Факторы и условия эффективности социально-педагогического взаимодействия

Достижение положительного результата во взаимодействии связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, «сенсорной остроте», установления «раппорта» и умения учитывать репрезентативную систему собеседника, от умения слушать, понимать студента, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, от изменения стилей и позиций общения, от умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играет психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей взаимодействия [37, с. 285].

Регуляторами взаимодействия людей друг на друга являются механизмы внушения, конформности и убеждения, когда под действием мнений, отношений одного партнера изменяются мнения, отношения другого партнера. Они формируются на базе более глубокого свойства живых, систем – подражания. В отличие от последнего, внушение, конформность и убеждение регулируют межличностные нормы мыслей и чувств.

Внушение – это такое влияние на других людей, которое они воспринимают неосознанно. Конформность – в отличие от внушения представляет собой явление сознательного изменения мнений, оценок [23, с. 253].

Универсальным механизмом регуляции поведения является установка, пронизывающая все уровни функционирования человека и его психики. Под установкой понимается готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Самому носителю его установки в большинстве случаев представляются абсолютно правильными, поэтому они чрезвычайно устойчивы и с трудом поддаются изменению через внешние воздействия. Консерватизм и ригидность установок усиливаются с возрастом.

Партнеры с разными установками не всегда понимают друг друга, плохо сотрудничают. Благоприятному развитию взаимоотношений способствует совместимость установок партнеров.

Установки, потребности, интересы, отношения в целом, выступают как мотивы, определяют перспективные направления взаимодействия партнеров, в то время как тактика общения регулируется еще и взаимным пониманием личностных особенностей людей, их образами-представлениями друг о друге и о себе [54, с. 426].

В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. Другими словами – не бывает общения без воздействия и регуляции, так же как взаимодействия без общения [53, с. 242].

Основными факторами эффективного социально-педагогического взаимодействия являются: идентификация, эмпатия, аттракция и рефлексия.

Под идентификацией понимается мысленный процесс уподобления себя партнеру по взаимодействию с целью познать и понять его мысли и представления.

Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле – эмпатия есть аффективное «понимание».

Эмпатия – способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова [55, с. 427].

Аттракция как аспект общения связана с эмоциями, чувствами и настроением в личных контактах партнеров. Появляются последние в выразительных движениях субъектов общения, их действия, поступков, поведении. В них находят выражения отношения, которое становится своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех в совместной деятельности. Когнитивная сторона общения как раз и служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров [53, с. 475].

Рефлексия – это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников взаимодействия «рефлексия» является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга [53, с. 243].

Можно разделить процесс взаимодействия людей на три этапа (уровня): начальный, средний и заключительный.

На начальном уровне, взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития.

Главное в успехе первичных контактов заключается в приятии или неприятии партнерами по взаимодействию друг друга. При этом они не составляют простой суммы индивидов, а являются некоторым совершенно новым и специфическим образованием связей и отношений, которое регулируется реальным или воображаемым (представляемым) различием – сходством, подобием-контрастом людей, включенных в совместную деятельность (практическую или умственную). Различия между индивидами – одно из основных условий развития их взаимодействий (общения, отношений, совместимости, срабатываемости), а также их самих как личностей.

На среднем уровне взаимодействия людей, который получил название продуктивной совместной деятельности, постепенно развивающееся активное сотрудничество находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров.

На высшем уровне взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. Взаимопонимание людей – это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют Достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод – взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком. В то же самое время взаимное непонимание – одна из существенных предпосылок распада взаимодействия людей или причина самых разнообразных межличностных затруднений, конфликтов [23, с. 242].

Условия эффективности социально-педагогического взаимодействия.

Используя общение, при социально-педагогическом взаимодействии, изменяя его содержание, тон, стиль, варьируя соотношение функций, можно изменять настроение клиента, его отношение к предметам и явлениям, обогащать его знания, развивать мышление, изменять предметную и духовную деятельность. Тем самым можно целенаправленно развивать определенные черты характера, качества личности.

К, примеру, успех использования общения при взаимодействии в воспитании зависит от выполнения определенных требований (условий). В самом общем виде они сформулированы А. А. Бодалевым:

1) общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника – в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.;

2) если общение сопровождается воспитанием отношения к человеку как высшей ценности;

3) если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними [4, с. 88].

В своих работах Н. Е. Щуркова формулирует следующие общие правила плодотворного общения:

1) формирование чувства Мы с воспитанниками;

2) установление личностного контакта с детьми;

3) демонстрация им собственной расположенности;

4) показ ярких целей совместной деятельности;

5) подчеркивание положительного в поведении и характере воспитанника;

6) постоянное проявление интереса к своим ученикам;

7) оказание и просьба помощи [61, с. 248].

Условия, при которых социально-педагогическое взаимодействие развивается плохо:

1) наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека;

2) наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт;

3) безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается;

4) эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке – на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные;

5) эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния;

6) «эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию;

7) отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его;

8) отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем;

9) «эффект последней информации» проявляется в том, что, если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке [55, с. 426].

Таким образом, сделаем вывод, что при соблюдении факторов и условий формирования эффективного взаимодействия и избежание условий, при которых взаимодействие невозможно, есть возможность построить эффективное взаимодействие, при котором взаимодействующие стороны будут в согласии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: