Трудные вопросы изучения синтаксиса

Часа

Пояснительная записка

В элективном курсе рассматриваются новые для школьного преподавания лингвистические понятия и термины, введённые в программы и учебники для 8-9-х классов по синтаксису русского языка для общеобразовательных школ:

Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова;

В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.;

М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова и др.;

С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко;

С.И. Львова, В.И. Львов;

В.В.Ббабайцева для школ и классов с углублённым изучением русского языка.

Это следующие понятия и термины:

– предикативная (грамматическая) основа предложения;

– интонирование простого предложения;

– особенности связи подлежащего и сказуемого;

– порядок слов в предложении как экспрессивное синтаксическое средство;

– второстепенные члены предложения и сложноподчинённые предложения с синкретичным значением;

– синтаксическая синонимия в области простого и сложного предложений;

– система экспрессивных (выразительных) синтаксических средств;

– текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий и других синтаксических средств языка;

– синтаксические отношения между частями сложного предложения;

– выделение ведущей связи в многокомпонентном сложном предложении с разными типами связи;

– принципы русской пунктуации;

– функции пунктуационных знаков, в том числе авторских.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования[6] предусматривает усиление внимания к семантической и экспрессивной сторонам изучения синтаксических единиц с целью осознанного и правильного их употребления в речи. В связи с этим в школьную практику вводятся следующие темы:

– основные синтаксические нормы русского литературного языка,

– основные средства связи предложений и частей текста,

– основные типы диалога и его структура,

– понятие о несобственно-прямой речи,

основные выразительные средства синтаксиса.

Последний вопрос рассматривается в элективном курсе наиболее подробно.

В школьной практике находят отражение наиболее фундаментальные положения синтаксической науки, её традиционная национальная линия развития, которую можно назвать классической. Многие учёные ХХ века внесли в неё свой вклад. Наиболее важные результаты исследований отражены в академических "Грамматике современного русского литературного языка" (М., 1970) и "Русской грамматике" (М., 1980).

Эта книга опирается также на многочисленные труды В.В. Бабайцевой [7] и книгу для учителей А.К. Фёдорова [8].

Пособие предназначено для учителей основной и средней общеобразовательной школы, а также общеобразовательных учреждений и классов с углублённым изучением русского языка.

Под влиянием новых, современных, лингвистических идей обновляется понятийно-терминологическая система школьного предмета "Русский язык". В действующих учебных комплексах встречаются разные толкования некоторых терминов и понятий, которые нуждаются в объяснении и уточнении.

Материалы элективного курса создают языковую базу для создания и проведения авторских уроков русской словесности, на которых главной целью является многоплановый анализ художественного текста.

Элективный курс составлен на основе учебного пособия: Л.Д. Беднарская. Русский язык. Трудные вопросы синтаксиса. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2009.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: