Методические указания
по выполнению лабораторной работы по дисциплине
"Станционные системы автоматики и телемеханики"
Хабаровск
1. Цель работы
1.1. Изучить существующие методы изоляции стрелочных путевых участков. Исследовать возможность и варианты их технической реализации, а также влияние на безопасность движения в различных эксплуатационных условиях.
1.2. Изучить основные правила и приемы расстановки изолирующих стыков при разбивке горловин станций на изолированные участки при электрической централизации (ЭЦ).
2. Теоретическая часть
Работа современных систем автоматического управления и регулирования движения поездов основывается на использовании дискретной информации о состоянии рельсового пути. Такую информацию формируют первичные путевые датчики. Наибольшее распространение получили путевые датчики непрерывного типа, воспринимающим элементом которых является рельсовая линия. Благодаря этому, устанавливается постоянная связь между подвижным составом и устройствами, регулирующими движение поездов и обеспечивающими их безопасность.
|
|
В качестве путевых датчиков непрерывного типа на железных дорогах используются электрические рельсовые цепи (РЦ). В наиболее ответственных случаях РЦ фиксируют наличие подвижного состава на определенном путевом участке и целость рельсовых нитей, то есть самые опасные для движения поездов состояния пути. При отсутствии на пути подвижного состава и исправности рельсовых нитей РЦ формируют сигналы, эквивалентные логической единице. Если участок пути занят подвижным составом, или рельсовые нити электрически разорваны, РЦ выдает сигнал, соответствующий логическому нулю.
В системах ЭЦ с помощью РЦ выполняются требования Правил технической эксплуатации по обеспечению безопасности движения поездов на станциях путем исключения:
- перевода стрелок под составом;
- установки маршрутов и открытия светофоров при занятости путей или блок-участка удаления, а также стрелочных путевых участков;
- размыкания всего маршрута или отдельных его секций до фактического освобождения их всем составом.
Кроме того, РЦ обеспечивают:
- автоматическую смену разрешающего сигнального показания светофо-ра на запрещающее, если в пределах маршрута, ограждаемого данным светофором, появляется подвижной состав или нарушается безопасность движения;
- передачу в кабину машиниста локомотива показаний станционных светофоров при следовании поездов по главным и некоторым другим путям станций;
- контроль занятости путей и стрелок на аппарате управления.
|
|
Наиболее простой является РЦ постоянного тока с непрерывным питанием, которая содержит следующие основные элементы (рис.1):
- рельсовую линию (рельсовые нити) со стыковыми соединителями С;
- источник электрической энергии И;
- ограничивающий резистор Rо;
-
приемник электрической энергии - путевое реле П.
Рис.1. Простейшая рельсовая цепь
По концам каждой рельсовой нити контролируемого участка пути устраиваются изолирующие стыки ИС, электрически разделяющие смежные РЦ. Сигнальный ток Iс от источника энергии И поступает по рельсовой линии к путевому реле П. Это реле притягивает якорь, фиксируя свободность и исправность данного участка рельсового пути. При вступлении на изолированный участок подвижного состава сигнальный ток замыкается в основном через колесные пары, шунтирующие рельсовую линию с путевым приемником. Путевое реле отпускает якорь, фиксируя занятость этого участка. Обесточивается путевое реле также при изломе или изъятии рельса, обеспечивая контроль целости рельсового пути.
В зависимости от конфигурации рельсовой линии различают неразветвленные и разветвленные РЦ. Неразветвленные РЦ применяются на приемо-отправочных путях и бесстрелочных путевых участках в горловинах станций. В неразветвленных РЦ обычно используются один источник питания и один путевой приемник.
Разветвленные РЦ контролируют состояние стрелочных секций, то есть участков пути, содержащих стрелочные переводы. Стрелочный перевод позволяет направить подвижной состав с одного пути на другой и состоит из стрелки, переводных путей 4 и крестовины 5 с двумя контррельсами 6 (рис.2). Стрелка содержит рамные рельсы 1, остряки 2 и переводной механизм 3. Остряки стрелки подвижны, за счет чего возможно направить подвижной состав при движении со стороны остряков по прямому пути или на ответвление. Стрелочные переводы различаются по типу рельсов - Р38, Р43, Р50, Р65 и Р75 (число при букве Р указывает на расчетную массу 1 пог. м рельса в кг) и марке крестовины - обычных марок 1/6, 1/9, 1/11 и пологих 1/18, 1/22 (маркой крестовины называется частное от деления ширины крестовины на ее длину, измеряемую от хвоста крестовины до ее математического центра МЦ).
m – расстояние от переднего выступа рамного рельса до начала остряка;
a – расстояние от начала остряка до центра перевода Ц;
b – расстояние от центра перевода до центра крестовины (математического центра МЦ);
q – длина крестовины;
L – расстояние от переднего выступа рамного рельса до предельного столбика ПС.
Рис.2. Основные элементы и размеры стрелочного перевода