I. Подготовительныйэтап:
- постановкапроблемы;
- выбор темы и обоснование ееактуальности;
- определение объекта и предметаисследования;
- постановка цели и конкретных задач, разработка гипотезы исследования;
- выбор методов и методик проведенияисследования;
- формированиепланаработы.
II. Основнойэтап:
- сбор, обработка, анализ и обобщение теоретических и практических материалов;
- постановка задач исследования;
- апробация и изложение результатовисследования.
III. Заключительныйэтап:
- формулированиевыводов;
- оценкаполученныхрезультатов;
- оформлениеВКР.
Постановка проблемы. Проблема возникает, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке - это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате появления новых знаний или возникновения противоречий между теорией и практикой, которые не может объяснить ни одна из существующих теорий.
|
|
Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования и направление научного поиска. Сформулировать научную проблему - значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке в выбранной обучающимся области исследования.
Выбор темы и обоснование ее актуальности. Выпускная квалификационная работа, как уже указывалось, является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он ее понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную компетентность. Аргументация актуальности не должна быть многословной. Достаточно в пределах 0,5- 1,0 страницы показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.
Далее определяются объект и предмет исследования. Объект - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет - это экономические отношения между субъектами изучаемых процессов или явлений.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание обучающегося. Предмет исследования определяеттему выпускной квалификационнойработы,которая обозначается на титульном листе как еезаглавие.
От определения объекта и предмета исследования логично перейти к формулировке его цели, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Цельисследования формулируется в соответствии с темой выпускной квалификационной работы. Ее задачи устанавливаются в форме перечисления (обосновать.., разработать..,установить..,предложить..,уточнить…, усовершенствовать… ит.п.).
|
|
Формулировка этих задач отличается четкостью и точностью, поскольку описание их решения должно соответствовать содержанию разделов выпускной квалификационной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких разделов отражают именно задачи выпускной квалификационнойработы.
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений. Верификация гипотезы осуществляется в процессе научного исследования, степень ее обоснованности определяется его результатами.
Очень важным этапом научного исследования выступает выбор методов, которые используются для обработки фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в выпускной квалификационной работе цели.
Сбор, обработка, анализ и обобщение теоретических и практических материалов – один из основных этапов процесса исследования. Его значимость заключается в том, что собственные мысли автора, возникшие в ходе знакомства с научными работами, фактическими и статистическими данными послужат основой для получения новогознания.
Апробация результатов исследования может осуществляться в процессе их использования в практической деятельности субъектов рыночного хозяйства, в преподавании учебных дисциплин, в научныхдокладах на конференциях различного уровня, в публикациях научного и методического содержания.
Изложение результатов исследования - важная часть выпускной квалификационной работы, в которой освещаются положения работы с использованием логических законов и правил.
Очень важный этап научного исследования - обсуждение его результатов, которое ведется на заседаниях профилирующих кафедр, где даются предварительная оценка теоретической и практической ценности выпускной квалификационной работы.
Заключительным этапом научного исследования являются выводы и рекомендации, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты выполненной выпускной квалификационной работы.
В данных методических рекомендациях содержатся рекомендации по каждому этапу выполнения ВКР, что позволит избежать наиболее распространенных ошибок, сконцентрировать внимание на наиболее важных вопросах и успешно защитить ВКР.