Темы, структура и содержание контрольных и курсовых работ

Казань 2006

ББК 65.290-2

УДК 614.2

 

Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета

 

 

Составители:

 

д.м.н., профессор Вахитов Ш.М., к.м.н. Блохина М.В.,

к.э.н. Уразова О.Н., Моисеева Г.А., Павлова Н.Г.,

Гилазетдинова Л.И.

 

 

Рецензенты:

декан медико-профилактического факультета

профессор Галлямов А.Б.,

профессор кафедры гигиены, медицины труда

с курсом медэкологии Иванов А.В.

 

Положение о контрольных и курсовых работах, выполняемых на кафедре менеджмента и организации сестринского дела, для студентов заочного отделения факультета МВСО / Вахитов Ш.М., Блохина М.В., Уразова О.Н. и др. – Казань: КГМУ, 2006. – 26 с.

 

 

В положении отражены требования к структуре, содержанию и оформлению контрольных и курсовых работ, выполняемых студентами заочного отделения факультета менеджмента и высшего сестринского образования в процессе обучения на кафедре менеджмента и организации сестринского дела.

 

Ó Казанский государственный медицинский университет, 2006

Общие положения

Курсовые и контрольные работы являются одними из основных элементов процесса подготовки высококвалифицированных специалистов – менеджеров в здравоохранении.

Цель выполнения курсовых и контрольных работ – решение частной научно-исследовательской или практической задачи на основании изучения современной литературы, деятельности учреждений здравоохранения медико-социальной помощи, санаторно-курортной системы различных форм собственности с использованием знаний и навыков, полученных в вузе.

Курсовая работа, в отличие от контрольной работы, характеризуется большим объемом собственных разработок студентов.

Курсовые и контрольные работы студентов заочного отделения факультета менеджмента и высшего сестринского образования выполняются в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по каждой из следующих дисциплин:

1. Теория сестринского дела.

2. Общественное здоровье и здравоохранение.

3. Маркетинг в здравоохранении.

4. Менеджмент и лидерство.

5. Экономика здравоохранения.

 

Темы, структура и содержание контрольных и курсовых работ

2.1. Контрольная работа по дисциплине «Теория сестринского дела»

В процессе изучения дисциплины «Теория сестринского дела» студенты выполняют две контрольные работы на темы:

1) «Терминология, используемая в современном управлении и сестринском деле»;

2) «Алгоритм решения управленческой проблемы».

Первая контрольная работа заключается в том, что студент, пользуясь литературой и знаниями, приобретенными в вузе, должен дать максимальное число определений 52 терминам, использованным на занятии по теме «Терминологическое обеспечение процесса обучения на факультете МВСО». Определения терминов, приведенные преподавателем на занятии, не должны повторяться в контрольной работе.

Структура оформления контрольной работы:

1) титульный лист;

2) практическая часть (термины и их определения);

3) список использованной литературы (не менее 5 источников).

В процессе выполнения второй контрольной работы студент должен выявить проблемную ситуацию в какой-либо системе в сфере здравоохранения - в деятельности ЛПУ, его подразделений, служб, или проблему, связанную со здоровьем населения, и предложить ее решение, выработанное в соответствии с алгоритмом, предложенным на занятии по теме «Выявление, формулирование и решение проблем – основное содержание деятельности менеджера». Структура оформления контрольной работы следующая:

1) титульный лист;

2) практическая часть (решение проблемы по алгоритму);

3) список литературы (если таковая использовалась).

Обе контрольные работы выполняются студентами в 1-м семестре. Срок сдачи контрольных работ – первое занятие по дисциплине «Теория сестринского дела» во 2-м семестре обучения.

 

2.2. Курсовая работа по дисциплине «Теория сестринского дела»

Во 2-м семестре обучения студенты выполняют курсовую работу на тему: «Основы системного анализа деятельности лечебно-профилактического учреждения. Сестринская история болезни (карта) пациента».

В процессе выполнения курсовой работы студент:

1) проводит оценку управляемости выбранной для анализа системы (ЛПУ или его подразделения) по схеме, рассмотренной на занятии по теме «Оценка управляемости системы как основа рационального использования сил и средств современного менеджера»;

2) анализирует деятельность ЛПУ или его подразделения по этапам, пройденным на занятии по теме «Системный подход как основа управленческой деятельности», с обязательным построением дерева целей и критериев анализируемой системы и разработкой индивидуальной функционально-должностной инструкции как минимум одного (на усмотрение студента) из сотрудников ЛПУ;

3) составляет и заполняет сестринскую историю болезни или сестринскую карту пациента по образцу, представленному на занятии по теме «Организация сестринского процесса с современных позиций».

Примеры названия курсовой работы:

а) если студент выбрал для анализа терапевтическое отделение городской клинической больницы №6 г. Казани, а для составления и заполнения сестринской истории болезни (карты) сведения о больном, находящемся на стационарном лечении, курсовая работа может называться: «Основы системного анализа деятельности терапевтического отделения городской клинической больницы №6 г. Казани. Сестринская история болезни пациента».

б) если для анализа выбрана детская поликлиника №2 г. Набережные Челны, а для составления и заполнения сестринской истории болезни (карты) сведения о больном, находящемся на амбулаторном лечении, то курсовая работа может называться «Основы системного анализа деятельности детской поликлиники №2 г. Набережные Челны. Сестринская карта пациента».

Структура оформления курсовой работы:

1)

       
   
 

титульный лист;

2) содержание работы;

3) практическая часть:

- оценка управляемости системы;

- основополагающие этапы системного анализа деятельности учреждения: анализ целей, анализ критериев оценки достижения целей, информационный анализ, организационный анализ, функциональный анализ, структурный анализ, анализ материально-технической базы, психологический анализ;

- сестринская история болезни (карта) пациента;

4) список литературы (если таковая использовалась).

Срок сдачи курсовой работы – первый день сессии 3-го семестра.

2.3. Контрольная работа по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение»

В процессе изучения дисциплины студенты выполняют две контрольные работы на темы:

1) «Организация и проведение статистического исследования»;

2) «Маркетинговые подходы к планированию деятельности ЛПУ».

В рамках выполнения первой контрольной работы студенты, пользуясь знаниями, приобретенными в ходе изучения раздела «Медицинская статистика», на базе ЛПУ проводят статистическое исследование по следующим этапам:

- организация статистического исследования;

- сбор материала;

- группировка и сводка материала;

- счетная обработка материала;

- анализ и оформление полученных результатов.

Структура оформления контрольной работы:

1) титульный лист;

2) практическая часть (описание этапов проведенного статистического исследования);

3) список литературы (если таковая использовалась);

4) приложения в виде образцов анкет, использованных для исследования, или готовых статистических данных, а также макетов всех таблиц.

Контрольная работа выполняется в 6-м семестре обучения. Срок сдачи контрольной работы – первое занятие по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» в 7-м семестре обучения.

Содержание второй контрольной работы заключается в том, что студент, пользуясь знаниями, приобретенными в процессе изучения раздела «Планирование здравоохранения», сопоставляет потребности населения в каком-либо виде помощи (на усмотрение студента) с реальными возможностями здравоохранения или конкретного ЛПУ в предоставлении требуемых услуг, последовательно отвечая на следующие вопросы:

- как определить общий объем предстоящих работ?

- каковы реальные возможности ЛПУ в проведении данного вида работ?

- можно ли при имеющихся возможностях приступать к проведению планируемого вида работ?

- если приступить нельзя, то можно ли что-то сделать в перспективе?

- сколько каналов обслуживания нужно для выполнения планируемого вида работ?

- какова должна быть пропускная способность одного канала обслуживания?

- сколько дней в году должен работать один канал обслуживания?

Структура оформления контрольной работы:

1) титульный лист;

2) практическая часть (сопоставление потребности населения в каком-либо виде помощи с реальными возможностями здравоохранения или конкретного ЛПУ в предоставлении требуемых услуг);

3) список литературы (если таковая использовалась).

Контрольная работа выполняется в 7-м семестре обучения. Срок сдачи контрольной работы – первый день сессии 8-го семестра.

2.4. Курсовая работа по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение»

В 7-м семестре обучения студенты выполняют курсовую работу на тему: «Планирование амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи».

В процессе выполнения курсовой работы студент, пользуясь знаниями, приобретенными при изучении раздела «Планирование здравоохранения», а также статистическими данными выбранных для анализа поликлиники и стационара:

1) определяет потребность в амбулаторно-поликлинической помощи;

2) рассчитывает функцию врачебной должности – число посещений на одну врачебную должность;

3) находит необходимое число врачебных должностей;

4) рассчитывает и оценивает функциональные показатели деятельности поликлиники, формулирует выводы;

5) определяет и оценивает уровень амбулаторно-поликлинической помощи, формулирует выводы;

6) определяет потребность в стационарной помощи;

7) по данным годового отчета анализирует исходные данные деятельности стационара;

8) анализирует и оценивает эффективность использования коечного фонда стационара, формулирует выводы;

9) анализирует и оценивает обеспеченность населения стационарной помощью, формулирует выводы.

