1. Метод наблюдения над фактами языка.
А)сопаставление лексич и граматич значения слов.
Б)сопоставление словоформ одной парадигмы для выяснения их постоянных качеств.
В)сопоставл-е словоформ одной парадигмы с орфографич. Целями
2.Морфолог. разбор применяется для зарепления знаний о категориях части речи, ее постоянных и непостоянных признаках.
3. метод реконструирования
А)составление слов по моделям определенной части речи
Б)составление словосочет и предлож с изучаем гармматическими формами слов по моделям.
В)сочинение-миниатюры с дополнитель заданиями
19. Классификация сочинений. Обучение написанию сочинений в начальных классах. Редактирование сочинений.
По характеру текстового материала: -повествовательные, описательные, сочинения-рассуждения, сочинения- рецензии, характеристики
По содержанию: свободные, критические, рецензии
По объему: сочинения-миниатюры, без ограничения объема.
1.Предварительная беседа. (мотивация и целеполагания)
|
|
2.составление плана текста (ставится цель из позиции автора. Обсуждается текст будущего сочинения. Идет работа по составлению сложного синтаксич целого, обсуждается содержание каждой части плана, основная мысль выносится в заголовок, записываются на доске необходимые словосочетания)
3.работа с черновиком (конструктор содержания, для изложения всех впечатлений, логическая работа над текстом, проверка грамотности)
4.Проверка содержания, редактирование. (ставится цель из позиции редактора, т.е перечитывается собственная запись учеником с индвид консультацией учителя.
5. орв и пункт правка. Ученик ставит цель коррекции и грамотность оформления.
5.Перепись начисто. Это завершающий этап урока- его можно перенести на дом. Ученики могут переписать начисто, но и оформить рисунком.
20. Уроки чтения и письма в подготовительный период обучения грамоте.
Первая ступень подготовительного периода отдана подготовительно-ознакомительным упражнениям с учебниками, тетрадями. Подгатовка детей к письму начинается со знакомства с разлиновкой тетради, развитие кистей рук, тренировки глазомера, умение ориентир в пространстве листа, анализировать, сравнивать рисунки. Осовными видами упражнений явл рисование и штриховка.
Знакомство с важнейшими с пятью гласными звуками и соответствующими буквами обеспечивает ориентировку на гласные при обучению чтению. С буквой э дети знакомятся позже, по скольку они редко употребляются. Буквы йотированных гласных е,ё,ю,я также изучаются на более позднем этапе, так как они обозначают гласные звуки в сочетании с согласными (слогослияние), а в особых случаях как один гласный звук.
|
|
Вся работа на первом этапе подготовительного периода подчинена цели- привести детей через слуховое восприятие речи к осознанию языка как средства общения.
К концу первого этапа подготовительно периода учащиеся овладевают умениями: распозновать глас и соглас звуки, которые входят в состав слова. Делить слова на слоги. Обнаруживать различия в структ. Слогов, выделяя в них гласный или слогослияние.
21. Уроки чтения и письма в основной период обучения грамоте.
Основной период обучения элементарному чтению и письму начинается через 2 недели после подготовительного. Цель данного периода – научить беглому правильному, сознательному и выразительному чтению. В задачи этого периода входят формирование умений звукового, слогового, звуко-буквенного анализа, практическое освоение учениками основных лингвистич единиц: звук,буква,слово,слог как часть слова, словосочетние, предложение и текст.
Основной период начинается с веедения букв согласных звуков и чтения слогов-слияний. Также дети учатся читать прямые слоги- это объясняется психофиз особенностями.
При обучения детей гармоте в осн период по азбукам отводится углубленной и заносторонней работе над звукамию (слого-звуковой анлиз слов, с помощью которого формируетс умение слышать звучащее слово).
К концу учебного года первоклассники должны научиться читать слова и предложения правильно, осознанно, выразительно и бегло.
22. Методика проведения сочинений из личного опыта и наблюдений учащихся.
За год обучения в 1-ом классе учащиеся приобретают
первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, т.е. опыт работы
над сочинением. Первые сочинения невелики по объему, основным источником
для них является личный жизненный опыт. Это рассказы о событиях,
развертывающихся во времени, например: “ Как мы убирали школьный двор”
аиболее доступными для учащихся. Для проведения сочинений в 1-ом классе не требуются специальныеуроки. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Тематика сочинений подсказывается, а иногда и определяется содеожанием читаемыхпроизведений. В ходе работы над сочинением закрепляются те орфографичсскиенавыки и умения, которые получают учащиеся на уроках грамматики. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Работа носит обучающийхарактер. В процессе подготовки и проведения сочинений необходимовыработать у первоклассников: 1. Умение коллективно составлять и под руководством учителя писатьнебольшие рассказы о своих играх, забавах, работе. 2. Умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному вформе вопросов; 3. Умение строить простое предложение: правильно располагать в немслова, видеть границы предложения; 4. Умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.
23. Ошибки в изложениях и сочинениях. Методика работы над ошибками в изложениях и сочинениях младших школьников.
24. Особенности работы над произведениями разных родов и жанров. Методика изучения лирического стихотворения.
1. Изучение произведения и его анализ должны быть целенаправлены..
2. Принцип опоры на целостное непосредственное эмоц восприятие прочитанного. Анализ текст проводится только после целостного (т. Восприятие от начала и конца), непосредственнного (происходящего без предварительного влияния учителя каким-то образом подталкивающего ребенка к совершенно определенному толкованиб произведения еще до знакомства с текстом) эмоц восприятия детьми.
произведений.
Важно сохранить непосредственность детских впечатлений!
3.принцип учета возрастных и индивид особенностей восприятия организованные на уроке. Процесс осмысления текста должен опираться на возрастные и индвид особенности, расширяя зону ближайшего развития.
|
|
4. учет потребностей ребенка. Анализ произв должен быть мативирован, вытекать не только из целей и задач учителя, но из потребностей ребенка разобраться в прочитанном или услышанном.
5.принцип внимательного отношения к тексту произведения (неоправданное сокращенеи в текстах ведет к нарушению принципа)
Уровни
1.фрагментарный (у детей отсут целостное представл о произведении, их внимание сосредаточено на отдельных событиях, эмоциональная реакция может быть яркой.
2.констатирующий- точная, непосредств эмоц. реакция, но выразить ощущения им еще трудно. Воображение у них рпзвито слабо.
3. уровень героя (отличаются эмоц реакцией, сопосбностью видеть и передовать динамику эмоций. Они могут определить авторскую позицию, только с помощью наводщяхи вопросов.
4.уровень идей (развито воображение, дети способны определить назначение того или иного элемента в тексте. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа, хотя формулир ответов может быть по детски наивным.
Важно само стремление учеников соотносить, размышлять. Определять проблему в произведении.