Часа
Пояснительная записка
В элективном курсе рассматриваются новые для школьного преподавания лингвистические понятия и термины, введённые в программы и учебники для 8-9-х классов по синтаксису русского языка для общеобразовательных школ:
Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова;
В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др.;
М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова и др.;
С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко;
С.И. Львова, В.И. Львов;
В.В.Ббабайцева для школ и классов с углублённым изучением русского языка.
Это следующие понятия и термины:
– предикативная (грамматическая) основа предложения;
– интонирование простого предложения;
– особенности связи подлежащего и сказуемого;
– порядок слов в предложении как экспрессивное синтаксическое средство;
– второстепенные члены предложения и сложноподчинённые предложения с синкретичным значением;
– синтаксическая синонимия в области простого и сложного предложений;
|
|
– система экспрессивных (выразительных) синтаксических средств;
– текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий и других синтаксических средств языка;
– синтаксические отношения между частями сложного предложения;
– выделение ведущей связи в многокомпонентном сложном предложении с разными типами связи;
– принципы русской пунктуации;
– функции пунктуационных знаков, в том числе авторских.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования[6] предусматривает усиление внимания к семантической и экспрессивной сторонам изучения синтаксических единиц с целью осознанного и правильного их употребления в речи. В связи с этим в школьную практику вводятся следующие темы:
– основные синтаксические нормы русского литературного языка,
– основные средства связи предложений и частей текста,
– основные типы диалога и его структура,
– понятие о несобственно-прямой речи,
– основные выразительные средства синтаксиса.
Последний вопрос рассматривается в элективном курсе наиболее подробно.
В школьной практике находят отражение наиболее фундаментальные положения синтаксической науки, её традиционная национальная линия развития, которую можно назвать классической. Многие учёные ХХ века внесли в неё свой вклад. Наиболее важные результаты исследований отражены в академических "Грамматике современного русского литературного языка" (М., 1970) и "Русской грамматике" (М., 1980).
Эта книга опирается также на многочисленные труды В.В. Бабайцевой [7] и книгу для учителей А.К. Фёдорова [8].
Пособие предназначено для учителей основной и средней общеобразовательной школы, а также общеобразовательных учреждений и классов с углублённым изучением русского языка.
|
|
Под влиянием новых, современных, лингвистических идей обновляется понятийно-терминологическая система школьного предмета "Русский язык". В действующих учебных комплексах встречаются разные толкования некоторых терминов и понятий, которые нуждаются в объяснении и уточнении.
Материалы элективного курса создают языковую базу для создания и проведения авторских уроков русской словесности, на которых главной целью является многоплановый анализ художественного текста.
Элективный курс составлен на основе учебного пособия: Л.Д. Беднарская. Русский язык. Трудные вопросы синтаксиса. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2009.