Структура курсовой работы следующая:

1) титульный лист;

       
   

2) содержание работы;

3) практическая часть (планирование амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи);

4) список литературы (если таковая использовалась).

Срок сдачи курсовой работы – первый день сессии 8-го семестра обучения.

 

2.5. Контрольная работа по дисциплине «Маркетинг в здравоохранении»

В процессе изучения дисциплины «Маркетинг в здравоохранении» студенты выполняют контрольную работу на тему «Составление бизнес-плана».

Содержание контрольной работы заключается в том, что студент, пользуясь знаниями, приобретенными в ходе изучения дисциплины «Маркетинг в здравоохранении», составляет на бумаге бизнес-план уже существующей или несуществующей, но планируемой к созданию организации. В качестве примера студент может воспользоваться общей схемой бизнес-плана, представленной в учебном пособии «Маркетинг в здравоохранении / Вахитов Ш.М., Вилкова О.Н., Антонова В.В. и др. – Казань: КГМУ, 2001. – 58 с.» и состоящей из следующих разделов:

1) краткое содержание;

2) характеристика отрасли, характеристика услуг и товаров, характеристика компании;

3) исследование и оценка рынка;

4) оценка возможностей конкурентов;

5) стратегия и план маркетинга;

6) план производства продукции;

7) организационный план;

8) юридический план;

9) оценка риска и возможности страхования;

10) финансовый план;

11) заключение.

Структура оформления контрольной работы:

- титульный лист;

- практическая часть (описание бизнес-плана);

- список литературы (если таковая использовалась).

Срок выполнения контрольной работы – 9 семестр обучения, срок сдачи контрольной работы – первый день сессии 10-го семестра обучения.

2.6. Курсовая работа по дисциплине «Маркетинг в здравоохранении»

В 9-м семестре обучения студенты выполняют курсовую работу на тему: «Организация и проведение маркетингового исследования».

В рамках выполнения курсовой работы студенты, пользуясь знаниями, приобретенными в ходе изучения дисциплин «Маркетинг в здравоохранении», «Теория сестринского дела», «Общественное здоровье и здравоохранение», проводят маркетинговое исследование по следующим этапам:

- определений целей и задач, объекта исследования;

- формулировка и постановка проблемы, формирование рабочей гипотезы, определение системы показателей и понятий для оценки результатов маркетинговой деятельности;

- разработка правил и документа для сбора информации;

- сбор информации (получение фактических данных), обработка ее и анализ;

- оценка результатов исследования (например, типа спроса), выбор концепции маркетинговой деятельности, постановка перед службой маркетинга задач (проблем), подбор оптимальных вариантов для их решения;

- выработка и формулировка выводов, рекомендаций, плана действий.

Структура курсовой работы следующая:

1) титульный лист;

2) практическая часть (описание этапов проведенного маркетингового исследования);

3) список литературы (если таковая использовалась);

4) приложения в виде образцов документов для сбора информации.

Срок сдачи курсовой работы – первый день сессии 10-го семестра обучения.

 

2.7. Контрольная работа по дисциплине «Менеджмент и лидерство»

В процессе изучения дисциплины «Менеджмент и лидерство» студенты выполняют контрольную работу на тему «Оценка деятельности руководителя в системе здравоохранения».

В качестве руководителя студент может выбрать старшую медицинскую сестру, главную медицинскую сестру, заведующего отделением, главного врача, заместителей главного врача и др.

Соответственно должны звучать названия работ: например, если студент оценивает деятельность старшей медицинской сестры кардиологического отделения РКБ, то контрольная работа будет иметь название «Оценка деятельности старшей медицинской сестры кардиологического отделения РКБ»; при оценке деятельности, к примеру, главной медицинской сестры детской больницы №2 г. Набережные Челны контрольная работа будет называться «Оценка деятельности главной медицинской сестры детской больницы №2 г. Набережные Челны».

Если студент не работает и никогда не работал в ЛПУ, то основной вопрос его контрольного задания – какой должна быть деятельность руководителя ЛПУ? В данном случае контрольная работа будет иметь следующее название: «Оценка деятельности главной медицинской сестры стационара» или «Оценка деятельности старшей медицинской сестры поликлиники» и т.д.

В рамках контрольной работы студент, пользуясь учебным пособием «Менеджмент. / Вахитов Ш.М., Вилкова О.Н., Блохина М.В. и др. – Казань: КГМУ, 2001. – 22 с.»:

       
   

1) с помощью сравнительных характеристик двух типов организационного поведения оценивает тип организационного поведения руководителя;

2) выявляет положительные и отрицательные стороны организационного поведения руководителя;

3) определяет (опять же используя сравнительные характеристики), к какой категории относится руководитель - к хозруководителю или к менеджеру;

4) по сочетанию ряда характеристик оценивает, какой тип руководства присущ руководителю – ориентирован на личный вклад в работу или на ее результат;

5) выявляет положительные и отрицательные моменты в деятельности ЛПУ в зависимости от типа руководства;

6) определяет вариант мышления руководителя (одномерное, двумерное и т.д.);

7) оценивает влияние того или иного варианта мышления руководителя на деятельность ЛПУ;

8) определяет источники влияния руководителя на деятельности ЛПУ.

Важным моментом в выполнении данной контрольной работы является то, что, оценивая деятельность руководителя в рамках каждого из вышеперечисленных пунктов, студент должен делать выводы не по однозначным ответам типа «руководитель применяет в своей работе уже существующие принципы, не проявляет к неизвестным для него областям знаний интерес….., значит ориентирован на личный вклад в работу, а не на ее результат», а приводить примеры из деятельности ЛПУ.

Структура оформления контрольной работы:

- титульный лист;

- практическая часть (оценка деятельности руководителя);

- список литературы (если таковая использовалась).

Срок выполнения контрольной работы – 9 семестр обучения, срок сдачи контрольной работы – первый день сессии 10-го семестра обучения.

2.8. Курсовая работа по дисциплине «Менеджмент и лидерство»

В 9-м семестре обучения студенты, пользуясь знаниями, приобретенными при изучении раздела «Технология управления персоналом», выполняют курсовую работу на одну (по выбору) из следующих тем:

1. Методика отбора, наема и приема сестринского персонала ЛПУ.

2. Методика деловой оценки сестринского персонала ЛПУ.

В качестве персонала студент может выбрать постовых, процедурных, перевязочных, операционных и других медицинских сестер.

Если, например, студент отдал предпочтение теме «Методика деловой оценки сестринского персонала ЛПУ», а в качестве персонала выбрал постовых медсестер терапевтического отделения, то курсовая работа будет называться «Методика деловой оценки постовых медицинских сестер терапевтического отделения». Если же студент выполняет курсовую работу на тему «Методика отбора, наема и приема сестринского персонала ЛПУ», а в качестве персонала выбрал медицинских сестер операционного блока травматологического отделения, то работа будет называться: «Методика отбора, наема и приема медицинских сестер операционного блока травматологического отделения» и т.д.

 
 

В процессе выполнения курсовой работы в зависимости от темы и в преломлении к определенной категории сестринского персонала определенного ЛПУ или его подразделения студент, пользуясь учебным пособием «Технология управления персоналом. / М.В.Блохина, Ш.М.Вахитов, А.Н.Грязнов – Казань: КГМУ, 2003. – 53 с.» разрабатывает методику той или иной составляющей технологии управления персоналом.

Курсовая работа должная включать в себя следующие части:

1) по теме «Методика отбора, наема и приема сестринского персонала ЛПУ»:

- описание содержания работы сестринского персонала;

- описание требований к исполнителю данной работы;

- выбор и описание источника набора кадров;

- выбор и описание метода отбора кандидата на вакантную должность;

- выбор и описание способа оценки после процедуры отбора кандидата на вакантную должность;

2) по теме «Методика деловой оценки сестринского персонала ЛПУ»:

- выбор и описание метода деловой оценки сестринского персонала;

- формирование оценочной комиссии;

- определение и описание времени и места проведения деловой оценки;

- разработку и описание процедуры подведения итогов оценивания;

- описание процесса документационного и информационного обеспечения процедуры деловой оценки.

Структура оформления курсовой работы:

1) титульный лист;

2) практическая часть (методика той или иной составляющей технологии управления персоналом);

3) список литературы (если таковая использовалась).

Срок сдачи курсовой работы – первый день сессии 10-го семестра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: