этой теории граждане и государство заключают договор, правители обеспечивают право на: -на жизнь и безопасность; -на труд; -на создании частной собственности; -свобода слова, свобода печати, вероисповедания.
Граждане обязуются подчиняться законам государства, защищать государство; отдают часть своих прав государству. Если сторона нарушает договор, то народ имеет право на революцию.
Человек существо свободное, и никто не имеет право его подчинить себе или использовать, человек реализует свою свободу в разумной деятельности, трудовой воле. Под собственностью Лок понимает не только недвижимое имущество и деньги, но и здоровье, безопасность, идеи., инициативная деятельности. Всякое богатство и богатство общества есть прилежный труд граждан. Имущественное неравенство должно быть, т.к. все люди трудятся по-разному и обладают разными способностями.
Билет № 20
· Человек - индивид, личность, индивидуальность.
Индивид (от лат. Individuum - неделимое), первоначально - лат. Перевод греческого понятия 'атом' (впервые у Цицерона), в дальнейшем - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. Живое существо, особь, отд. Человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.
Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, отделяющее существа, человека. В самом общем плане И. В качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.
Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное, в ней интересны именно поступки.
Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий:
· человечность индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или
· устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определению смысла жизни.
|
|
Человек - совокупность всех общественных отношений.
· Идеалистическое и религиозно-мистическое понимание человека;
· натуралистическое (биологическое) понимание человека;
· сущностное понимание человека;
· целостное понимание человека.
Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с обществ. Условиями его функционирования и развития, с деятельность, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.
· Субъективный идеализм
Вряд ли кто будет оспаривать тезис, что в нашем уме существуют различные виды понятий – об отдельных предметах, их признаках, их объединениях, свойствах. Однако имеются понятий, которым не соответствуют никакие ощущения и восприятия нашего ума. Субъективные идеалисты считают, что за такими понятиями нет никакой реальности, т.е. они суть фикции. Исходя из основного постулата субъективного идеализма, выдвинутого его главным представителем Дж. Беркли, «существовать – значит быть воспринимаемым», какая-либо объективная реальность, выражаемая этими понятиями-фикциями, не существует.
Но к таким понятиям, которые субъективные идеалисты считали фикциями, относятся основные категории философии – материя, субстанция и т.п. Поскольку они лежат в основе всех наук, являются их категориями, на которых строится все здание познания, субъективные идеалисты считали науку в принципе невозможной, так как она изначально строится на ложных основаниях.
Кроме того, мы воспринимаем не сами вещи, а лишь их свойства, а потому в принципе не можем «ухватить» самой сути любой вещи. Человеческие же ощущения – это лишь феномены психики. Это означает, что мы познаем не объективные вещи и явления, а их субъективные образы, возникающие в нашем восприятии. Другими словами, в познании мы имеем дело лишь с совокупностью наших ощущений. Зерно истины в этих рассуждениях заключается в том, что восприятия человека действительно относительны и зависят от его субъективного состояния.
Английский философ Джордж Беркли (1685 – 1753) выступал с критикой понятий материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также теории И.Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и учения Дж. Локка о происхождении понятий материи и пространства.
|
|
Беркли не без тонкости заметил: в основе понятия материи лежит допущение, будто мы можем, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать отвлеченную идею общего для всех них вещества как некоего субстрата. Однако это, по Беркли, невозможно: у нас нет и не может быть чувственного восприятия материи как таковой; наше восприятие каждой вещи разлагается без какого-либо остатка на восприятие известной суммы отдельных ощущений или «идей». И в самом деле, в таком случае, от материи ничего не остается: она как бы растворяется в некоторой «туманной» неопределенности, которая вообще ни на что не может воздействовать. Отсюда афористический постулат Беркли: «Быть – значит быть в восприятии». А если, скажем, данная береза никем не воспринимается, что же – она перестает существовать? Беркли на это возражал примерно так: тогда ее воспринимают другие люди или вообще живые существа. А если все они заснули и отключились от восприятия? Беркли на это возражал так: Бог как вечный субъект всегда все воспринимает.
Но рассуждение с атеистических позиций приводит к следующему выводу. Если Бога нет, тогда то, что мы считаем материальными объектами, должно иметь скачкообразное бытие: внезапно возникнув в момент восприятия, они тут же исчезали бы, как только выпадали бы из поля зрения воспринимающих субъектов. Но, утверждал Беркли, так уж сложилось: что благодаря постоянному бдению Бога, вызывающего в нас идеи, все на свете (деревья, скалы, кристаллы и т.д.) существует постоянно, как и полагает здравый смысл.
Итак, по Беркли, материя беспредметна, потому что она состоит из звука, плотности, цвета, формы и если все это убрать, то ничего не останется. Комбинация ощущений (исходный момент познания): запахи, звуки, цвета существуют только в воспринимающем духе человека; они вторичны; а идеи, существующие в духе – первичны. Процесс познания – это описание комбинаций ощущений (субъективный идеализм). Солипсизм Беркли – крайняя форма субъективного идеализма, признающая несомненной реальностью лишь мыслящий субъект. Все существует только в познании человека. Беркли признает впоследствии Бога творцом всего сущего. Бог – это духовная субстанция, вездесущий вечный дух, всеобъемлющий все вещи; демонстрирующий правила, которые Он сам установил, и которые мы называем законами природы.
Билет № 21
1) Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.