(холла, коридора или комнаты ожидания)
Организация окружающего пространства центров также важна, как и оформление кабинетов для занятий. Ребенку раннего возраста должно быть здесь интересно и не страшно. Все игрушки и оборудование должны быть доступны для ребенка и безопасны, они должны стимулировать интерес к исследованию. Игрушки могут быть не только фабричные, но и изготовленные самостоятельно. На стенах должно быть место для информации, адресованной родителям, и для выставок совместных работ (рисунков, аппликаций) родителей и детей. Однако помещения центров не должны быть чрезмерно «перегружены» предметами.
Примерный список игрушек и оборудования:
• детские стульчики и скамьи или стулья для родителей;
• столик (за которым ребенок может поесть);
• пеленальник (чтобы можно было переодеть младенцев или просто использовать его при необходимости);
• самодельные тактильные доски (молнии, шнурки с бусами, застежки на пуговицах, зеркала, погремушки, вертушки, щеколды и т. п.);
|
|
• мольберт;
• горка;
• машина большая;
• лошадка-качалка;
• детская коляска;
• домик из картонной коробки или палатка;
• кухня (с набором посуды и плитой);
• метелка и совок;
• жилая комната (телефон, зеркало, щетка, расческа, кроватка с постельными принадлежностями и кукла);
• аквариум;
• мягкие игрушки.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЕ
ЦЕНТРОВ АБИЛИТАЦИИ МЛАДЕНЦЕВ
Как показывает российский и зарубежный опыт, многие обыденные, привычные вещи и предметы, безопасные в повседневной жизни, представляют определенную опасность, если с ними играют дети раннего возраста. Эта опасность усугубляется еще и тем, что, попадая в обстановку центра, дети, как правило, становятся раскрепощенными, более активными, а множество новых предметов активизирует их исследовательскую деятельность и соревновательное отношение к игрушкам и оборудованию.
Следует также обратить внимание и на дополнительные причины, по которым родители, присматривая за своими детьми, нередко отвлекаются и теряют бдительность:
• необычность, новизна обстановки;
• большая информационная нагрузка (общение родителей с персоналом и между собой, освоение пассивной и активной информации центра);
• сознательное, а чаще — бессознательное перекладывание ответственности за детей на персонал;
• общее халатное отношение со стороны некоторых родителей к безопасности своих детей.
Еще один фактор риска для детей раннего возраста — это присутствие в одном помещении детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые могут сопровождать своих младших братьев и сестер. Взаимодействие младших и старших детей требует дополнительного контроля со стороны взрослых. Но из-за недостатка опыта в области межличностных отношений такой контроль у многих родителей значительно ослаблен, к тому же психологически они склонны перекладывать ответственность за своих детей на персонал, тогда как персонал уделяет основное внимание маленьким детям.
|
|
Все вышеперечисленное предъявляет ряд требований безопасности к предметной среде центров абилитации.
Общие положения
1.1. Помещения и оборудование центра должны соответствовать требованиям строительных норм и правил, требованиям противопожарной безопасности и требованиям
безопасности труда. Все это подтверждается соответствующими заключениями и протоколами пожарной и санитарной инспекций района.
1.2. Приказом руководителя центра назначаются лица, ответственные за противопожарную и общую безопасность. Ответственные лица должны пройти специальную подготовку
и иметь дипломы или удостоверения установленного образца («Удостоверение о прохождении обучения мерам пожарной безопасности», «Удостоверение о проверке знаний безопасности»).
1.3. Ответственное лицо подчиняется непосредственно руководителю и проводит обучение и инструктаж по утвержденным инструкциям всего персонала по технике общей и
пожарной безопасности с регистрацией данных об инструктаже в специальном журнале установленной формы.
1.4. Из числа сотрудников центра назначается ответственное лицо по вопросам безопасности детей во время приема и массового посещения центра взрослыми и детьми (обычно это
диспетчер или дежурный специалист).
1.5. Необходимо периодически обсуждать вопросы безопасности на общих собраниях персонала.