Основные размеры стрелочных переводов

 

Тип рельсов Марка крестовины Угол крестовины Размеры, м
m a B q
Р65 1/22 2˚ 35' 50" 5,03 26,83 33,61 5,64
Р50;Р65 1/18 3˚ 10' 12" 3,84 21,72 27,54 4,43
Р65 1/11 5˚ 11' 40" 2,77 11,25 16,80 2,55
Р65 1/9 6˚ 20' 25" 2,77 12,42 13,76 2,09
Р50 1/11 5˚ 10' 40" 4,33 10,10 16,80 2,30
Р50 1/9 6˚ 20' 25" 4,33 11,09 13,76 1,88

 

Характерной особенностью разветвленных РЦ является необходимость исключения короткого замыкания двух рельсовых нитей через элементы конструкции стрелочных переводов. Короткое замыкание через остряки стрелок и крестовины исключается установкой внутристрелочных изолирующих стыков, а замыкание через соединительные тяги, сквозные полосы и другие металлические элементы, прикрепляемые сразу к двум рельсовым нитям, устраняется при помощи изолирующих прокладок и втулок.

Расстановка изолирующих стыков в разветвленных РЦ производится по утвержденным типовым эпюрам стрелочных переводов или по эскизам, выполняемым при изысканиях. В качестве примера на рис.3 приведена схема изоляции одиночного стрелочного перевода.

 

 
 

 


1 - изолирующие стыки; 2 – стыковые соединители; 3,4 и 5 – стрелочные соединители различных типов.

 

Рис.3. Схема изоляции одиночного стрелочного перевода

 

Рельсовая линия стрелочного путевого участка объединяется в единую электрическую РЦ посредством стыковых и стрелочных соединителей. Стыковые соединители стабилизируют сопротивление рельсовых нитей, а стрелочные соединители пропускают сигнальный ток в обход изолированных стыков рельсов. При электрической тяге поездов они пропускают также обратный тяговый ток от электровозов к тяговой подстанции. Стрелочные переходные соединители 5 (см. рис.3) должны, как правило, обтекаться сигнальным током. Необтекаемые соединители допускаются на спаренных стрелках (съездах) и на негабаритных ответвлениях одиночных стрелок. Обязателен контроль целости соединителей на одиночных стрелках, примыкающих к путям и участвующих в маршрутизированных передвижениях.

 
 

Важной функцией разветвленных РЦ является обнаружение подвижных единиц на рельсовых линиях всех ответвлений. Поэтому в разветвленных РЦ устанавливается один источник питания (генератор) Г и один, два или три путевых реле для надежного контроля каждого ответвления (рис.4).

 

 

Рис.4. Разветвленная рельсовая цепь с тремя путевыми реле

 

При нескольких путевых приемниках, например, 1-3АСП, 1-3БСП и 1-3ВСП, состояние стрелочного участка контролирует их общий повторитель - стрелочное путевое реле 1-3СП, в цепь возбуждения которого последовательно включены контакты путевых реле всех ответвлений. Стрелочное путевое реле 1-3СП фиксирует изменение состояния разветвленной РЦ при срабатывании любого из приемников.

Число путевых реле и контролируемых ответвлений в значительной степени определяется выбором способа изоляции стрелочных участков:

- с параллельным подключением ответвлений;

- с последовательным подключением ответвлений.

В РЦ с последовательной схемой изоляции при свободном путевом участке сигнальный ток протекает по всем рельсовым нитям, и одно путевое реле контролирует два ответвления (рис.5).

 
 

 

 


ПТ – трансформаторный ящик питающего конца РЦ;

РТ – трансформаторный ящик релейного конца РЦ.

 

Рис.5. Рельсовая цепь с последовательной схемой изоляции

 

Не обтекаются сигнальным током только короткие участки рельсовой линии, вероятность повреждения которых незначительна. Ввиду сложности последовательной схемы изоляции, требующей установки дополнительных изолирующих стыков и междупутных соединителей, в настоящее время применяются разветвленные РЦ только с параллельным подключением ответвлений (рис.6).

 

а) б)

 
 

 


в) г)

 

 

Рис.6. Рельсовые цепи с параллельной схемой изоляции

 

В такой разветвленной РЦ с одним стрелочным переводом сигнальный ток протекает по рельсовым нитям одного пути, к которому подключен путевой приемник. Рельсовые нити второго ответвления сигнальным током не обтекаются, но находятся под напряжением. В зависимости от места установки внутристрелочных изолирующих стыков и путевого приемника возможны четыре варианта схем разветвленной РЦ с одним стрелочным переводом (см. рис.6).

Правильно отрегулированная и исправная РЦ должна контролировать вступление подвижного состава на любое ответвление. Кроме того, РЦ должна фиксировать обрыв рельсовой нити обтекаемого сигнальным током ответвления. Однако в случае излома или изъятия рельса необтекаемого ответвления такое повреждение РЦ не обнаруживается, что связано с опасностью получения ложной информации о свободности путевого участка при нахождении подвижной единицы на неисправном ответвлении.

При рассмотрении рис.6 можно заметить, что сигнальный ток протекает по рельсовым нитям от источника питания к путевому приемнику либо через стрелочный соединитель (рис. 6а и 6г), либо в обход его (рис. 6б и 6в). Последнее обстоятельство может представлять серьезную опасность, так как обрыв соединителя ведет к тому, что к ответвлению, находящемуся под напряжением, не подается один из полюсов питания. Следовательно, нахождение подвижного состава на таком ответвлении путевым реле не зафиксируется. Поэтому применение необтекаемых сигнальным током стрелочных соединителей допускается лишь на стрелках съездов и на негабаритных ответвлениях одиночных стрелок. В целях повышения надежности в таких случаях устанавливаются двойные соединители (основной и дублирующий).

Минимальное число дублирующих соединителей, уменьшение числа и длин необтекаемых сигнальным током ответвлений, достигается правильной установкой изолирующих стыков и приборов РЦ. Общим требованием при этом является обязательность обтекания сигнальным током рамных рельсов стрелок.

Ответвления стрелочных изолированных участков, входящих в маршруты приема и отправления, а также длиной более 60 м, считая от центра перевода до изолирующего стыка, должны обтекаться сигнальным током. Это достигается установкой на каждом ответвлении путевых реле, число которых в одной РЦ не должно превышать трех.

Для устройства РЦ в целях эффективного использования приемо-отправочных путей и стрелочных горловин в поездной и маневровой работе путевое развитие станции разбивается изолирующими стыками на отдельные изолированные участки (секции). Объединение в одну путевую секцию нескольких стрелок или выделение бесстрелочных участков выполняются с учетом требований по обеспечению безопасности движения, организации одновременных параллельных передвижений по соседним путям, исключения перепробегов маневровых составов и скорейшего освобождения изолированных участков, по которым может быть установлен следующий маршрут.

В этих целях используются следующие правила и приемы:

1. Изолирующими стыками отделяют станцию от перегона, а стрелочные горловины - от приемо-отправочных и подъездных путей, тупиков, вытяжек и других нецентрализованных зон.

2. Для организации одновременных параллельных передвижений в одну стрелочную секцию объединяются только те стрелки, которые в одно и то же время не могут использоваться в других маршрутах. Например, стрелки съездов всегда включают в разные стрелочные секции, устанавливая между спаренными стрелками изолирующие стыки.

3. В один изолированный путевой участок может включаться не более трех одиночных или двух перекрестных стрелочных переводов (рис.7).

 
 

 


Рис.7. Рельсовые цепи стрелочных участков с перекрестными съездами

 

4. Для получения максимальной длины приемо-отправочных путей изолирующие стыки устанавливаются на возможно меньшем расстоянии от стрелки. Со стороны крестовины изолирующие стыки размещаются не ближе 3,5 м к предельному столбику в направлении от стрелки. Предельный столбик обозначает место по середине междупутья, где расстояние между осями сходящихся путей достигает 4,1 м, которое допускает одновременное нахождение подвижных единиц на обоих ответвлениях. При расположении соседних стрелочных переводов на расстоянии, не позволяющем разместить изолирующие стыки в 3,5 м от предельного столбика, допускается их установка ближе к крестовине, но не меньше 4,5 м от нее. В этом случае изолирующие стыки по отношению к данной стрелке называются негабаритными, за исключением стрелок съездов. Со стороны остряков изолирующие стыки устанавливаются у концов рамных рельсов. Для стрелок, переводимых с контролем свободности стрелочной секции в районах немаршрутизированных передвижений, изолирующие стыки размещаются с учетом необходимой длины предстрелочного участка, которая позволяет закончить полный перевод стрелки до наезда на ее остряки подвижной единицы, вступившей на секцию в момент начала перевода.

5. При наложении кодов автоматической локомотивной сигнализации на РЦ стрелочных участков изолирующие стыки между остряками и крестовиной устанавливаются, как правило, по некодируемому направлению. Если кодируются главные и боковые пути, то внутристрелочные изолирующие стыки размещаются в направлении движения с более низкими скоростями, и предусматривается специальная укладка стрелочных соединителей.

 

 

3. Рабочее место

 

Для выполнения данной работы предоставляется лабораторный стенд с набором соединительных проводов. На вертикальной панели стенда показаны схемы стрелочных путевых участков в двухниточном изображении. Изолирующие стыки установленным условным обозначением имитируются на схемах промежутками между гнездами на линиях рельсовых нитей.

На схеме 1 рабочего стенда представлена путевая секция с двумя стрелочными переводами. Секция с одним переводом изображена на схеме 2. На схеме 3 показаны две путевые секции, образованные перекрестными стрелочными съездами.

Каждая схема имеет коммутационные гнезда, которые позволяют с помощью перемычек и соединительных проводов собрать электрическую модель разветвленной РЦ с одним, двумя или тремя путевыми реле. При сборке схем к гнездам релейного конца подключаются сигнальные лампочки, отображающие состояние путевых реле.

Питание подведено к гнездам с соответствующим условным обозначением, и напряжение в схему подается при включении индивидуального тумблера. В сеть переменного тока 220 В стенд включается общим тумблером.

 

 

4. Порядок выполнения работы

 

4.1. Изучить по данному методическому указанию и рекомендуемой литературе основные требования и положения по устройству разветвленных РЦ на станциях.

4.2. Поставить индивидуальные и общий тумблеры в исходное состояние.

4.3. На схеме 2 собрать разветвленную РЦ с одним путевым реле в соответствии с рис.6. Правильность сборки контролируется горением сигнальной лампочки, подключаемой к гнездам релейного конца РЦ.

4.4. Проверить работу РЦ в шунтовом режиме имитацией вступления подвижного состава путем замыкания (шунтирования) перемычкой рельсовой линии в ее начале, в точке подключения ответвлений и в конце каждого ответвления. Записать и объяснить результаты испытаний.

4.5. Проверить и объяснить работу РЦ при изъятии (обрыве) стрелочного соединителя. Если сигнальная лампочка при изъятом соединителе не гаснет, то есть его обрыв путевым реле не контролируется, повторить исследования по пункту 4.4. Записать и объяснить результаты испытаний.

4.6. Составить и собрать на схеме 1 разветвленную РЦ с одним, двумя и тремя путевыми реле. Повторить испытания по пунктам 4.4. и 4.5.

4.7. Собрать разветвленные РЦ на схеме 3 в соответствии с рис.7. Обратить внимание на особенности построения схем РЦ стрелочных путевых участков с перекрестными съездами. Повторить испытания по пунктам 4.4. и 4.5.

4.8. Разбить примерную горловину станции на изолированные участки (по заданию преподавателя).

 

5. Содержание отчета

 

5.1. Цель работы.

5.2. Схема разветвленной РЦ с последовательным подключением ответвлений с результатами испытаний.

5.3. Схемы разветвленных РЦ с параллельным подключением ответвлений с результатами испытаний.

5.4. Схематический план заданной горловины станции с расстановкой изолирующих стыков.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие требования Правил технической эксплуатации по обеспечению безопасности движения поездов на станциях выполняются с помощью РЦ?

2. Какие участки путевого развития станции оборудуются неразветвленными и разветвленными РЦ?

3. Какие существуют схемы изоляции стрелочных путевых участков?

4. Как обеспечивается контроль целости стрелочных соединителей в разветвленных РЦ?

5. В каких случаях применяются двойные стрелочные соединители?

6. Какие ответвления называются неконтролируемыми и почему?

7. С какой целью стрелки съездов включаются в разные стрелочные секции?

8. На каком расстоянии от предельного столбика и почему допускается установка изолирующих стыков?

9. Как определяется место установки изолирующих стыков со стороны остряков стрелки?

10. В каких случаях изолирующий стык называется негабаритным?

11. Какие основные элементы содержат стрелка и стрелочный перевод?

 

 

Рекомендуемая литература

 

1. Станционные системы автоматики и телемеханики [Текст]; учебник для вузов ж.-д. трансп. / Вл.В. Сапожников [и др.]; под ред. Вл.В. Сапожникова. – М.: Транспорт, 1997. – 432 с.

2. Эксплуатационные основы автоматики и телемеханики [Текст]; учебник для вузов ж.-д. транспорта/ Вл.В.Сапожников [и др.]; под ред. Вл.В.Сапожникова. – М.: Маршрут, 2006. – 247 с.

3. Казаков, А.А. Станционные устрой­ства автоматики и телемеханики [Текст]; учебник / Казаков А.А, В.Д. Бубнов., Е.А. Казаков. – М.: Транспорт, 1990. – 431 с.

4. Ошурков, И.С. Проектирование электрической централизации [Текст]: / И.С.Ошурков, Р.Р. Баркаган. – М.: Транспорт, 1980. – 326 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: