Упражнение 9.
«Очередь» '
Из группы выбираются несколько человек, из которых один — водящий. Остальные становятся друг за другом в очередь, а водящий должен пройти к прилавку магазина без очереди. Он завязывает разговор с каждым из стоящих в очереди, пытаясь достичь своей цели. При этом все или некоторые из них могут получить определенные инструкции (неизвестные другим участникам) — например, не пропустить «нахала» к прилавку или взять его себе в компаньоны для чего-либо. Желательно, чтобы водящий проиграл сценку несколько раз подряд в разных условиях.
После проигрывания сценок консультант обращает внимание на успешность или неуспешность основного Участника, вербальные и невербальные компоненты установления контакта. Участники из «очереди» делятся печатлениями, что побуждало их идти навстречу прось-' а что снижало это желание. Если водящему не уда-т°СЬ добиться цели, то отмечается; что было недоста-
но. на что надо обратить внимание в следующий
Глава!
раз. Консультант обязательно акцентирует внимание на том, что было удачным. Участники из «очереди» обычно не обсуждаются.
Упражнение 10. «Значимые люди»
Консультант просит участников нарисовать трех самых значимых для них людей. Это не обязательно должны быть те, с кем они постоянно общаются в настоящее время, но непременно те, кто значит для них больше, чем все остальные, кого они знали, те, кто для них дороже всех. Консультант тоже делает рисунок.
После того как рисунки сделаны, консультант просит всех по очереди показать рисунки и рассказать при этом об изображенных там людях: кто они; чем значимы для подростка, чем дороги; так же ли близки они ему теперь, если речь идет о прошлом; хотели бы они им что-нибудь сказать, будь у них такая возможность, прямо сейчас (например, невыраженное чувство благодарности).
Упражнение 11. ' •
"Объявление»
«Вы знаете, что сегодня большинство газет публикует различные объявления частных лиц, в том числе и желающих найти друзей, увлеченных тем же хобби. Действительно, такие объявления помогают людям найти друг друга, они начинают переписываться, делиться новостями, радостями и т. д. Попробуйте и вы.
Ваша задача — составить текст газетного объявления
Кризисы подросткового возраста
с подзаголовком «Ищу друга». В нем нужно указать свои основные увлечения, любимые занятия. Чем вы занимаетесь в свободное время? Чем можете заинтересовать другого человека, чем помочь ему?
Не забудьте, что это обращение к живому человеку, найдите искренние слова. По объему текст объявления не должен превышать одной странички».
Упражнение 12. «Идеал»
Участникам предлагается представить свой идеал человека, с которым ему бы хотелось общаться постоянно, который мог бы стать его другом.
Каждый пытается письменно сформулировать черты характера такого человека. Черты характера своего идеала записываются на листе бумаги слева в столбик.
После завершения этой работы листочки пускают
ся по кругу, и участники стараются дополнить каж
дую строку именами тех из присутствующих, кто наи
более соответствует сформулированному на строке
качеству. |
Для подведения результатов каждый берет свою записку, внимательно просматривает записи других уча-тников и считает, чье имя на странице упоминается наибольшее число раз. Этот человек, по всеобщей объективной оценке, оказывается наиболее близким к идеалу данного участника.
пражнение помогает подросткам получить группо-
оценку своих качеств и, возможно, открыть что-то новое в других.
Jti
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
Упражнение 13. «Откровенно говоря»
«Мы уже убедились, что в этой группе можно быть откровенным. Давайте еще раз попробуем пооткровенничать друг с другом. Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано на ней. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Члены группы будут внимательно слушать вас, и, если они почувствуют, что вы неискренни и неоткровенны, вам придется взять другую карточку с новым текстом и попробовать ответить еще раз».
Примерное содержание карточек: Откровенно говоря, когда я иду в школу Откровенно говоря, я скучаю, когда Откровенно говоря, мне очень трудно забыть Откровенно говоря, я до сих пор не знаю Откровенно говоря, мне до сих пор Откровенно говоря, когда я вижу подростка Откровенно говоря, мне радостно, когда Откровенно говоря, мне очень хочется Откровенно говоря, я думаю, что самое важное в жизни 218
Откровенно говоря, я всей душой ненавижу... Откровенно говоря, когда я вижу красивого парня... Откровенно говоря, когда я вижу красивую девушку.. Откровенно говоря, когда я болею...
