Понятие о технологическом процессе
Технологический процесс — это составная часть производственного процесса, представляющая совокупность технических операций, последовательность их выполнения, а также необходимые технические средства и методы производства работ. Технологический процесс разрабатывается как на изготовление промежуточной продукции, так и для производства готовой продукции. Технологический процесс ремонта локомотивов должен обеспечивать высокое качество выполнения ремонта, соблюдение установленных норм простоев локомотивов в ремонте и рациональное использование рабочей силы и материалов.
При разработке технологических процессов ремонта узлов и агрегатов локомотивов необходимы следующие исходные данные и положения: выполняемые работы должны соответствовать перечню и объему, установленным Правилами ремонта или Руководящими документами по ремонту локомотивов; все технические средства, в том числе средства контроля и мерительный инструмент, должны соответствовать перечню, предусмотренному Правилами ремонта локомотивов; состояние инструмента и технического оборудования должно соответствовать требованиям ГОСТов и техническим условиям; рабочие места должны быть оборудованы в соответствии с требованиями охраны труда и безопасных условий труда; все наиболее трудоемкие операции должны быть обеспечены необходимыми подъёмно-транспортными средствами и механизмами; должен быть обеспечен установленный неснижаемый технологический запас материалов и запасных частей или агрегатов.
Каждый технологический процесс обеспечивается соответствующей документацией по каждому перечисленному пункту при разработке технологического процесса. В соответствии с требованиями ЕСТД и Правилами ремонта локомотивов разрабатывается технологическая документация, в состав которой входят маршрутная карта, карты технологических процессов, эскизные карты и другие документы. Учитывая специфику ремонта локомотивов, в некоторых локомотивных депо не отказались от разработки технологических карт и технологических графиков на выполнение ремонтных работ. График технологического процесса (ленточный или сетевой) содержит данные о рабочих операциях. последовательности их выполнения, продолжительности операции, о трудоемкости. Составляется для руководства процессом и контроля.
Карта документации для ремонтных работ должна содержать наименование рабочих операций, порядок их выполнения, основные приемы труда, указание об используемых инструментах и способах контроля, сведения о квалификации работников, время на каждую операцию. Карта составляется для рабочего и является обязательной для исполнения. Всякое отступление от требований и указаний карты считается нарушением технологической дисциплины.
Кроме графика и карт, технологический процесс должен быть обеспечен и конструкторской документацией — чертежами или эскизами детали, узла, агрегата.
Пример сетевого графика показан на рисунке 6. Примеры ленточного графика показаны на рисунке 7.
Технологический процесс ремонта составляется на основании технологических инструкций, технолого-нормировочных карт, специфических условий работы данного депо, его оборудования и пр. Наиболее эффективной организацией технологических процессов ремонта узлов и агрегатов локомотивов в депо является внедрение поточных линий с применением прогрессивных технологий и передового опыта других депо.
Сущность и значение технической и технологической подготовки производства
Освоение новых высокопроизводительных локомотивов, более эффективная эксплуатация действующего тягового состава, обеспечение надежности его работы и безусловное выполнение плана перевозок грузов и пассажиров требует от работников локомотивных депо соответствующей организации производства технического обслуживания и текущих ремонтов локомотивов. Локомотивное хозяйство постоянно развивается в соответствии с ростом объемов перевозок. Возникают новые способы ремонта, применяются новые материалы, инструменты, оборудование, новые
технологии и т.п.
Эти обстоятельства и другие причины заставляют работников локомотивного хозяйства соответствующим образом развивать и переоснащать ремонтное и обслуживающее хозяйства и их оборудование, искать новые технологии и способы работы для того, чтобы повысить качество ТО и ТР локомотивов. Чтобы, успешно решать эти задачи, необходимы техническая и технологическая подготовка ремонтного производства.
Подготовка производства ведется по нескольким направлениям, научно-исследовательские работы (вне-деповские и внутри деповские). Эти работы ведутся по трем направлениям: увеличение надежности и долговечности продукции и совершенствование технологических процессов и их оснащение, конструкторская подготовка производства, которая включает в себя весь комплекс работ по созданию конструкции, изготовлению образца и его совершенствованию. проектирование технологической оснастки, приспособлений и оборудования для ремонта локомотивов; технологическая подготовка производства — ее содержание изложено в Единой системе технологической подготовки производства (ЕСТПП). Это система государственных стандартов по организации и управлению процессом технологической подготовки производства, предусматривающая разработку и совершенствование технологических процессов ремонта локомотивов и их узлов, подготовки соответствующих инструментов, оборудования. разработки и пересмотра нормативов трудовых и материальных затрат. ЕСТПП приводит полный перечень необходимой документации для выполнения этих работ: организационная подготовка производства — это совокупность мероприятий, которые выполняются по планированию, организации, учету и контролю выполнения работ на всех стадиях подготовки производства по ремонту локомотивов в депо.
Важными задачами технической подготовки производства являются:
- Обеспечение непрерывного технического процесса в производстве ремонтов локомотивов.
- Создание условий для рентабельной и ритмичной работы депо в соответствии с заданием.
- Сокращение длительности простоев локомотивов в ремонтах при гарантированном качестве выполняемых работ и надежности локомотивов в эксплуатации.
- Сокращение трудовых и материальных затрат на ремонт и. в том числе, на техническую подготовку производства.
Для уменьшения затрат времени на производство ремонтов локомотивов необходимо использовать унификацию и стандартизацию деталей и сборочных единиц, принципы агрегатирования и взаимозаменяемости отдельных узлов и деталей на ремонте.
Принцип унификации в ремонтном производстве локомотивов имеет большое значение. Этот принцип позволяет уменьшить количество типоразмеров стандартных конструкций, отдельных узлов и агрегатов локомотивов. Успешная техническая подготовка производства приводит к высокому качеству ремонта локомотивов.
Контрольные вопросы:
1. Что такое производственный процесс? Какие частичные процессы в него входят?
2. Каково требование к правильной организации процесса производства?
3. Общие принципы организации производственного процесса.
4. Что такое производственный цикл, каковы его составные части?
5. Пути сокращения длительности производственного цикла.
6. Виды движения предметов труда или сочетания операций.
7. Факторы, определяющие тип производства.
8. Основные особенности единичного производства, серийного и массового.
9. Какие существуют методы организации производства?
10. какие вам известны виды поточных линий и их классификация.
11. Что такое технологическая и организационная синхронизации и их сущность?
12. Что называется тактом поточной линии? Каким образом он определяется?
13. Как определяется количество рабочих мест на линии и их загрузка?
14. В чём заключается принцип унификации?
15. Для чего нужна технологическая подготовка?
16. Какую информацию должна содержать Карта документации для ремонтных работ?
17. Какие объекты могут включать в себя Ресурс (ы) по ГОСТ Р 53114-2008 - актив (ы), который используется в ходе выполнения технологического процесса?