После выполнения проводится обсуждение спосо-ов, которыми второй участник пытался влиять на первого. Была ли это просьба, хитрость, сила, подкуп или ше что-нибудь? Действовал ли он прямо, напролом скорее хитро? Принимал ли он во внимание потребности и реакции другого? Хотелось ли первому уча-У разжать кулак, что он чувствовал и что было для него Убедительным: вежливая просьба или сила?
■t~4-
Глава2
Упражнение 4. «Просьба - отказ»
Выбираются по желанию два участника. Один должен просить о чем-либо, а другой — отказывать, но при этом не говорить «нет» и не грубить столько, сколько может продержаться. Предварительно консультант вы-| ясняет у пары, в чем будет заключаться просьба. Если! участники затрудняются, можно предложить свои вари-| анты, например: попросить брошку на вечер, денег взаймы, решить задачу, пойти вместе погулять и т. п. Во второй части этого упражнения меняется задание. Нужно предложить или попросить что-то такое, в чем будет трудно отказать — например, предложить закурить (курящему), взять денег или какой-нибудь подарок, помочь в работе и т. д. Второй участник должен отказать словами: «нет, нет, нет».
|
|
«Что понравилось, что было трудно? Что вы чувствовали, когда просили, отказывали, когда вам отказывали, когда говорили «нет, нет, нет»? Бывает ли в жизни трудно отказать?»
Упражнение 5. «Узкий мост»
Консультант чертит на полу две длинные линии на некотором расстоянии друг от друга. Это будет мост. Выбираются два участника, которые идут с разных концов моста. На середине они встретятся. Задачей каждого является дойти до конца моста. Можно задать дополнительное условие, что оба они торопятся. Консультант обращает внимание на то, как они пройдут мост. Сумеют вежливо разойтись или один столкнет другого? Проводится обсуждение.
Кризисы подросткового возраста
Упражнение 6. «Говорим гадости»
Группа делится на две команды, участники становятся друг напротив друга. Каждая получившаяся пара говорит по очереди. Члены одной команды говорят гадости (оставаясь в рамках нормативной лексики), а члены другой команды отвечают на них комплиментами. Главное правило: говорить ровно, выдержанно, начинать с «вы», добавлять «сударь» или «сударыня» — например, «вы дрянь, сударь». Важно говорить вежливо и с улыбкой. Участник другой команды, стоящий напротив сказавшего гадость, должен ответить ему комплиментом, в соответствии с этими же правилами. Например: «вы очаровательны, сударыня». При несоблюдении правил команде присуждается штрафное очко.
Закончив говорить гадости, группа обсуждает, легко ли было говорить и выслушивать их, в каких ситуациях трудно удержаться в рамках упражнения.
|
|
Упражнение?. •''
'Испытание» "':' *
Упражнение учит контролировать свою агрессию, не отвечать обидчику сразу.
Участник, желающий пройти испытание, садится на стул в центре круга или напротив группы, ему надо сохранять молчание, что бы он ни услышал. Другие од-ну-две минуты обзывают его, говорят ему обидные ве-осле этого консультант оказывает поддержку уча-нику, например, говорит: «Молодец, ты выдержал, ты еешь сдерживаться». Важно отслеживать время нахо-участника в центре, вовремя прервать испыта-
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
ние; возможно, нужна будет большая поддержка, которую нужно обеспечить в конце занятия.
«Сложно ли было сдерживаться? Какие слова, какой тон задевают сильнее? Что помогало сдерживаться, быть вежливым и не отвечать?»
НЕЖНОСТЬ
Упражнение 1. «Объятие»
Упражнение может использоваться и для «разогрева» группы в начале занятия.
«Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое хорошее отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг к другу и дружили между собой. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным участникам, обнимая их. Естественно, иногда можно и поспорить друг с другом. Может быть, кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите пока просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого участника. Я начну с легкого, совсем маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, любой может добавить в него энтузиазма и дружелюбия».
Упражнение 2. «Отгадай прикосновение»
Также способствуют созданию доверительной атмосферы на занятии. Одному участнику завязывают глаза,
перед ним становятся три-четыре человека. Водящий должен угадать, кто подошел к нему первым, кто вторым, кто взял за руки, дотронулся до лица и т. д.
Упражнение 3.
«Близкий контакт»
ф
Упражнение проводится с закрытыми глазами и молча. Члены группы должны принять это условие — что открывать глаза и разговаривать нельзя до самого конца упражнения. Все ходят по комнате. Консультант дает задание: протянуть вперед руки и, не открывая глаз, искать себе пару — другие руки. Нужно тщательно изучить найденные руки другого человека. Через 2—3 минуты консультант предупреждает, что через минуту нужно будет расстаться с руками. Участники расстаются, начинают ходить по комнате. Еще через некоторое время консультант снова просит найти свою пару, ощупывая руки остальных участников. Участники, которые уверены, что нашли своего партнера, могут открыть глаза.
«Как вы нашли с|бе пару? Какими были руки на ощупь? Что чувствовали, когда знакомились с руками? Что почувствовали, какие были желания, когда узнали, что будете расставаться? Быстро ли нашли свою пару? Догадались ли, чьи это руки? Удивились ли, когда от-глаза. Сожалели ли, что вам пришлось расстаться
окончании упражнения, или хотелось побыстрее прекратить контакт? Изменилось ли ваше отношение к
му человеку, своему партнеру, во время упражнения
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
Интересно, что после выполнения этого упражнения люди обычно чувствуют себя ближе друг к другу, это удивительный опыт нежности».
Упражнение 4. «Ручеек»
щ
Это упражнение хорошо выполнять под релаксационную музыку. Оно усиливает зависимость и чувство объединения. При выполнении важно следить, чтобы прикосновения были легкими и нежными.
Нескольким участникам завязывают глаза, а остальные члены группы встают в две шеренги, образуя «коридор». Один из участников с завязанными глазами проходит по образовавшемуся коридору — его трогают за руки, касаются разных частей тела, так, что человек проходит в потоке рук и руки здороваются и прощаются с участником. Он встает в конец шеренги, а по коридору проходят другие участники.
|
|
Упражнение 5. «Материализация нежности»
«Представьте себе, что нежность живая, — что бы она делала с вами? Пусть каждый подумает, если бы нежность меня гладила, то как бы она это делала? Если бы она держала меня за руку? Если бы она обнимала меня? Если бы она смотрела мне в глаза? А теперь — кто хочет повстречаться с нежностью? (Выбирается доброволец, если желающих нет, добровольцем может быть консультант.) Встань в центр круга. Пусть кто-нибудь из группы будет твоей нежностью и сделает то, что ты
сейчас представлял. (В центре круга появляется «нежность».) Научи свою «нежность», где должна быть ее рука, смотрит ли она в глаза, если она тебя гладит, то как движутся ее руки? Правильно ли она делает, действительно ли это нежность? Покажи ей сам, как нужно, как ты себе представляешь нежность. (Участники по очереди становятся «нежностью» друг друга. Затем в центр круга становится другая пара.)
Вам легко было проявлять свою нежность или вы чувствовали себя зажатыми? Легко ли было принимать нежность, возникало ли чувство неловкости?»
Упражнение 6. «Детский сад»
Это ролевая игра «в семью». Один участник находится в детском саду. В это время его «родители» обустраивают «дом», затем забирают подростка из детского сада и проводят с ним вечер. Сцена выполняется без слов. Остальные члены группы — зрители. Проводится обсуждение. Своими впечатлениями делятся зрители, а Участники сцены слушают. Комфортно ли было ребенку? К-ж к нему относятся родитвш? Были родители отвергающими или заботливыми, как это проявлялось? Был ли нежен подросток, зависим или отвергал родителей, в чем это выражалось?
Упражнение 7. 'Шкапа нежности»
У Р^кнение проводится аналогично другим «шкалам»
|
|
ики, стоящие на разных концах шкалы, перего-
Риваются, обсуждают, насколько они нежны или за-
1.1
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
крыты, преимущества и недостатки того и другого; по
сле этого они при желании меняют свое положение на
шкале и повторяют обсуждение. !
АККУРАТНОСТЬ
Упражнение 1. «Моя аккуратность»
Упражнение выполняется по кругу. Начинает один из участников, он говорит: «Я очень аккуратный, потому что...» Нужно доказать конкретными примерами свою аккуратность. Остальные участники высказываются по этому поводу: «Да, действительно ты аккуратный, потому что ты...» или «Нет, ты неаккуратный, потому что ты...». Каждый также должен доказать свое утверждение конкретными примерами. Участник, про которого говорят, молчит. Затем о своей аккуратности говорит второй участник и т. д.
Можно провести упражнение дважды. Первый в круге говорит: «Я аккуратный, потому что...», следующий участник начинает со слов: «Я неаккуратный, потому что...», и т. д. Потом упражнение повторяется, чтобы каждый мог назвать себя и аккуратным, и неаккуратным.
Почему важно быть аккуратным, что хорошего в неаккуратности, когда полезно быть неаккуратным и нечистоплотным?
Упражнение 2. «Цыгане и англичане»
Предложите участникам поговорить о плюсах одной и другой культуры в отношении аккуратности, об осо-
А
бенностях каждой культуры и отношения в ней к аккуратности. Можно принести какие-нибудь аксессуары: платки и бусы, шарфы и цилиндры — и организовать костюмированный диспут о преимуществах неаккуратности или аккуратности. Одна команда будет цыганами, а другая англичанами. Если не будет желающих пойти в одну из команд, можно самому занять это место и попросить себе двух желающих в помощники: При представлении команд друг другу хорошо использовать соответствующую музыку. Это может быть цыганский напев и мелодия из кинофильма о Шерлоке Холмсе.
Обсуждение пословиц «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Не та хозяйка, у которой сор в углах, а та, у которой посередине», «По одежке встречают, по уму провожают» и т. п.
Упражнение 3
"Шкала аккуратности»
Проводится аналогично изучению шкал выраженности других качеств.
чистоплотность $
Упражнение 1. "Рисунок моего тела»
частникам предлагаются листы бумаги, на которых
аранее нарисованы контуры различных тел. Другой ва-
~ кааадый подросток ложится на большой лист бу-
' к°нтуры его тела обводятся карандашом или мелком.
ты. Возьми цветные мелки и раскрась «себя» так,
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
чтобы было понятно, о каких частях своего тела ты заботишься больше, о каких — меньше, о каких — средне. Может быть, есть части тела, которые болят или еще почему-то требуют от тебя большей заботы и внимания».
После рисования участники рассказывают о своих рисунках.
Упражнение 3.
«Запачкаться с удовольствием»
«Попробуйте рисовать руками, локтями, пальцами ног, носом... Разрисуйте лицо и руки кулинарным кремом, акварелью, косметикой или гримом. Рассмотрите друг друга и себя в зеркале, потрогайте измазанное лицо, почувствуйте, как воспринимается, когда оно замазано? Кому было приятно то, что он испачкался, а кому — нет? Кому хочется сейчас вымыться, а кому хо чется побыть запачканным? До какой поры вам было приятно?»
Упражнение 4.
«Грязь» "^
Вместе с участниками надо изготовить грязные бумажки, раскидать их по комнате и потом собирать их. Что вы чувствовали? Возникало ли чувство брезгливости?
Так же как аккуратность, чистоплотность в нашей культуре считается очень важным и однозначно положительным качеством. Для расширения представлении о проявлениях разных полюсов данного качества можно
провести беседу о разных представлениях о чистоплотности — в разных странах, культурах, в разное время. Например, аристократы средневековой Европы с современной точки зрения были чудовищными грязнулями. Даже королевы Великобритании в то время мылись два раза в жизни — при рождении и перед свадьбой, а в остальное время кое-как время от времени плескались в тазике. Во многом представление о чистоплотности зависит от климата. Нельзя требовать от жителей Крайнего Севера, чтобы они, как американцы из южных штатов, мылись несколько pa3fB день. Можно поговорить о запахах. Есть запах чистоты, есть запах болезни, есть запах здоровья. Каждый человек пахнет по-особенному. Близкая к этому тема — использование парфюмерии. Какое вы выбираете мыло, зубную пасту, какие запахи вам нравятся?
ПОСЛУШАНИЕ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Упражнение 1. ■>*»:
*Да и нет»
Участники, разбившись *га пары, «спорят» друг с
Другом. Можно организовать упражнение так, чтобы
Участники смогли «поспорить» не с одним партнером, а
с двумя или тремя. Другой вариант — разбиться на две
оманды. Такая игра может служить разминкой для по-
ледующеи работы. С помощью этого упражнения уча-
ики могут также трансформировать накопленные
дражение, агрессию и апатию в готовность к обще-
нщо и взаимную внимательность.
азбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга.
Глава 2
■ООГ;
Кризисы подросткового возраста
Решите, кто в вашей паре хочет говорить «да», а кто — «нет». Один из вас начинает игру, произнеся слово «да». Второй сразу же отвечает ему: «нет». Тогда первый снова говорит «да», может быть, чуть громче, а второй опять ему отвечает «нет», и тоже слегка погромче. Каждый из вас может произносить только то слово, которое выбрал с самого начала: или «да», или «нет». Но вы можете произносить его по-разному, как вам захочется: тихо или громко, нежно или грубо, кратко или длинно. Если хотите, можете провести с помощью этих двух слов небольшой спор, но при этом важно, чтобы никто никого не обидел. Через некоторое время я подам вам сигнал о том, что пора закончить спор.
Как вы сейчас себя чувствуете? Как вам удобнее спорить — произнося слово «да» или произнося слово «нет?» Громко или тихо вы говорили?»
Упражнение 2.
«Действуй по инструкции» ■«<.,-,
Один из участников группы (по желанию) выбирается водящим. Он встает посередине комнаты; вокруг него должно быть достаточно большое пространство. Участники группы по очереди говорят по одному заданию, которые водящий должен выполнить. Например, сними ботинок с правой ноги, возьми тетрадь, встань на стул, положи тетрадь на голову и т. п. Затем водящими выбираются другие участники. При обсуждении внимание уделяется тому, насколько правильно выполнялась инструкция, трудно или легко было следовать инструкции, все ли участники выполнили все задания.
Были ли очень трудновыполнимые задания? Как вы следуете просьбам, приказам в жизни, послушны ли вы?
Упражнение 3. «Движение наоборот»
Один из участников группы выбирается водящим. Он встает посередине комнаты и показывает какое-либо движение, а всем остальным надо будет делать все наоборот. Если водящий поднимет руку, остальные должны ее опустись, если быстро махнет рукой справа налево, остальные должны махнуть медленно слева направо. Если кто-то ошибется, то есть сделает точно такое же движение, то он становится водящим.
«Что вы чувствовали, когда делали все наоборот, бьшо ли это приятно? Хотелось ли сделать точно такое же движение? Понравилось ли быть водящим? Что вы чувствовали, когда все ваши движения повторялись «с точностью до наоборот»?»
Упражнение 4. | "Король школы»
Они |
Эта игра позволяет подросткам занять определенную позицию по отношению к школьным правилам.
могут придумать новые правила, по которым они
"отели бы жить в школе.
Участники берут большие листы бумаги, фломастеры.
«Представьте себе, что каждый из вас — король или королева, а школа — ваше королевство. Вы можете устанавливать здесь любые законы, которые кажутся вам
Q
Q
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
разумными. Какие правила вы введете в своем королевстве? Придумайте и запишите список своих правил. Затем возьмите большой лист бумаги и перепишите на него эти правила крупными буквами, как будто это — королевский указ. Если хотите, можете как-нибудь украсить этот лист (20 минут).
Теперь вы все можете походить по комнате. Пусть каждый покажет свою работу остальным. Поинтересуйтесь, нравятся ли ваши правила другим и выберут ли тебя королем (или королевой) школы (10 минут).
Какое из ваших собственных правил кажется каждому из вас особенно важным? Понравилось ли вам чье-то другое правило? Как были созданы нынешние школьные правила? С каким из школьных правил вы не согласны? Кого каждый из вас и все вы вместе предлагаете выбрать королем или королевой школы?»
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Его задачи — обобщить результаты тренинга, помочь участникам занятий интегрировать опыт, приобретенный в группе, в целостную картину своей личности.
На этом этапе используются упражнения, которые предоставляют подросткам возможность еще раз прочувствовать гамму своих личностных черт, получить обратную связь от участников группы, то есть уточнить и упорядочить представление о себе. Одновременно актуализируется позитивное отношение к себе, и в то же время эти упражнения нацеливают подростков на обдумывание возможных изменений, то есть на постановку новых целей.
Темы для беседы: изменилось ли что-то за время наших занятий? Узнали ли вы что-нибудь новое о себе, о своих товарищах? Что понравилось? Что показалось трудным?
Упражнение 1.
«Рыба для размышления»
В основе этого упражнения лежит известная методика «Неоконченные предложения». Консультант должен заготовить листки с незаконченными предложениями. Для этого можно1сделать ксерокопию приведенного ниже бланка, разрезать его на полоски, свернуть их и сложить в корзину или коробку, которая ставится в центр круга. Каждый член группы по очереди ловит «рыбу», доставая из корзины бумажку с неоконченным предложением. После этого он возвращается на свое место и вслух читает предложение, завершая его своими собственными словами. После ответа каждого участника следует обсуждение, длительность которого определяет консультант, дающий сигнал о переходе очереди к следующим «рыболовам».
Неоконченные предложения (сделайте ксерокопию, разрежьте по линиям и сверните).
самый большой страх — эг Когда другие унижают меня, я.,
я не доверяю людям, которые.. Я сержусь, когда кто-то...
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
Я в самом деле очень не люблю в себе...
Я печалюсь, когда...
Я хотел бы, чтобы мои родители знали...
Я хотел бы, чтобы тот, на ком я женюсь (за кого выйду замуж), была (был)...
Когда мне нравится кто-то, кому я не нравлюсь...
Выбирая между «пассивный» и «агрессивный», я назвал бы себя...
Самое трудное в том, чтобы быть мужчиной (женщиной), — это...
Я ношу такую одежду, потому что...
Главная причина, по которой мне нравится быть в этой группе, — это...
Когда другие люди ведут себя по отношению ко мне как мои родители, я...
Мое самое неприятное детское переживание...
В моей семье все могло бы быть лучше, если бы...
Мое самое страшное воспоминание...
В собственном характере мне больше всего нравится...
В этой группе я чувствую себя наиболее безопасно с —, потому что он (она)...
Когда кто-то, кто мне нравится, не соглашается со мной, я...
Когда мне не нравится кто-то, кому нравлюсь я, я...
Мне нравится...
Самое счастливое время...
В школе...
Мне не удалось...
Мне нужно...
Я — лучший, когда...
Я ненавижу...
Единственное беспокойство...
Я тайно...
Танцуя...
Я не могу понять, почему...