Содержание самостоятельной работы по разделам

Раздел 1. Что такое философия

1.1. Вопросы для самопроверки содержания лекции 1 раздела (4 ч.)

1) В чем заключается проблема самоопределения философии?

2) Как философия определяется в различных аспектах культуры?

3) Как определяется предмет философии?

4) Каков метод философии (философствования)?

5) Что такое рефлексия?

6) В чем специфика философской рефлексии?

7) Какова цель философии?

8) Что такое мудрость и глупость?

9) Что такое псевдофилософия? Каковы ее формы?

10) На какие вопросы отвечают философы?

11) В чем заключается специфика философских вопросов?

12) Как ставятся и решаются философские задачи?

13) Как определяются и решаются философские проблемы?

14) Какова классическая формулировка основного вопроса философии?

15) Как определяется 1-я сторона основного вопроса философии (выражающая его онтологический аспект)?

16) Каковы основные варианты решения первой стороны основного вопроса

философии? Каковы их формы?

17) Как определяется 2-я сторона основного вопроса философии

(выражающая его гносеологический аспект)?

18) Каковы основные варианты решения второй стороны основного вопроса

философии? Каковы их формы?

19) Естественное или искусственное выделения различных частей

философии?

20) Какова взаимосвязь философской теории и прикладной философии в истории философии?

21) Какова роль изучения истории философии для осознании социальной

значимости своей деятельности?

22) Какова роль изучения истории философии для накопления

профессионального опыта?

23) Какова роль изучения истории философии для понимания личного смысла

жизни?

24) Какова роль изучения истории философии для понимания и решения ее

современных проблем?

25) В чем заключается специфика философской теории?

26) Как называются и как определяются основные разделы философской

теории?

27) Что такое онтология?

28) Что такое гносеология?

29) Что такое «философская логика»?

30) В чем заключается специфика прикладной философии?

31) Как называются и как определяются основные разделы прикладной

философии?

32) Что такое праксеология?

33) Что такое методология?

34) Что такое аксиология?

35) Какова роль прикладной философии в решении проблем современной

человеческой жизни?

1.2. Вопросы к семинару (4 ч.):

1. Проблема самоопределения философии

2. Основной вопрос философии

3. Разделы философии

Список литературы для изучения вопросов 1 раздела

Усов В.Н. Философия: теоретическая и прикладная [Электронный ресурс]: учеб.пособие / В.Н.Усов. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – Режим доступа:http://reflection-usov.ru

Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Издание второе, переработанное и дополненное. – М.: Гардарики, 1997. – 576 с.

Дженни Тейчман, Кэтрин Эванс. Философия. Руководство для начинающих. Пер.с англ. Е. Н. Самойловой. – М.: ИНФРА-М, Издательство «Весь Мир», 1998.

Андре Конт-Спонвиль, Люк Ферри. Мудрость современности. Десять вопросов нашего времени. Пер. с фр. – М.: РУДН, 2009.

Марина Х.А. Поверженный разум. Теория и практика глупости. Пер. с исп. – М.: Астрель: CORPUS, 2010.

Философский лабиринт: Сборник задач и упражнений по философии:

Учебное пособие. А.Н. Кочергин, Б.Н. Плесский, А.И. Уемов. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 173 с.

Практикум по философии: (Задачи и упражнения). Сост. В.А. Мейдер. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. – 96.

Философия: Сборник задач и упражнений. Сост. В.Н. Бабина. – Пенза: Информационно-издательский центр ПензГУ, 2008. – 52 с.

1.4. Терминологический минимум (определения) (1 ч.)

Философия. Универсалии культуры. Философская рефлексия. Мудрость. Глупость. Псевдофилософия. Философский вопрос. Философская задача. Философская проблема. Основной вопрос философии. Генезис философии. Структура и функции философии. История философии. Философская теория (Метафизика). Прикладная философия.

1.5. Вариативные формы самостоятельной работы согласно Раздела 2. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (1 ч.)

Раздел 2. История философии

2.1. Вопросы для самопроверки содержания лекции 2 раздела (7 ч.)

1) Каковы основные подходы к проблеме генезиса философии? Их аргументы?

2) Каковы социокультурные и индивидуально-психологические предпосылки

возникновения философии?

3) Каковы истоки, мировоззренческие ориентации и основные понятия даосизма?

4) Каковы истоки, мировоззренческие ориентации и основные понятия

конфуцианства?

5) Каковы истоки, мировоззренческие ориентации и основные понятия

ортодоксальных древнеиндийских философских учений?

6) Каковы истоки, мировоззренческие ориентации и основные понятия

неортодоксальных древнеиндийских философских учений?

7) Каковы мифологические и религиозные предпосылки античной философии?

8) Каковы основные отличия античной философии от античной мифологии и

религиозной философии средневековья?

9) Какие шаги выделяются на пути от древнегреческого мифа к логосу?

10) Каковы основные характеристики античной классической философии?

11) В чем заключается специфика эллинистической философии?

12) Как осуществлялось философствование в религиозной вере в средневековой патристике?

13) Как осуществлялось философское обоснование веры в Бога в средневековой схоластике?

14) Какова философия освобождения веры в религиозном протестантизме?

15) Какова специфика философии Возрождения?

16) Каковы особенности возрожденческого гуманизма, социально-политических учений эпохи Возрождения и ее натурфилософии?

17) Каковы философские последствия научной революции XVII в.

18) Что такое механистический материализм? идеализм? эмпиризм (сенсуализм)? рационализм?

19) Каковы основные особенности немецкой классической философии?

20) Каковы основные формы деятельностно-практической направленности

неклассической западноевропейской философии?

21) Каковы основные формы методологической ориентации неклассической

западноевропейской философии?

22) Каковы основные формы ценностной ориентации неклассической

западноевропейской философии?

23) Каковы основные интенции современной постнеклассическойфилософии?

24) Каким образом русская философия исторически интегрировала философскую мысль других народов зарубежья, страны?

25) Какие особенности русской философии определялись в противоборстве языческой мифологии восточных славян и византийского православного христианства?

26) Какие особенности русской философии определялись в полемике нестяжателей и иосифлян (ХV – XVI в.)?

27) Какие особенности русской философии определялись в полемике старообрядцев и никонианцев, сторонников греческого и латинского просвещения (XVII в.)?

28) Какие особенности русской философии определялись в полемике славянофилов и западников, почвенников и народников (XIХ в.)?

29) Какие особенности русской философии определялись в расхождении последователей «философии всеединства» В.Соловьева и представителей русского космизма (кон. XIХ – нач.ХХ в.)?

30) В какой мере отечественной философии присуща Восточная самоуглубленность и Западная рациональность?

2.2. Вопросы к семинару (7 ч.):

1. Античная философия

2. Философия Средних веков и Возрождения

3. Философия Нового времени

4. Немецкая классическая философия

5. Современная западная философия

6. Отечественная философия

Список литературы для изучения вопросов 2 раздела

Усов В.Н. Философия: теоретическая и прикладная [Электронный ресурс]: учеб.пособие / В.Н.Усов. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – Режим доступа:http://reflection-usov.ru

Антология мировой философии: В 4 т. – М.: Мысль, 1969.

Гриненко Г.В. История философии: учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2011.

Громов М.Н. Русская философская мысль Х-XVII веков: учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

История философии: Запад-Россия-Восток. В четырех книгах.
Мотрошилова Н.В. (ред.) – М.: Греко-латинский кабинет, 2000. Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии. – М.: Учебная литература, 1997. – 480 с.

2.4. Персоналии (для тезисов творческих автобиографий) (4 ч.)Лао-цзы. Конфуций. Будда (Сиддхартха Гаутама). Фалес. Пифагор. Парменид. Гераклит. Зенон. Демокрит. Сократ. Платон. Аристотель. Эпикур. Сенека. Пиррон. Плотин. Августин. Боэций. Абеляр. Фома Аквинский. Оккам У. Лютер. Кальвин. Пико деллаМирандола. Данте. Кузанский Н. Коперник Н. Макиавелли. Мор Т. Галилей. Бэкон Ф. Гоббс Т. Локк Дж. Беркли Дж. Юм Д. Декарт Р. Спиноза Б. Лейбниц Г. Вольтер. Дидро. Руссо. Кант И. Фихте И. Шеллинг Ф. Гегель Г. Фейербах. Маркс К. Энгельс Ф. Ленин В. Шопенгауэр А. Ницше Ф. Гуссерль Э. Хайдеггер М. Сартр Ж.-П. Конт О. Мах Э. Витгенштейн Л. Фрейд З. Пирс Ч. Джеймс У. Дьюи Д. Шелер М. Плеснер Х. Леви-Стросс К. Фуко М. Деррида Ж. Лиотар Ж.-Ф. Гадамер Г. Чаадаев П. Я. Хомяков А.С. Соловьев В.С. Флоренский П.А. Чернышевский Н.Г. Бердяев Н.А. Вернадский В.И. Лосев А

2.5. Вариативные формы самостоятельной работы согласно Раздела 2. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (4 ч.)

Раздел 3. Онтология

3.1. Вопросы для самопроверки содержания лекции 3 раздела (3 ч.)

1) Что означает понятие «бытие» конкретно?

2) В чем заключается мировоззренческое значение понятия бытия?

3) В чем заключается различие аспектов существования и сосуществования в

понимании бытия?

4) В чем заключается философский смысл категории «бытие»?

5) Каково реальное содержание понятия «бытие»?

6) Что общего и каковы отличительные особенности в бытии природы,

общества и человека?

7) В чем заключается специфика человеческого бытия?

8) Почему бытие конкретного человека является уникальным?

9) В чем заключается уникальность бытия человека?

10) Каким образом человек определяет смысл своей собственной жизни?

11) Почему возникает и в чем заключается проблема единства мира?

12) Что означает философский плюрализм? Каковы его основные формы?

13) В чем родственность философского плюрализма и религиозного

политеизма?

14) Что означает философский дуализм? Каковы его основные формы?

15) В чем близость философского дуализма и религиозного деизма?

16) Что означает философский монизм? Каковы его основные формы?

17) В чем родственность философского монизма и религиозного монотеизма?

18) Как доказывается научность материалистического монизма?

19) Какая философская категория определяет материальную первооснову бытия? В каких понятиях она конкретизируется?

20) В чем заключается субстратное определение материи?

21) Какую роль в субстратном толковании материи играют понятия «вещь», «свойства», «отношения»?

22) В чем заключается субстанциональное определение материи?

23) Какими атрибутами характеризуется материальная субстанция в

современной научной картине мира?

24) Что такое движение и покой? Каковы их свойства и формы?

25) Что такое пространство и время? Каковы их свойства и формы?

26) Что такое развитие? Каковы основные уровни организации материи?

27) Каково гносеологическое определение материи?

28) В чем заключается принципиальное отличие гносеологического

определения материи от ее онтологических определений?

29) В чем заключается мировоззренческое и методологическое значение

философской категории «материя»?

30) Каковы отличия философской картины мира от обыденной и научной?

31) Какова роль сознания в определении материального?

32) Каковы реальные (материальные) предпосылки человеческого сознания?

33) Что такое «бессознательное»? Каково его содержание?

34) Какова роль труда и общения в объяснении природы человеческого

сознания?

35) В чем заключается «идеальность», «интенциональность» и

«рефлексивность» человеческого сознания?

36) Что такое самосознание? Какова его роль в развитии сознания?

37) Каковы основные аспекты и уровни самосознания человека?

38) Какова взаимосвязь бессознательного, сознания и самосознания в человеческой психике?

3.2. Вопросы к семинару (3 ч.):

1. Бытие

2. Материя

3. Сознание

Список литературы для изучения вопросов 3 раздела

Усов В.Н. Философия: теоретическая и прикладная [Электронный ресурс]: учеб.пособие / В.Н.Усов. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – Режим доступа:http://reflection-usov.ru

Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998.

Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. – Минск: ЗАО. Издательский центр "Экономпресс", 1999.

Кучевский В. Б. Анализ категории «материя». – М.: Наука, 1983.

Серл Дж. Открывая сознание заново. – М.: Идея-Пресс, 2002.

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М.: Политиздат,1972.

Философский лабиринт: Сборник задач и упражнений по философии:

Учебное пособие. А.Н. Кочергин, Б.Н. Плесский, А.И. Уемов. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 173 с.

Практикум по философии: (Задачи и упражнения). Сост. В.А. Мейдер. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. – 96.

Философия: Сборник задач и упражнений. Сост. В.Н. Бабина. – Пенза: Информационно-издательский центр ПензГУ, 2008. – 52 с.

3.4. Терминологический минимум (определения) (2 ч.)

Бытие. Особенность (специфика) человеческого бытия. Уникальность бытия человека. Проблема единства мира. Плюрализм. Дуализм. Монизм. Материя.

Материя как субстрат. Материя как субстанция. Материя как объективная

реальность. Атрибуты материи. Неисчерпаемость свойств материи. Сознание. Бессознательное (как предпосылка сознания). Сознание (как совместное знание). Самосознание (как ядро и механизм развития сознания).

3.5. Вариативные формы самостоятельной работы согласно Раздела 2. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (2 ч.)

Раздел 4. Гносеология

4.1. Вопросы для самопроверки содержания лекции 4 раздела (3 ч.)

1) Как соотносятся понятия «сознание» и «познание»?

2) Каковы основные подходы к определению сущности познания?

3) Каким образом вопрос о познаваемости мира решается с помощью

механизма творческого отражения субъектом объекта?

4) Каковы основные уровни и субъективные формы познания?

5) Каковы познавательные возможности непосредственного (чувственного)

отражения субъектом объекта?

6) Каковы познавательные возможности опосредствованного (рационального) отражения субъектом объекта?

7) Каковы познавательные возможности рассудка и разума?

8) Какие гносеологические образы возникают в результате познания?

9) Что такое знание? Каковы его основные формы?

10) Какова специфика псевдознания?

11) Почему предпосылкой познания является практика?

12) Что такое практика? Кто является ее субъектом и что – объектом?

13) Каковы основные функциональные характеристики практики?

14) Каковы основные структурные характеристики практики?

15) Каков механизм саморазвития практики? Каковы ее основные формы?

16) Какова взаимосвязь практики и познания? Как она выражается в практике

и познании?

17) В каком смысле практика является движущей силой и основным источником человеческого познания?

18) В каком смысле практика является конечной целью познания и главным

критерием оценки его результатов?

19) Как определяется истина в плане оценки гносеологических образов? Что такое заблуждение и ложь?

20) Какова взаимосвязь истины и заблуждения (и лжи)?

21) Каковы основания концепции когерентной истины? В чем заключается ее

существенный недостаток?

22) Каковы основания концепции корреспондентной истины? В чем

заключается ее существенный недостаток?

23) Каковы основные характеристики диалектической концепции истины?

24) В чем заключается субъективность и объективность, абсолютность и

относительность, абстрактность и конкретность истины?

25) Какова природа многообразных форм и видов истины?

26) Каково обыденное и научное представление истины?

4.2. Вопросы к семинару (3 ч.):

1. Познание

2. Практика

3. Истина

Список литературы для изучения вопросов 4 раздела

Усов В.Н. Философия: теоретическая и прикладная [Электронный ресурс]: учеб.пособие / В.Н.Усов. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – Режим доступа:http://reflection-usov.ru

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. Отв.ред. и сост. И.Т.Касавин. – М.: Политиздат, 1990.

Ильин В.В. Теория познания: Введение. Общие проблемы. – М.: Изд- во МГУ,1994.

Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. – М.: Наука, 1980.

Лоу С.. Философский тренинг. – М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

Философский лабиринт: Сборник задач и упражнений по философии:

Учебное пособие. А.Н. Кочергин, Б.Н. Плесский, А.И. Уемов. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 173 с.

Практикум по философии: (Задачи и упражнения). Сост. В.А. Мейдер. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. – 96.

Философия: Сборник задач и упражнений. Сост. В.Н. Бабина. – Пенза: Информационно-издательский центр ПензГУ, 2008. – 52 с.

4.4. