Кризисы подросткового возраста


 


каждый участник мог назвать хотя бы по одной роли. Например: повар — кастрюля, поварешка, белый фар­тук; милиционер — форма, дубинка, рация, свисток; пассажир — билет, поклажа; мама — сумка, конфеты и т. п.

3. ОБУЧЕНИЕ КОНКРЕТНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ НАВЫКАМ

Социальные навыки являются связующим звеном между личностью и обществом. Пока навык не усвоен, подросток вступает в каждую ситуацию социального взаимодействия как в новую, что каждый раз требует от него значительных усилий.

В этом разделе тренинга отрабатываются базовые навыки — как начать беседу, как задать вопрос, как по­просить, как отстаивать свое мнение, как принимать критику, как преодолеть обвинение, как справляться со своим и чужим гневом, как убеждать других, преодоле­вать давление и приходить к компромиссу, как сказать «нет», как выразить благодарность. Критерием эффек­тивного юаимодействия является достижение цели при сохранении или улучшении отношений. Если цель не достигнута или достигнута, но отношения участников общения ухудшились, взаимодействие не является эф­фективным.

Некоторые из приведенных здесь упражнений пере­секаются с упражнениями тренинга уверенности в себе.

При отработке упражнений-диалогов вторым собе­седником вначале выступает консультант; после не­скольких пробных бесед участники выполняют упраж­нение в парах.


Упражнение 1. «Начало беседы»

«Каждому из вас приходится использовать этот на­вык хотя бы раз в день. Давайте подумаем, как много ситуаций мы можем решить с помощью этого навыка и в школе, и на улице. Правильное начало разговора по­может вам в его конце добиться того, чего вы хотите, и расстаться с собеседником так, что вы оба останетесь довольны».

Шаги упражнения:,

1. Поздоровайся с собеседником (часто для этого сле­
дует выбрать правильное место и время).

2. Поговори о чем-нибудь нейтральном или интерес­
ном для собеседника, чтобы втянуть его в разго­
вор.

3. Реши, слушает ли он тебя (смотрит он на тебя
или в сторону, кивает ли головой, говорит ли
«м-м, да-да»).

4. Перейди к главной теме.

I

Самым трудным для подростков является выполне­ние 2-го и 3-го шага. Зачастую, поздоровавшись, они сразу переходят к главной теме, забывая сказать одну или несколько вводных фраз, чтобы установить кон­такт, и не обращают внимания на то, слушают ли их.

Примеры ситуаций: договориться о том, чтобы по­мыть машину за определенную плату; отпроситься у ро­дителей на дискотеку; познакомиться с новым челове­ком; договориться с учителем и пропустить урок.



Глава 2

Упражнение 2. «Волшебный щит»

В качестве первого шага обучения навыку принятия критики можно провести маленькое упражнение.

«Давайте надуемся, как автомобильные шины... на­дуваемся... надуваемся... до конца, чтоб появилось же­лание сдуться, пока мы не лопнули. Так чувствует себя человек, когда его критикуют: или надувается и лопает­ся — атакует в ответ, или чувствует, как проваливается сквозь землю. А теперь представьте, что канонир наво­дит на вас пушку и стреляет. Попадет в вас ядро или нет, зависит от вашей ответной реакции. Ядро пролетит мимо, если вы в ответ на критику выставите перед со­бой волшебный щит — зададите простой вопрос: что вы имеете в виду?»

Упражнение 3. *Принятие критики»

Человек, не умеющий принимать критику, похож на человека с длинными пальцами на ногах, на которые легко наступить.

Шаги упражнения:

1. Пойми, что тебе говорят, и оставайся спокойным.

2. Попроси разъяснения — «Что вы имеете в ви­
ду?». При этом желательно повторить фразу, по
поводу которой требуются разъяснения.

•аг; 3. Отметь реакцию партнера.

> 4. Скажи, с чем ты согласен, а с чем — нет, и поче­му. При этом чувствовать себя надо свободно.


Кризисы подросткового возраста

«Услышав критику в свой адрес, нелегко остаться спокойным и попросить разъяснений. Приходится при­знать, что в каждой критике есть доля правды, здоровое зерно. Надо принять какую-то часть слов о себе. Кри­тика всегда связана с каким-то разочарованием в нас. Важно признать факт своего несовершенства. «Да, я не могу быть идеальным. Если я признаю, что я не идеал, то этим разрешаю себе совершать ошибки и позволяю другим людям видеть себя несовершенным. Я могу не нравиться кому-то, и, если я принимаю это, мне удает­ся правильно понять, критику. С чем-то из сказанного я соглашаюсь, а с чем-то — нет».

Примеры ситуаций: учитель ругает тебя за грязь в тетради; друг называет тебя жадным.

Упражнение^ ■■, ■

«Как сказать «нет»

Для подростков овладение этим навыком имеет большое значение, так как им сложно бывает отказать другому, особенно если этот человек настойчив. Подро­сткам часто бывает трудно определить, в каких случаях следует отказывать или соглашаться.

«Бывают ситуации, в которых сказать «да» значит сделать хуже себе, а сказать «нет» — сделать хуже дру­гим. Если мы говорим «нет», то чувствуем себя винова­тыми и одинокими. Однако отказ не означает разрыв отношений с человеком. Для того чтобы не оттолкнуть Другого, надо проявить сочувствие, сопереживание, ■«послушать сердце» этого человека. Другими словами, «нет» надо говорить, учитывая чувства другого человека


 


7Q7



Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


и при этом знать свои цели. Например: «Я вижу, вы очень расстроены, но у меня сейчас нет времени на это дело».

Способность сказать «нет» повышает вашу оценку в глазах других людей. Эта способность так же важна, как и способность сказать «да».

Труднее всего отказывать близким людям, которые о нас заботятся, например родителям, которые не толь­ко заботятся о своих детях, но и отвечают за их жизнь и здоровье, а также предъявляют к ним требования, кото­рые надо выполнять».

Шаги упражнения:

1. Выслушай просьбу спокойно, доброжелательно.

2. Если что-то неясно, попроси разъяснения — так
же, как и в случае критического замечания.

3. Оставайся спокойным и скажи «нет». Коротко
объясни, почему ты отказываешь.

4. Если собеседник настаивает, повтори «нет» без
объяснений.

«Если вы отказали, человек может попытаться ма­нипулировать вами, вызвать чувство вины. Важно не реагировать на манипуляции и оставаться внутренне сосредоточенным на главном содержании просьбы и причине вашего отказа. Лучший способ отказать на­стойчивому собеседнику — повторять «нет» в ответ на его попытки продолжить разговор».

Примеры ситуаций: друг просит тебя подежурить за него; уличный торговец пытается продать тебе ненуж­ную тебе вещь.

294 1


Далее приводится основное содержание упражне­ний для отработки наиболее значимых для подростков навыков (шаги, комментарии, примеры моделируемых ситуаций).

Упражнение 5. «Просьба о помощи»

1. Реши, в чем заключается проблема.

2. Подумай, можешь ли ты решить проблему само­
стоятельно. *

3. Реши, хочешь ли ты помощи.

4. Подумай, кто может помочь тебе.

5. Оцени всех возможных помощников и выбери
лучшего.

6. Расскажи ему о своей проблеме и попроси его
помочь тебе.

Примеры ситуаций: участник просит учителя помочь в решении трудной домашней задачи; просит одного из родителей помочь разобраться в личной проблеме; про­сит друга одолжить на вечер его родную куртку.

Упражнение 6. *Ведение переговоров»

1. Реши, действительно ли вы с собеседником рас­
ходитесь во мнениях.

2. Изложи собственную позицию и подчеркни ува­
жение к чужому мнению.

3. Спроси собеседника, что он думает о проблеме.

4. Внимательно выслушай его ответ.


 


Глава 2

5. Подумай, что в его мнении является позитивным.

6. Предложи компромисс, учитывающий мнение и
чувства обеих сторон.

Примеры ситуаций: решить, какой фильм смотреть по телевизору; договориться с соседкой, которая просит посидеть с ее ребенком, о вознаграждении за работу.

Упражнение 7. «Отстаивание своего мнения»

1. Подумай, что случилось, из-за чего ты почувство­
вал себя недовольным. Ты чувствуешь моральное
давление, тебя не замечают, с тобой плохо обра­
щаются, дразнят?

2. Подумай о способах, которыми ты можешь отсто­
ять свои права, и выбери лучший.

3. Выбери правильное время и место. Выскажи свое
мнение, избегая давать оценки.

ir 4. Выслушай ответное мнение.

= t 5. Последовательно отстаивай свое мнение разумным

■<а способом.

Примеры ситуаций: обратиться к учителю с требо­ванием отменить несправедливое наказание; убедить родителей, что твоя прическа — это твое личное дело; попросить сестру прекратить пользоваться твоей косме­тикой.

Упражнение 8. Преодоление обвинения»

1. Разберись, в чем тебя обвиняет собеседник. Явля­ется это обвинение справедливым или нет? Ты


кризисы подросткового возраста

действительно нарушил его права, испортил иму­щество и т. п. или он говорит на основании спле­тен или ошибки?

2. Было ли обвинение высказано конструктивным
способом или неконструктивным?

3. Подумай, как можно ответить на обвинение. Вы­
бери наилучший способ:

 

• отрицать свою вину и привести аргументы, дока­
зывающие ошибку собеседника;

• исправить его понимание проблемы; ■"

• объяснит» свое поведение;

• признать свою ошибку, извиниться, предложить
возместить ущерб.

Примеры ситуаций: сосед обвиняет тебя в том, что ты разбил стекло; друг обвиняет тебя во лжи; родители ругают тебя за плохую отметку.

Упражнение 9.

"Выражение благодарности»

1. За что ты х|нешь поблагодарить другого человека
(за комплимент, помощь, подарок)?

2. Подумай, как именно ты хочешь выразить свою
признательность (словами, подарком, ответным
подарком).

3. Выбери правильное время и место, чтобы выра­
зить свою благодарность (ответить на компли­
мент лучше сразу, а ответный подарок часто при­
ходится откладывать до ближайшего праздника
или дня рождения).


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


4. Вырази свою благодарность. Скажи собеседнику, почему ты благодаришь его (особенно в том слу­чае, если выражение благодарности не сразу сле­дует за поступком другого человека).

Примеры ситуаций: приятель сказал тебе, что сего­дня ты особенно хорошенькая; вы с другом собрались пойти выпить пива, а его бабушка в течение часа поила вас чаем и показывала семейный альбом; отец дал тебе добрый совет.

Тренинг «Как быть с семьей»

Задачи тренинга: осознание и принятие своего се­мейного опыта; полоролевая идентификация, выстраи­вание отношений с противоположным полом, выбор будущего партнера; семья, взаимоотношения в ней, представление о своей будущей семье.

В соответствии с поставленными задачами тренинг делится на 3 этапа.

1. ОСОЗНАНИЕ И ПРИНЯТИЕ СВОЕГО СЕМЕЙНОГО ОПЫТА

Осознание и принятие своего жизненного опыта не­обходимы для последующего построения своей собст­венной жизни. Важно выразить все свои переживания, разобраться и принять свои противоречивые чувства по отношению к родителям.

Участникам предстоит:

• улучшить навыки самонаблюдения, определяя собственную позицию в своей семье;


 

• повысить свое самосознание;

• осознать системность семьи;

• получить понятие о динамике отношений в дис­
функциональной семье;

• улучшить понимание динамики отношений в соб­
ственных семьях;

• осознать особенности взаимоотношений в своей
семье, которые раньше могли сознательно не от­
слеживаться;

• определить возможности для изменения в себе и в
своих семьях. &

Упражнение 1. «Скульптура семьи»

Для этого упражнения необходима комната соответ­ствующего размера с мебелью или разнообразный рекви­зит, позволяющий оформить помещение как сцену, на ко­торой разыгрываются различные сцены из жизни семьи.

Каждый.участник по очереди превращается в скульптора. Он воссоздает свою семью в виде «живой скульптуры», выбирая др^их участников группы на ро­ли ее членов и располагая их в комнате так, чтобы они символизировали обстановку в его семье.

В идеале, скульптор выбирает кого-то, кто занимает в скульптуре его собственное место. Если членов семьи больше, чем участников в группе, автор сам исполняет свою роль.

Завершив скульптуру, ее создатель интерпретирует свою работу, объясняя, почему члены семьи расположе­ны именно так.


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


После этого консультант предлагает скульптору пе­рестроить скульптуру, придав ей такой вид, какой бы он хотел видеть свою семью.

Упражнение 2. «Семейные истории»

Для выполнения упражнения нужны крупные листы бумаги для рисования и цветные карандаши или фло­мастеры.

Каждый участник делит лист на две половины и ри­сует два семейных воспоминания — счастливое и не­счастливое. Оба события, нарисованные на одном лис­те, подчеркивают то, что и позитивные, и негативные явления происходят внутри одной единицы — семьи.

Когда группа закончит рисовать, каждый участник по кругу демонстрирует группе свой рисунок и коммен­тирует изображенные события.

Упражнение 3. «Поиграем в семью»

Группа делится на «семьи» (они могут быть неоди­наковыми по количеству человек). Семьи располагаются за столами в различных частях комнаты. Задача участ­ников — определить состав семьи, распределить возраст членов семьи, семейные роли. Каждый обдумывает, чем он занимается, где работает, чем увлекается, какую но­сит одежду, что любит есть на завтрак и т. д. Члены се­мьи решают, как проходят их будни и выходные дни, где и как они проводят свой отпуск, как распределяют семейные обязанности, какие у них отношения в семье,


решают они семейные вопросы коллегиально или есть глава семьи. Подгруппа придумывает отличительные черты своей семьи, которые отражаются в фамилии. Семья создает свой герб, выбирает девиз семьи, фа­мильную реликвию или историю, которой она гордит­ся, и какую-то семейную тайну, о которой они не хоте­ли бы рассказывать окружающим.

Все соображения зарисовываются на листах бумаги. Количество рисунков, их содержание, совместные они или отдельные у каждого члена семьи, семья решает сама.

Если в группе гюмимо консультанта есть еще один взрослый, то они расходятся в разные «семьи». Жела­тельно, чтобы они выбрали роли младших детей. В этом случае участники будут проявлять больше самостоя­тельности и творческой активности.

После выполнения задания каждая подгруппа по очереди представляет свою семью. После представления семье можно задать уточняющие вопросы.

Важно отметить, какой состав семей выбирают уча­стники: полные это семьи или неполные, есть ли в се­мье дети, появляются ли «холостяки», которые не вхо­дят ни в одну из семей. Подростки обычно выбирают главой семьи отца. Он чаще всего имеет фирму и доста­точно богат. В семье обычно есть бабушки и дедушки и редко встречаются дяди и тети. Отношения обычно не дифференцированы, все хорошо друг к другу относятся и не ссорятся. Часто подросткам сложно определить проблемы, возникающие в семье. В этом случае их предлагает консультант. От большинства предложений Участники отказываются, а соглашаются, только если эти проблемы временные, легко решаемые. Например,


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


сыну не удалось поступить в институт, и он будет по­ступать на следующий год. От таких проблем, как бо­лезнь, алкоголизм, бедность, участники отказываются.

После выполнения этого упражнения желательно сразу же провести следующее, так как семья сложилась и «пожила» какое-то время.

Упражнение 4. «Связанные одной цепью»

В каждой семье ее члены связаны друг с другом, все вступают в какие-то взаимоотношения, как-то влияют друг на друга. С помощью этого упражнения можно представить отношения в семье. Для этого упражнения надо приготовить отрезок веревки длиной 1 метр для каждого из участников и моток веревки и ножницы для каждой семьи.

Участники обвязываются вокруг пояса короткой ве­ревкой. После этого семьи становятся в круги на рас­стоянии вытянутой руки друг от друга, и каждый привя­зывает к веревке на поясе концы отрезанных от мотка длинных веревок так, чтобы быть связанным с каждым членом семьи. Не должно остаться ни одного свободно­го конца. (Для семьи из трех человек достаточно трех веревок, для четырех человек их понадобится шесть, для пяти — десять.) <

«Это не значит, что вы каждый день бегаете с верев­ками, но вы ощущаете эти незримые связи в семье. Представьте себе какую-то повседневную ситуацию и начните действовать. Например, мама и папа хотят по­дойти друг к другу и обняться или сын хочет пойти по­играть в свои игрушки.


Насколько вы чувствовали себя связанными с дру­гими? Что семье удалось сделать, где при этом находил­ся каждый член семьи? Где имела место напряженность? Что вы можете сделать для того, чтобы ослабить ее?

Эти веревки можно рассматривать как различные чувства: любовь, беспокойство, тревога, ответствен­ность за других. Мы ослабляем веревки, признавая пра­во каждого человека на личную жизнь».

Упражнение 5.

«Представление о своей будущей семье»

«Закройте глаза, расслабьтесь и войдите каждый в свое внутреннее пространство. Представь, что ты взрос­лый человек. Вот ты идешь по улице, подходишь к сво­ему дому, поднимаешься по лестнице, открываешь дверь своим ключом. Что ты видишь, что слышишь, ка­кие запахи чувствуешь? Твоя семья радостно встречает тебя или каждый занят своими делами? Ты проходишь в комнату. Оглядись внимательно, что ты видишь, кто в ней находится?»

Затем каждый участник рассказывает о том, что он видел. Это упражнение можно провести несколько раз в течение курса занятий для контроля динамики со­стояния участников группы.

Упражнение 6.

