Рекомендуется предварительно прочитать соответствующий теоретический раздел в учебнике, разделы в научно-популярных книгах по русскому языку. Учитель помогает подготовиться к докладу. Вместе учитель и ученики определяют объём доклада, рассчитывают, сколько времени понадобится на то, чтобы его прочитать. Время, в течение которого зачитывается доклад, не должно превышать пяти-семи минут. Это не более двух-двух с половиной страниц текста, набранного на компьютере. В докладе обязательно должна быть определена его основная мысль, чаще всего, оформленная в виде тезиса. Смысловые части доклада представляют собой аргументы, обосновывающие этот тезис. Степень глубины и распространённости этих аргументов определяется объёмом доклада. Каждый аргумент должен сопровождаться примерами-иллюстрациями. Очень важно сформулировать проблемную тематику докладов. В этом учащимся помогает учитель.
Каждая смысловая часть доклада, представляющая собой аргумент, должна логично вплетаться в общий поток рассуждения. Обращаем внимание на варианты связей между аргументами – смысловыми частями.
|
|
Доклады могут быть информативными:
1. Что такое русский литературный язык.
2. Чем занимается наука стилистика.
3. Что такое синонимы, как они появляются в языке, каковы их функции в речи.
4. Лексические, морфологические и синтаксические синонимы.
5. Как связана стилистика с синонимикой русского языка.
6. Какие стили составляют русский литературный язык.
7. Характеристика роли функциональных стилей в языке.
8. Нейтральные и стилистически окрашенные языковые средства, их синонимика.
9. Как различаются функциональные стили с точки зрения образности, эмоциональности, индивидуальности речи.
10. Основные признаки разговорной речи (непринуждённость, неподготовленность, лексика разговорно-бытового стиля и синонимичные ей слова нейтрального стиля, морфологические и синтаксические особенности разговорной речи).
11. Основные признаки научного стиля, сфера его применения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля речи.
12. Терминология. Особенности термина.
13. Основные признаки официально-делового стиля. Место канцеляризмов в литературном языке. Лексические, морфологические и синтаксические особенности официально-делового стиля.
14. Основные признаки публицистического стиля. Особенности публицистической лексики и публицистического синтаксиса.
15. Художественный стиль – вершина литературного языка. Особенности художественного стиля.
16. Основные качества хорошей речи.
17. Система норм современного русского литературного языка (фонетических, лексических, морфологических, синтаксических).
|
|
Число тем с их вариантами рассчитано на среднее количество учеников в классе. Учитель предлагает дополнительную литературу, необходимую для подготовки к докладу. Уроку-конференции должен предшествовать отбор лучших докладов.
В начале урока-конференции учащиеся выбирают президиум конференции, её ведущего. Отводится определённое время на прения по докладам, на подведение итогов конференции. На сдвоенном уроке может быть представлено не более пяти докладов.
В 10-11 классах темы докладов должны носить проблемный, систематизирующий характер. Материалы теоретической и практической частей учебника позволяют это сделать. Например, тема "Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка" может заключаться конференцией на тему "Многообразие современной лексики" включающей проблему "Источники расширения словарного состава".
Примерные темы для докладов:
1. Теория "трёх штилей" М.В. Ломоносова и её роль в истории развития русского литературного языка.
2. Судьба лексики высокого стиля в современном русском языке.
3. Роль басен И.А. Крылова в становлении русского литературного языка.
4. Сущность языкового новаторства А.С. Пушкина.
5. Когда начинается современный русский язык?
6. Художественная роль старославянизмов в стихотворении А.С. Пушкина "Пророк".
7. Роль старославянизмов в становлении русской духовности.
8. Старославянизмы и русизмы – основа возникновения современной синонимики.
9. Пути заимствования иноязычных слов в современном русском языке.
10. Судьба диалектизмов в современном русском языке.
11. Место молодёжного сленга в современном русском языке.
12. Молодёжные арго и диалектизмы: общее и различное в истории современного русского языка.
13. Превращение лексики пассивного запаса в активную лексику.
14. Превращение лексики активного запаса в пассивную лексику. (Лексика, связанная с советским государством.)
15. Заимствования, связанные с компьютерными технологиями и их место в современном русском языке.
16. Неологизмы и окказионализмы на страницах СМИ.
17. Роль СМИ в засорении современного русского языка.
18. Роль культуры речи в современном обществе.