Упражнение 14.
«Круг моего общения» t
«У каждого человека есть знакомые. У кого-то много хороших друзей, а кто-то за всю жизнь так и не смог обзавестись настоящим другом. Сейчас вы проанализируете круг своих знакомых и запишете их имена в специальную аналитическую таблицу.
Круг моего общения
Возрастная категория | Имя и фамилия | Тип отношений (общения) |
Сверстники f | ||
^^^^Ч^^еменяна3—5 лет | ||
Г^^фше^яеняна 6—10 лет | ||
Люди старше меня более чем на Шлет | ||
^^^^««няна 1—3 года | ||
^"^^ожеменя^+-5 лет | ||
|]^нькиедеги |
Глава 2
В графу «Имя и фамилия» вы должны вписать имена и фамилии людей, с которыми вы действительно регулярно общаетесь, а не просто здороваетесь или разговариваете один раз в месяц. Если их будет много, увеличьте место в таблице для того, чтобы вписать всех.
Проанализируйте, постарайтесь понять, в каких отношениях вы с этими людьми. Кто лидер в вашей паре во время общения? Кто из вас инициирует общение? Какие чувства вы испытываете во время разговора с каждым из них? Радость, удовлетворение, а может, подавленность и страх? Почему? Что является предметом разговора, о чем вы чаще всего говорите, какие проблемы обсуждаете? Каким образом вы заканчиваете беседу? Что испытываете после ее завершения? Желание скорее снова увидеться или горечь от разговора? Как часто происходят ваши встречи и как долго они длятся? Минутный обмен репликами типа: «Как дела?», «Все нормально?» или обычно это обстоятельный разговор и душевная беседа? Исходя из всего вышесказанного сделайте запись в графе «Тип отношений (общения)».
Затем вы объединитесь в группы по 7—8 человек и зачитаете свои записи. Не обязательно зачитывать все свои записи, можно ограничиться теми, которые можно комментировать, т. е. добавлять свои самые новые впечатления».
Упражнение 15. «Доброе слово»
Это упражнение можно проводить в первой или заключительной части занятия.
«Мы все чувствительны к комплиментам. На прошлых занятиях вы говорили много добрых слов о своих близ-
Кризисы подросткового возраста
ких и просто знакомых. Люди действительно заслуживают того, чтобы о них говорили с добром в сердце. А те, кто присутствует сегодня на нашей группе? Пусть каждый из вас скажет каждому члену группы что-нибудь приятное. Постарайтесь найти для каждого человека нужные и искренние слова. Это будет еще одной небольшой проверкой того, насколько доброжелательно вы относитесь друг к другу, умеете ли видеть хорошее в других и говорить об этом. Не забывайте о приятной и доброжелательной улыбке. Обращайте внимание на свои ощущения, запоминайте их, чтобы потом обсудить это со всей группой». 4
2. ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ
Этот раздел тренинга ориентирован на выработку навыка воспринимать действия других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок или личностных черт. Первый шаг в развитии способности высказываться в описательном ключе, а не в форме оценок — улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок. Описательные высказывания, в отличие от
Ценочных, вызывают у людей большее желание понять
и изменить свое поведение. Например: «Лена, ты неря-
— это оскорбление, оценка. «Лена, ты не убрала
8010 постель» — описание поведения.
Упражнение /. Говорю, что вижу»
идя в круге, участники наблюдают за поведением РУгих и по очереди говорят, что они видят. Например,
ш
Глава 2
«Коля сидит, положив ногу на ногу», «Катя улыбается». Консультант следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участники.
Упражнение 2. «Вижу разницу»
«Пусть один из нас (доброволец) какое-то время побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на две подгруппы по какому-то выбранному нами признаку. Признак должен быть зрительно виден и однозначно делить группу на две части (например, наличие шнурков на обуви). Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных местах комнаты. Вернувшийся участник должен будет определить, по какому признаку группа разделилась на две части. Кто хочет попробовать?» Затем выбираются другие добровольцы.
Упражнение 3. «Описание друг друга»
«Пара участников становится в центре круга. Минуту они смотрят друг на друга, затем, отвернувшись, по очереди описывают то, что им друг в друге не нравится. Проводится короткое обсуждение — что пропущено, что слишком привлекло внимание? Затем каждый из участников выбирает себе замену из круга и так, в парах, все по очереди принимают участие в упражнении. Важно обращать внимание участников на то, что цель
Кризисы подросткового возраста
упражнения — обучение описательному языку, поэтому нужно говорить без оценок, например, можно сказать «Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки придурковаты», и нельзя — «Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне (это уже оценка!) сбрасываешь вещи с моей парты». Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь «спустить пар». Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать об этом».
Важно закреплять навык безоценочного описания своих негативных чувств при обсуждении различных упражнений и ситуаций в группе или проводить в начале или конце занятия, обращаясь к состоянию, настроению участников, задавая вопросы «Что вы сейчас чувствуете? Как изменилось ваше настроение?» и т. п.
3. ЭМПАТИЯ
Эмпатия — это адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире«другого человека. Ниже приводятся упражнения, которые обычно рекомен-ДУют для определения своей эмпатической чувствительности и для развития этой способности.
Упражнение 1. 'Вообрази»
Каждый пишет на листе бумаги свое имя и ответы на следующие вопросы:
■ Какие три предмета я взял бы с собой на необитаемый остров?
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
il
2. Если бы колдун превратил меня в животное; то в
какое?
3. Моя любимая пословица или поговорка —
4. Когда меня хвалят, я...
Консультант собирает ответы, перемешивает их, нумерует и зачитывает. Каждый участник отмечает у себя в тетради номер листка и свое мнение о том, чьи это ответы. Когда будут прочитаны все ответы, зачитываются имена написавших. Проводится обсуждение. Всех ли отвечавших на вопросы ты угадал? У кого сколько совпадений? С чем связана успешность (степень знакомства, способность чувствовать другого человека)?
Упражнение 2. *Как все»
«Не обсуждая вслух, постарайтесь написать название дня недели (вкусного блюда, цвета и т. п.), который, по-вашему, напишут большинство участников. Ваша задача — догадаться, как думают все остальные.
Трудно ли проникнуть в логику другого человека?»
Упражнение 3. «Ассоциации»
Один из участников (доброволец) выходит из комнаты, он становится водящим. Оставшиеся выбирают участника, которого они загадают. Водящий -возвращается, и его задача — угадать загаданного человека. У него есть три попытки. Для того чтобы отгадать, водяшии задает участникам вопросы следующего типа: «Если бы
?7й
это был цветок (животное, погода, мебель, одежда, машина, посуда, здание, цвет, фигура, насекомое и т. д.), то какой?» Участник, к которому обращается водящий, говорит свою ассоциацию. Например, «это нарцисс». Если водящий отгадывает, угаданный участник становится водящим.
В этой игре важно следить, чтобы все или многие участники группы могли попробовать себя или в роли водящего, или в роли загаданного участника.
Трудно ли было подбирать ассоциацию? Трудно ли было угадывать? Кому удавалось угадать, что помогло? Чьи ассоциации показались наиболее удачными?
Упражнение 4.
«Таможенники и контрабандисты»
Эта игра поможет вам сосредоточиться на проявлениях чувства тревоги, которые обычно трудно заметить: изменение голоса, дрожание, неуверенность движений, принужденная улыбка, общая напряженность.
Один человек играет роль контрабандиста, он выходит из комнаты и почти сражу же возвращается к остальным, то есть к таможенникам. Всего он выходит из омнаты 5 раз, и при одном из возвращений (каком — °н выбирает сам) у него под одеждой должен быть при-реплен конверт, содержащий небольшой предмет (на-Ример, приз для лучшего контрабандиста). Таможен-не имеют права обыскивать контрабандиста, они т ^ только задавать ему различные вопросы. Задача нников — догадаться, в какой из приходов у °нтрабандиста был спрятан конверт. Свои соображе-
И. Малкина-Пых
Глава 2
ния каждый таможенник записывает, при этом каждый может указать только два прихода, показавшиеся наиболее вероятными. Роль контрабандиста по очереди играют несколько участников. По записям в таблицах легко вьывить лучшего контрабандиста и лучшего таможенника.
Лучший контрабандист и таможенник должны поделиться своими «тайнами».
Упражнение 5. «Понимание»
«Одно из основных умений человека, которого мы называем общительным, заключается в способности читать мысли и чувства другого человека по глазам, по выражению лица, по позе и т. п. В какой степени эти способности развиты у вас? Давайте проверим прямо сейчас. Среди членов группы выберите человека, чье состояние и мысли вы будете угадывать.
Вам дается 3 минуты на то, чтобы письменно изложить, о чем он думал во время занятия, какие чувства испытывал и т. п.
Затем мы сядем в большой круг и вы, обращаясь к человеку, которого вы описали, расскажете ему свое представление о его состоянии и мыслях. Тот, чье состояние описывали, может прокомментировать этот рассказ, т. е. высказать свое мнение. Если рассказанное вами соответствует его действительным мыслям и ошу-щениям, он может подтвердить правильность ваших наблюдений. Или опровергнуть ваши догадки, указав при этом на допущенные вами ошибки».
Кризисы подросткового возраста
Упражнение 6. «Я тебя понимаю»
Каждому участнику предлагается выбрать среди членов группы человека, чье состояние и мысли он сможет отгадать по глазам, по выражению лица, по позе и т. п.
Участникам дается 3 минуты на то, чтобы письменно изложить, о чем думал выбранный человек во время занятия, какие чувства испытывал и т. д.
Продолжение упражнения может проходить в двух вариантах.
А. Каждый участник, обращаясь к человеку, состояние которого он описывал, рассказывает ему о его состоянии и мыслях. Тот, чье состояние описывали, может прокомментировать этот рассказ. Если рассказанное соответствует его действительным мыслям и ощущениям, он может подтвердить правильность наблюдений. В противном случае он может опровергнуть догадки, указав на допущенные ошибки.
Б. Каждый участник, обращаясь ко всем остальным, описывает состояние партнера, который не знает, что все это относится к нему. Участники должны определить, чье состояние было описано.
Упражнение 7.
*Мы с тобой одной крови»
тель — |
д Балу? Правильно, прежде чем ^делать, скажи заклинание: «Мы с тобой одной |
Я * |
тако" Да ТСбя пРинимают и понимают, что ты же" Давайте подумаем над тем, что же объединяет |
ТСбя пРинимают и понимают, что ты |
«Помните Маугли и урок, который дал ему учи-
медведь Балу? Правильно, прежде чем что-то
с крови,
Til
Li
Глава 2
нас? Для этого нужно выбрать себе партнера и сесть рядом с ним. Возьмите чистый лист бумаги и ручку. Напишите заголовок «Наше сходство» и поставьте двоеточие.
Посмотрите внимательно на человека, сидящего рядом с вами. Другой характер, рост, вес, цвет волос или глаз? Наверное, вы видите очень много различий. И это естественно, ведь он — Другой. Но сейчас подумайте о том, что вас объединяет, в чем состоит ваше сходство? Ведь оно есть. Только нельзя об этом спрашивать вашего партнера. 5 минут вы будете молча работать, заполняя ваш листок, думая об этом человеке и о себе одновременно, ведь нельзя написать о сходстве, думая только о ком-то другом.
При этом постарайтесь написать не только о чисто физических или биографических признаках, по которым вы похожи друг на друга. Они, разумеется, важны, но поразмышляйте больше о психологических характеристиках, которые вас могут объединять. Что это может быть? Вы оба общительны и добры? Или оба молчаливы и замкнуты?
Именно этот стиль рекомендуется для ваших записей. Мы оба: а) добрые; б) тактичные; в) приятные в общении; г) любим слушать музыку и т. д.
После того как вы закончите перечислять сходства, нужно обменяться списками, чтобы выразить свое согласие или несогласие с тем, что написал ваш партнер-Если вы ничего не имеете против его записей, они остаются в списке. Если вас что-то не устраивает, вы просто вычеркиваете эту запись, тем самым давая понять,
Кризисы подросткового возраста
что ваш партнер ошибся. После взаимного анализа вы можете обсудить результаты работы, особенно если есть вычеркнутые записи».
4. АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ
Активное слушание включает принятие человеком ответственности за то, что он слышит, путем подтверждения, уточнения, проверки значения и цели получаемого от другого сообщения.
Активное слушание помогает понять, насколько у вас с вашим собеседником схЬдны мнения, интересы, цели, расходятся ли они или частично сходятся. Оно помогает понять аргументы вашего собеседника, ход его мысли, его эмоциональное состояние. Позволяет показать вашу заинтересованность и, с другой стороны, помогает привлечь внимание собеседника к вашим словам, позволяет вовлечь его в обсуждение ваших сообщений. Человек благодарен нам, если находит в нас интерес и внимание, а значит, и к нашим проблемам и доводам он отнесется с большим участием.
Активное слушание необходимо при деловом общении, оно помогает сориентироваться в проблеме. Часто юди стремятся переговорить других, привести свои ар-
енты, а не выслушать и понять аргументы другого.
пакая позиЦия мешает им договориться, прийти к ком-
СУ' °бычно они становятся еще дальше в своих
иях, чем были до разговора, и уходят обиженны-
МИ и Разочарованными.
можно использовать в |
97O |
Эту вводную информацию ССеде с подростками.
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
Упражнение 1. «Испорченный телефон»
Для выполнения упражнения выбирается группа из пяти человек. Четверых просят выйти из комнаты, предупредив, что их будут вызывать по одному для передачи информации. Первому участнику зачитывается текст. После этого консультант вызывает в комнату второго участника, а первого просит передать ту информацию, которую он запомнил. Затем второй передает услышанное третьему и т. д. Информацию последнего сверяют с исходным текстом. Во время передачи информации оставшаяся часть группы регистрирует, кто упустил информацию, исказил, привнес свою.
Упражнение проводится 2 раза с разными участниками. Первая пятерка передает неформальную информацию, вторая — деловую. Результаты обсуждаются в группе.
Упражнение!. «Испорченный телефон - 2»
Участники встают в колонну. Консультант встает в конце — все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает стоящему впереди подростку повернуться к нему лицом. Затем он жестами показывает какой-либо предмет (спичечный коробок, пистолет, волейбольный мяч и т. п.). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй «передает предмет» третьему, третий — четвер-
тому и т. д. Последний участник показывает предмет всей группе.
Все делается молча, используются только жесты, можно лишь попросить повторить их; участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет их по плечу.
Упражнение 3. «Эхо»
В естественном процессе общения иногда бывает трудно выслушать другого не перебивая, дать ему договорить до конца и точно воспринять значение его слов. Это упражнение может обратить внимание на подобные дефекты коммуникации и одновременно поэкспериментировать с активным слушанием. Упражнение можно провести в виде дискуссии.
Первый участник высказывает свое мнение по какому-либо вопросу, например, какие три черты характера присущи учителям. Второй должен повторить суть его сообщения, после чего первый участник разговора подтверждает, что он был пойят правильно, а возможно, отмечает те моменты, которые не были уловлены в дос-точной мере. После этого второй участник может на-свое сообщение, по возможности точно излагая нение предыдущего. Упражнение можно провести и в соб^^' ГДС ДВ°е обсуждают вопрос, а третий следит за „ дением правил. Когда двое выскажутся, участии** тройки меняются ролями.
^ т°Могало ли активное слушание понять собеседни-нпятРУДН° ли было придерживаться правил? Что по-Нравил°сь, что было сложным?
Глава2
Кризисы подросткового возраста
Упражнение 4.
«Три приема активного
слушания»
Это упражнение направлено и на отработку такого навыка делового общения, как ориентация в проблеме. Упражнение выполняется парой в центре круга.
«Сейчас вы попробуете разобраться в проблеме вашего собеседника, используя три приема активного слушания — подтверждения, уточнения и проверки правильности понимания полученного сообщения. Решать проблему, спорить, давать советы не надо, надо лишь уточнить проблему».
Одному из участников задается общий смысл проблемы, например, друг взял без спроса твою вещь, ты хочешь получить в подарок на день рождения какую-то вещь, родители не пускают тебя в гости, ты едешь за границу, тебе понравился друг твоей подруги (для девочек) или подружка твоего приятеля (для мальчиков) и другие ситуации, типичные для подростков, но выходящие за рамки ежедневной рутины. Детали придумывает сам участник. Консультант просит второго участника строго придерживаться приемов активного слушания и может подсказывать ему, показьдвая номер приема на пальцах. После выполнения участники меняются ролями. Затем упражнение выполняется другими парами.
Какие чувства возникали при использовании трех приемов? Часто ли вносились домыслы и оценочные суждения, трудно ли было их избегать? Помогло ли это разобраться в проблеме?
5 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ, ' НАХОЖДЕНИЕ КОМПРОМИССА