«Моя семья сейчас и моя семья в будущем»

Участникам предлагается создать два коллажа на эти темы или один коллаж, на одну из этих тем, по же­ланию. Для работы с коллажем нужны большие листы картона или ватмана и различная бумага — цветная,


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


гофрированная, оберточная, газеты, журналы, открыт­ки, рекламные проспекты, старые книги. Обычно подро­сткам очень нравится создавать коллажи, но предло­женные темы иногда вызывают трудности. Подросток может чувствовать себя очень одиноким, чувствовать, что только он один представляет свою семью. В этом случае консультант должен поддержать подростка, об­ратить его внимание на других близких людей.

После создания коллажей участники могут расска­зать о своих работах.

Вариант «Наша семья» — коллаж создается совмест­но членами «семьи», образованной в упражнении «По­играем в семью».

Упражнение 7. «Идеальная семья»

Как подросток представляет себе идеальную семью? Что в ней делают родители? Какое у подростков пред­ставление о «правильном» воспитании детей, о «хоро­ших» детях, как они представляют себе, что ожидают от них родители? На эти темы можно провести беседы, нарисовать и обсудить рисунки.

Часто подростки, особенно младшие, имеют идеа­лизированное представление о благополучной семье, и главное для многих из них — что родители любят своих детей. Любовь, по их мнению, «это когда все покупают ребенку, что он хочет, — много лимонада, конфет, тор­тов, жвачки... плееры, велосипеды, часы и ни в чем не отказывают. А ребенок во всем слушается своих родите­лей, делает все по хозяйству, что ему скажут. Родители никогда не наказывают своих детей».


Упражнение 8.

«Жизнь ■

идеальной семьи»

Участники группы разыгрывают сцены из жизни се­мьи, выбирая радостные или грустные события. Один из участников (доброволец) выбирает других участни­ков на разные роли для разыгрывания сценки из жизни идеальной семьи. Остальные участники — зрители. По­сле проигрывания сцены они делятся своими впечатле­ниями о том, что они видели. Затем сцены разыгрыва­ются другими участниками. Возможно, сцены не будут получаться такими идеальными, как хочется участни: кам. Это позволит подойти к обсуждению того, что дей­ствительно важно в семье, об отношениях в семье, про­блемах, о развитии семьи.

Упражнение 9.; «Позаботься о себе» "?*

Упражнение заключается в невербальной подстрой­ке участников друг к дру^ как аналогии семейной жиз­ни. Сначала, разбившись на пары и прислонившись спинами друг к другу, надо найти максимально удобное Для себя положение, чтобы тело расслабилось; необхо­димо максимально снять напряжение, чтобы стало ком­фортно обоим. Затем к паре подстраивается третий уча­стник (у родителей появляется ребенок). Упражнение идет непросто, у некоторых пар и троек оно получается, У других нет. У некоторых возникает ощущение давле­ния, напряжения.


               
     
 
 
   
 


Глава 2

Упражнение 10. «Младенец»

Это упражнение проводится в виде сценки. Выбира­ются трое участников. Двое из них — папа и мама, а третий — младенец. Он еще не умеет говорить, а только лежит на спине в кроватке. Он может реагировать толь­ко жестами и звуками. Родители нагибаются над ним и играют с ним, кормят его, меняют ему пеленки и т. д., руководствуясь при этом его попытками объяснить, что же он хочет. Через 5 минут участники меняются роля­ми. В середине одной из ситуаций консультант может ввести какую-то помеху семейной идиллии: например, звонит телефон или звонят в дверь. Можно выбрать тот момент, когда «младенец» чего-нибудь хочет. После окончания упражнения каждый из «членов семьи» де­лится впечатлениями — что он думал и чувствовал, как повлияло на него постороннее вмешательство. Затем сценка разыгрывается другими участниками.

Упражнение 1 1. «Магазин»

Участники группы делятся на семейные пары. Все пары садятся рядом друг с другом в один ряд и делают покупки в магазине, продавцом в котором работает консультант. По условиям игры, все пришли в магазин в плавках или купальниках. Для того чтобы что-то ку­пить, надо отгадать слово, задуманное консультантом. Консультант берет картинку (например, карточку из детского лото), подходит к первой паре в ряду и спра­шивает: «Какой это фрукт (овощ, животное, мебель и т.


Кризисы подросткового возраста

д.)?» Каждая пара по очереди говорит по одному назва­нию. Отгадавшая пара получает возможность купить в магазине любую вещь. Обычно участники покупают сначала одежду, потом квартиру, мебель, машину.

Насколько «супруги» советовались при выборе по­купок? Учитывали ли интересы партнера? Насколько совпадали их интересы? Участники могут поделиться соображениями о том, как обустроен быт их пары.

, Обычно упражнение проходит весело, поэтому его можно использовать и для сплочения группы в целом.

t

Упражнение 12. «Семейное событие»

Члены «семьи» садятся в центре круга, образованно­го остальными участниками группы. Они уточняют свои семейные роли, затем консультант говорит о ка­ком-то радостном или печальном событии, которое произошло в их семье, например: «Ваша семья выигра­ла в лотерею крупную сумму» или «Папа сломал но­гу» — и предлагает им вести дискуссию. Внешний круг наблюдает за внутренним. Консультант может заранее дать наблюдателям задание, например, обратить внима­ние, насколько семья будет'дружной при решении той или иной проблемы. Можно предложить каждому уча­стнику во внешнем круге наблюдать за поведением ка­кого-нибудь конкретного участника в центре.

Интерес представляют разные аспекты поведения членов семьи. Например, в ситуации с выигрышем — на что каждый член семьи собирается истратить деньги: на Учебу, путешествие,.на какую-нибудь покупку; сумел ли


Глава 2

он заинтересовать других своим предложением; насколь­ко может выстроить приоритеты и т. д.

После обсуждения несколько участников из внеш­него круга занимают места в центре и проводят дискус­сию на другую тему.

Сходным образом можно разыграть различные си­туации, в которых семья должна принять какое-то ре­шение. Например, отец матери живет один в деревне, у него свой дом и хозяйство, он заболел, но уезжать в го­род не хочет. Семья должна решить, что делать. До про­игрывания сцены можно определить желания каждого. Например, мать хочет уехать, ей нравится иметь свое хозяйство, отец не хочет, так как у него хорошая рабо­та, старший сын тоже не хочет, потому что собирается поступать учиться, младший хочет — летом можно ку­паться, а зимой кататься на лыжах и т. п.

Следует обратить внимание на то, кто оказал наи­большее влияние на принятие решения, насколько «ро­дители» прислушивались к мнению «детей», удалось ли семье прийти к единому мнению, найти компромисс­ное решение?

Упражнение /3. «Сценки из жизни семьи»

Участники делятся на две подгруппы и по очереди разыгрывают сценки из семейной жизни. Это может быть ситуация, имевшая место в прошлом, которая мо­жет сложиться в будущем, или фантастическая ситуа­ция. Можно разыгрывать сценки без слов или со слова­ми. В первом случае больше внимания уделяется мими-


Кризисы подросткового возраста

ке и пантомиме, через которые выражаются отношения и чувства. В сценках со словами играющие могут прямо рассказать о своей ситуации, а могут говорить намека­ми, предоставляя зрителям возможность догадаться, о чем идет речь. Сцена обычно проигрывается на опреде­ленном пространстве комнаты и на нее отводится опре­деленное время. Когда время подходит к концу, кон­сультант просит играющих остановиться. После проиг­рывания зрители, а затем консультант делятся своими впечатлениями. Затем зрители становятся играющими. Участники могут придумать и разыграть сцены на лю­бую тему.

2. ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ,

ОТНОШЕНИЯ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ПОЛОМ, ВЫБОР БУДУЩЕГО ПАРТНЕРА

Цель этого этапа тренинга — помочь подросткам в осознании своей половой принадлежности, формирова­нии адекватного образа мужчины и женщины, приня­тии себя как мужчины (женщины). Уделяется внимание переживаниям, связанным с отношениями между маль­чиками и девочками, мужчинами^ и женщинами; осоз­нанию образа будущего избранника, вопросам любви, выстраиванию взаимоотношений с партнером.

Упражнение 1.

«Что такое мальчик и что такое девочка?»

Если в группе находятся представители обоих по­лов, то можно разделиться на две подгруппы. Девочки создают коллаж на тему «Что такое девочка», а мальчи­ки—на тему «Что такое мальчик». Создание коллажа —


I


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


очень увлекательное занятие, способствующее раскры­тию фантазий. После создания коллажа девочки рас­сказывают мальчикам, а мальчики — девочкам о своих работах. В беседе на тему «Что такое мальчик и что та­кое девочка» можно использовать соответствующие возрасту членов группы книги о физических различиях мальчиков и девочек, мужчин и женщин.

Упражнение 2. «Наши вопросы»

Поставьте в центр комнаты коробку и предложите участникам написать записки с такими вопросами, ко­торые их интересуют, но они не решаются задать их вслух, стесняются спросить. Обязательно скажите, что подписывать их не надо и вам не важно, кто именно написал каждый вопрос. Подростки должны чувство­вать себя в безопасности.

Если вопросов очень много, можно обсуждать их на последующих занятиях. Если же их очень мало, можно поставить коробку в какое-то определенное место, чтобы участники могли класть в нее вопросы на других встре­чах.

«Наши представления об образе мужчины и женщи­ны в значительной степени зависят от культурных сте­реотипов мужественности и женственности. Считается, что женщина должна быть мягким, нежным созданием, не должна быть грубой и агрессивной. Мужчина же — это сила и твердость, он не должен плакать и быть неж­ным. Вооруженные такими стереотипами, мужчины воспринимают женщин как слабых и зависимых, а жен-


щины видят мужчин грубыми. Однако от природы и в зависимости от воспитания, конкретной ситуации и т. д. и женщины, и мужчины могут быть и нежными, и грубыми, и слабыми, и сильными. Как мужчина может реагировать на женскую нежность, если у него совер­шенно не развито это чувство? Как женщина может оценить твердость и выдержку мужчины, если она не имеет представления о том, что это такое?»

Можно провести с подростками беседу о том, какими они представляют себе идеальных мужчину и женщину.

Упражнение 3. «Спрашивайте - отвечаем»

«Это упражнение дает вам уникальную возможность попросить представителей противоположного пола по­делиться своими мыслями и мнениями о свиданиях и вообще об отношениях между мальчиками и девочками. Мальчики выслушают обсуждение своих вопросов де­вочками, а потом девочки станут свидетелями обсужде­ния своих вопросов мальчиками.

Каждый из вас напишет на листке по одному вопро­су. Тема вопросов — отношения мальчиков и девочек и свидания, например: что ты любишь делать на свида­нии? Как ты можешь определить, что нравишься ко­му-нибудь? Какой стиль одежды мальчиков (девочек) тебе больше всего нравится?»

Участники одного пола собираются вместе и состав­ляют перечень вопросов для участников другого пола. Каждый вопрос записывается на отдельном листке; ли­стки собираются в две разные коробки или корзины.


Глава 2;

Обсуждение вопросов начинают девочки. Во-пер­вых, у девочек обычно лучше развита речь, чем у маль­чиков, и обсуждение вопросов быстро превращается в оживленную дискуссию. Во-вторых, девочки-подростки обычно «взрослее» мальчиков и с меньшей вероятно­стью сорвут упражнение, начав дурачиться. Таким об­разом, девочки послужат примером для мальчиков.

Девочки садятся на пол в кружок, а мальчики расса­живаются позади них на стульях и наблюдают за дис­куссией. Девочки по очереди достают по одному вопро­су, зачитывают его вслух, обсуждают и отвечают на него. Участница, читающая вопрос, руководит его обсужде­нием. Если кто-нибудь из мальчиков хочет что-то уточ­нить, он должен поднять руку и ждать, пока руководя­щая обсуждением этого вопроса девочка даст ему слово. После ответа на все вопросы мальчики меняются мес­тами с девочками и начинают обсуждать их вопросы. Теперь девочки получают слово только с разрешения руководителя дискуссии.

Упражнение 4.

«Секс: все, что вы боялись спросить»

Желательно, чтобы при проведении этого упражне­ния присутствовал не только консультант, но и асси­стент противоположного пола. <

Раздайте бумагу и карандаши. Объясните, что на этом занятии, посвященном сексу, консультанты отве­тят на любые вопросы на эту тему. Вопросы будут ано­нимными, чтобы участники могли быть максимально искренними, задавая их. Предложите участникам поду-


Кризисы подросткового возраста

мать над вопросами и написать каждый из них на от­дельном листке бумаги. Участники могут придумывать вопросы независимо или собраться для этого в группу со сверстниками своего пола. Отведите участникам дос­таточно времени, чтобы они могли придумать вопросы. Листки сворачиваются и складываются в контейнер. Консультант или ассистент достает по одному вопросу и зачитывает их вслух. Вначале дайте участникам воз­можность самим ответить на вопрос; поощряйте груп­повую дискуссию. Если подростки не могут найти пра­вильный ответ, консультант или ассистент отвечает сам. На каждый вытащенный вопрос необходимо ответить, даже если он задан с целью смутить, раздражить или вывести из себя консультанта или участников группы или просто в шутку.

Упражнение 5. «Два в одном»

Это упражнение позволяет подросткам осознать особенности «мужского» и «женского» культурных ми­ров, определиться в рамках собственного мира. Подро­стки интуитивно погружаются в *мир ценностей, идеалов и интересов своего пола. В старшем возрасте то, что про­шло мимо осознания, с трудом поддается влиянию со стороны самого человека, стереотипизируется и часто мешает строить отношения с представителями своего и чужого пола.

Для проведения упражнения надо приготовить раз­нообразные предметы, которые традиционно связыва­ются с мужским или женским миром интересов. Для

313 |


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


девочек — куклы с гардеробом и посудой, игрушечные кроватки, косметика, украшения, шарфы, сумочки, цветы и т. д. Для мальчиков — игрушечные машинки, мотоциклы, оружие, удочки, пустые банки из-под пива и т. д. Необходимы также бумага, мелки, карандаши, большие куски ткани для изображения тех предметов и сфер жизни, которые не обеспечены реальными пред­метами. Девочкам предлагается создать «женский мир», а мальчикам — «мужской мир». Помещение условно разделяется на две половины, и участники могут на­блюдать, как создается другой мир. Мальчики могут пользоваться «женскими» предметами, и наоборот. Это позволяет подросткам свободно проявлять свою фанта­зию в представлении о «мужском» и «женском», без же­сткого следования стереотипам. Девочки часто использу­ют такие «мужские» предметы, как банки из-под пива, бутылки, оружие. Бывает, что мальчики наряжаются женщинами — надевают шляпки, украшения, красят губы и щеголяют на своей или чужой половине.

При проведении этого упражнения большое значе­ние имеет уровень сплоченности группы. Зачастую под­ростки строят не один «мужской (женский) мир», а де­лятся на подгруппы и создают несколько миров.

«Кто как чувствует себя в обустроенном пространст­ве? Кто что-нибудь хочет рассказать о своем мире? Как проходит жизнь в вашем мире?»

После рассказов о своих мирах, если что-то показа­лось интересным или необычным, консультант или уча­стники могут что-то уточнить с помощью вопросов. За­тем девочки делятся впечатлениями, что они узнали но­вого о «мужском мире», а мальчики — о «женском


мире». Можно предложить каждой группе лист ватмана и мелки, чтобы они изобразили мир противоположного пола, и снов'а поделиться впечатлениями.

После этого можно походить друг к другу в гости и, возможно, объединить оба мира и создать новый, если у участников будет такое желание.

Упражнение 6. «Два мира»

Группа делится на две части — мужскую и женскую. Подгруппы встают друг напротив друга и по очереди говорят друг другу:

Мне нравится быть женщиной (мужчиной), потому что...

Мне хочется быть мужчиной (женщиной), потому что...

Мне трудно быть женщиной (мужчиной), потому что...

Я горжусь тем, что я мужчина (женщина), потому что...

Я завидую мужчинам (женщинам), потому что...

Мне не нравится в мужчинах (женщинах)...

Хорошо быть мужчиной (женщиной), потому что...

Плохо быть мужчиной (женщиной), потому что...

Упражнение 7. *Как другой человек»

Для этого упражнения необходимо как можно боль­ше открыток с изображениями мужчин и женщин. На каждой открытке должен быть изображен только один человек. Подобрать открытки надо так, чтобы были представлены люди разных возрастов, начиная с мла­денцев, разных эпох, профессий, в разной одежде и без одежды. Можно использовать репродукции картин, фо-


 




Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


тографии скульптур. Открытки надо разложить на столе так, чтобы их можно было хорошо разглядеть.

«Давайте встанем вокруг стола и посмотрим, каж­дый со своего места, на эти открытки. Сейчас мы будем медленно ходить вокруг стола, чтобы иметь возмож­ность хорошо рассмотреть их. Трогать открытки руками не надо. Постарайтесь запомнить ту открытку, которая вас чем-то притягивает, нравится. На всякий случай приметьте еще одну, вдруг вы с кем-то совпали в выбо­ре. Выбрали? Теперь постарайтесь встать так, чтобы быть напротив этой открытки, пока другие еще не определи­лись в выборе... Все выбрали? Возьмите ее. Если вашу открытку взяли, возьмите запасной вариант. Теперь да­вайте сядем в круг. Попробуйте представить себя этим человеком. Что ты чувствуешь, о чем думаешь? Внима­тельно рассмотри свое тело — какие чувства оно у тебя вызывает? Обрати внимание на свою одежду, выраже­ние лица, позу. Чем ты сейчас занят? Чем вообще зани­маешься в жизни? Какой у тебя характер? Что ты лю­бишь? А теперь давайте поделимся своими размышле­ниями. Свой рассказ мы будем начинать со слов: «Я муж­чина (женщина), мне столько-то лет».

Упражнение 8. «История жизни»

Создается история женщины. Группа определяет, как ее зовут, чем она занимается. Участники выбирают себе разные этапы ее жизни от рождения до старости и затем по очереди рассказывают ее историю. Здесь мож­но обратить внимание на выбор возраста участниками.

Так же создается история мужчины.


Упражнение 9. «Когда я вырасту»

Это упражнение позволяет подросткам задуматься о том, с какими надеждами и тревогами связано для них предстоящее превращение в мужчину (женщину), чего бы они хотели достичь в будущем. Консультант прикрепляет к большой доске фотографии мужчин и женщин различ­ных профессий. Например, мужчины — врач, бизнесмен, учитель, спортсмен, мужчина с ребенком, танцор, музы­кант, рабочий, каскадер, солдат, милиционер, художник, водитель, официант. Женщины — врач, медсестра, секре­тарь, учитель, спортсменка, женщина с ребенком, фото­модель, балерина, работница фабрики, официантка. У ка­ждой картинки есть номер. Участники рассматривают фотографии и определяют, чем занимаются эти люди.

«Чем занимаются эти мужчины и женщины? На ко­го из них ты хотел бы быть похож, когда вырастешь, чем он (она) тебя привлекает? Как ты думаешь, смо­жешь ли ты стать таким (такой) и что для этого нужно? На кого тебе совсем не хотелось бы быть похожим?»

При обсуждении акцентируется внимание на том, каким подростки видят свое будущее, насколько их мечты исполнимы, соизмеряют ли они свои желания со своими возможностями. Такая «примерка ролей» дает подросткам опыт в выборе направления своего жизнен­ного пути, своих приоритетов.

3. ВЫБОР ПАРТНЕРА, КАЧЕСТВА БУДУЩЕГО ИЗБРАННИКА

Вопросы этой темы могут быть подняты в беседе. Важно не довольствоваться поверхностными суждения-


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


ми подростков, а стараться обратить их внимание на сложность и неоднозначность выборов. Если человек внешне привлекателен, на него будут положительно реа­гировать представители противоположного пола, но это лишь одна сторона человеческой жизни. Люди могут нравиться друг другу физиологически, но при этом они не обязательно будут родственными душами. Нужно, чтобы интересы людей совпадали по многим вопросам.

Любовь — это чувство, и оно не подчиняется прави­лам. Оно либо есть, либо нет. Оно приходит внезапно, но, чтобы оно жило и росло, его нужно подпитывать. Любовь как семечко, которое способно самостоятельно вырасти из-под земли, но оно умирает, если не заботить­ся о нем. Любовь в семье возможна только тогда, когда партнеры понимают, что о ней нужно заботиться посто­янно. Как это делать, они решают сами. Пара принимает совместные решения. Это касается всех сфер жизни: деньги, еда, отдых, мебель, общие чувства. Одинаковых людей не бывает, и многое они делают по-разному, и, вероятно, им придется искать компромиссы.

Вопросы, которые поднимаются в беседах в этой час­ти тренинга: что для вас сейчас значит любовь? А быть любимым? Какими качествами должен обладать ваш из­бранник? Собираетесь ли вы вступать в брак в будущем? На какие изменения в своей жизни вы надеетесь, вступив в брак? Что значит — быть женой, быть мужем?

Упражнение 1. «Доска объявлений»

Для этого упражнения подбираются рекламные из­дания, в которых есть брачные объявления. Эти объяв-


ления рассматриваются вместе с группой, обсуждаются качества, которые упоминаются в объявлениях. Какие объявления понравились? «Состоятельный, но интелли­гентный мужчина...», «С двумя симпатичными ласточ­ками познакомятся два симпатичных... ласта», «При­кольные девчонки познакомятся с прикольными маль­чишками, чтобы прикольно приколоться».

«Какие душевные качества партнера для вас явля­ются важными? Какие внешние данные? Какие свои качества упомянули бы в объявлении как ценные?»

Подростки практикуется в составлении объявле­ний, описании своих качеств и качеств, желаемых у партнера. С согласия участников проводится обсужде­ние их объявлений.

Упражнение 2. «Ищу друга»

Все составляют объявления и вывешивают их на стенде с названием «Знакомства». Если кого-то привле­кает какое-либо объявление! то он оставляет на нем по­метку. В результате одни объявления будут «лидерами», а другие никто не выберет.

«Чем привлекло объявление-лидер? Почему меньше желающих откликнулось на другие объявления? Что не так в объявлениях, получивших наименьшее количество откликов?»

Предоставление вариантов выбора дает возможность видеть разные возможности, осознать значение тех или иных свойств, качеств партнера, важность различных аспектов жизни.


Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


Можно провести беседу на тему: «Каким вы пред­ставляете себе своего избранника». Что значит для вас хороший друг, спутник жизни?

Упражнение 3. «Анкета»

Каждый из участников получает бланк анкеты сво­его будущего мужа или жены, указывает свое имя и за­полняет графы:

Анкета будущего мужа (жены)

Имя мужа (жены)

Возраст________

Рост ___________

Вес

Национальность _________

Цвет глаз _______________

Прическа _______________

Стиль одежды ___________

Где мы познакомились_____

Как мы познакомились ____

Где и кем он (она) работает

Его (ее) достоинства _^____

Его (ее) недостатки________

Где мы живем______

Другие члены нашей семьи Отношения в нашей семье

Семейные традиции ______

Домашние животные _____


Участники меняются анкетами и записывают друг другу пожелания молодой семье.

Проводится обсуждение: чьи анкеты вам понрави­лись, что в них вас удивило? Какие пожелания вам по­казались приятными, ценными?

Модификация упражнения. Участники совместно придумывают варианты различных ответов на вопросы анкеты. Затем каждый в случайном порядке «вытягива­ет» себе ответ на каждый вопрос, создавая таким обра­зом шуточную анкету.

Упражнение 4. >!' '

«Ценности» :>о *

Участники определяют для себя, что является важ­
ным при выборе партнера, что может обеспечить ста­
бильность брака: возраст, внешность, характер, здоро­
вье, общие друзья, приятные родители, материальная
обеспеченность, общие увлечения, совместная работа,
сходные цели в жизни, сходные взгляды, идеалы и т. п.
Проводится обсуждение. *,,,

Тренинг

«Жизнь по собственному выбору»

Интеграционный тренинг является заключительным в программе. Опыт, полученный в группе, во многом означает открытие и освоение новых возможностей в различных сферах жизни: своих способностей, ценно­стей, идеалов, интересов, взаимоотношений с другими



Глава 2


Кризисы подростко вого возраста


 


людьми, навыков преодоления конфликтов, то есть расширение горизонта человека. С расширением гори­зонта, с открытием и освоением новых возможностей связано расширение целей.

Способность человека ставить перед собой цели, адекватные его внутренней сущности, связана с полно­той самоосуществления. Подходя ближе к тому, чтобы быть самим собой, человек берет в свои руки управле­ние своей жизнью и поведением и постепенно прибли­жается к' тем целям, к которым он хочет идти. Быть тем, кто ты есть на самом деле, — жизненный путь, ко­торый можно описать как нащупывающее, неуверенное поведение, с помощью которого человек, исследуя, движется к тому, каким он хочет быть. Он решает, ка­кие действия и линии поведения для него значимы, а какие — нет. Ответственно управлять собой — значит выбирать, а затем учиться на последствиях своего выбо­ра. Обретение целей жизни приводит к интеграции лич­ности.

Данный тренинг обращается к прошлому опыту и моделям будущего, к целям и стремлениям участников, интегрирует опыт работы группы и завершает эту работу. Он логически делится на два этапа. Первый этап посвящен интеграции во времени, то есть укреплению единства прошлого, настоящего и бу­дущего, представлений участников о времени, о воз­можности учиться на своем прошлом опыте и планиро­вать, представлять будущее. Целью данного этапа являет­ся и развитие способности самостоятельно определять цели своей жизни; способности к самопроекции себя в будущее.


Второй этап посвящен интеграции опыта, получен­
ного на занятиях, психологическому завершению груп­
повой работы. ■ j uw а.. ас

1. ИНТЕГРАЦИЯ ВО ВРЕМЕНИ,Г1(щ,,, „.,

Целостное представление о своем жизненном пути особенно важно в подростковом возрасте, когда пред­ставления о себе и своей жизни претерпевают сущест­венные изменения и человек выбирает свою дорогу. Первая часть тренинга начинается с обращения к пред­ставлениям подростков о времени, о своем прошлом и будущем; затем достаточно большое место занимают те­мы, посвященные постановке целей и планированию. В завершении данной части эти темы переплетаются, группа вновь обращается к линии своей жизни, к пер­спективам и личным целям участников.

Упражнение 1.

«Ваше представление о времени»

«Каждый представляет время по-своему — как стре­лу, календарь, часовой циферблат, песочные часы и т. д. В образе песочных часов песок в нижней части — прошедшее, в верхней части — будущее, а та песчинка, которая падает в данный момент, — настоящее. Нари­суйте свое представление о времени, обозначив про­шлое, настоящее и будущее».

Упражнение 2. >

«Чувство времени»

Участникам предлагается с закрытыми глазами по­сле команды «начали» уловить тот момент, когда прой-

11* 323


Глава2


Кризисы подросткового возраста


 


Участники разделяются на три


Обычный день Идеальный день


           
   
   
 
 
 


 

 

что кажется, что время «пролетает».

Упражнение 3. "Стрела жизни»

Упражнение 4. *Круг моей жизни»




Глава 2


Кризисы подросткового возраста


 


на общение с друзьями и членами вашей семьи, на оди­ночество, на все остальное. Распределите свои занятия

по следующим группам:

• те, которые вы не любите, но обязаны делать;

• те, которыми вы занимаетесь, потому что они вам
нравятся;

• то, что вы делаете просто для того, чтобы «убить
время»;

• сон;

• другое (что именно).

Нарисуйте два круга и представьте себе, что это ци­ферблаты 24-часовых часов (шаблон с двумя круговыми диаграммами можно заготовить заранее для каждого участника). Разделите их на сектора, отражающие долю каждой группы занятий в ваших обычных сутках, на­пример на прошлой неделе, и в таком дне, о каком вы мечтаете. Раскрасьте сектора в веселые, нейтральные и неприятные цвета или заштрихуйте их — чем неприят­нее каждое занятие, тем темнее.

Глядя на круг своей жизни, задайте себе следующие вопросы:

• Доволен ли я тем, как проходит мой день?

• Какие границы я могу изменить в этом круге?

• Что легко и что трудно изменить в моей жизни?

• Чего не хватило для верного отображения моей
жизни?

• Почему все-таки мы ждем и стремимся к измене­
ниям?»


Упражнение 5.

«Прошлое - настоящее - будущее»

«Нарисуйте отрезок. Разделите его на три части, ко­торые соответствовали бы прошлому, настоящему и бу­дущему. Поставьте значок в том месте, где вы находи­тесь сейчас. Какая часть жизни уже пройдена, какая — впереди? Поделитесь своими мыслями о прошлом (за­пишите их условно под отрезками соответствующих частей линии). Где ваши истоки, что происходило в детстве, в ранние годы? Что происходит в настоящем, что вас занимает, увлекает "'сейчас? Что будет в вашем будущем, ваши цели и мечты?»

Модификация упражнения. Выбирается доброволец. «Эта линия на полу будет обозначать всю твою жизнь. Пусть один из участников обозначит начало твоей жиз­ни, другой — сегодняшний момент, третий — конец твоей жизни. Пройди по этой линии, останавливаясь на разных участках, и расскажи, какова твоя жизнь в эти периоды».

|

Упражнение 6. w

«Линия жизни»

Участникам предлагается провести линию своей жизни на листе, посередине разделенном пунктиром на верхнюю и нижнюю половины. Когда линия будет за­ходить за пунктир на верхнюю половину, это будет свя­зано с позитивными событиями жизни, с успехами и радостями. Когда линия будет ниже пунктира, это будет отражать неудачи, горе, негативный опыт. Участникам


Глава!


Кризисы подросткового возраста


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: