Важнейшие представители русской философии

Илариона которого можно считать одним из первых русских философов, в «Слове о законе и благодати» дает философ-ско-историческое и этико-гносеологическое толкование русской жизни, ставит вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом значении принятия христианства. Нестар «Повесть временных лет», для объяснения подлин-ного смысла и причин описываемых событий обращается к божественному провидению. К практической философии мож-но отнести и «Поучение» великого князя Киевского Владимира Мономаха. Максима Грека занимают не только вопросы общественного устройства, но и проблемы человека, духовного совершенствования. Выдающимся мыслителем, гениаль-ным ученым периода 18 в. является Ломоносов. От него идет материалистическая традиция русской философии. Он соз-дал основы «корпускулярной философии», согласно которой материя понимается состоящей из атомов, образующих бо-лее сложные формы - корпускулы (молекулы), сочетание которых в разных комбинациях и количествах порождает все многообразие мира. Как и у многих западных просветителей, материализм Ломоносова был деистским, поскольку призна-валось существование Бога как главного архитектора мира, который не вмешивается в дальнейший ход мировых собы-тий, В понимании социальной жизни Ломоносов придерживался просветительских, гуманистических взглядов. У истоков «западничества» стоял Чаадаев. Он был первым, кто заявил об отсталости России, причины которой усматри-вал во влиянии православия. В католической церкви, господствующей на Западе, он видел поборницу просвещения и свободы. С обоснованием самобытного пути исторического развития России выступили лидеры славянофильства Хомяков и Кире-евский. Они считали, что плоды цивилизации в Европе в общечеловеческом измерении оборачиваются скорее потерями, чем приобретениями, ибо оплачены потерей целостности человеческой личности. Однако они не отрицали ценности ев-ропейской культуры, но относились к Западу как к прошлому и противопоставляли ему истины и заветы православия, зе-мельную общину. Ф.М.Достоевский был убежден в том, что идеал всечеловеческого братства глубоко укоренен в национальном самосозна-нии русского народа и именно он является тем нравственным ориентиром, который объединяет и «западников», и славя-нофилов. Толстой называл свою социальную концепцию религиозным анархо-социализмом, центральной идеей которого был отказ от всех форм насилия. Соловьев занимался проблемами нравственности и поисками путей единения людей. Центральная идея – идея положительного всеединства. Учение Соловьева о церкви называется софиологией. Название «русский космизм» появилось в 60-е годы нашего столетия в связи с началом практического освоения космоса и обраще-нием к почти забытому наследию К.Э.Циолковоского. Это понятие охватывает собой довольно широкое направление рус-ской культуры конца 19 - начала 20 веков, представленное живописью Рериха и Нестерова, музыкой Скрябина, поэзией Тютчева и Брюсова, философией Федорова, философскими идеями Циолковского, Чижевского и Вернадского. Одним из основных предметов размышления «космистов» был вопрос о будущем человечества, о поиске путей к нему, о направле-нии развития нашей цивилизации. Федоров – проект общего дела. Рождается утопия глобальность характера о возможно-сти преодоления смерти. Вернадский – учение о ноосфере. Понимал ее как царство разума, выделившееся в биосфере, меняющее коренным образом ее облик, строение и состоящее из мыслительной деятельности человека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: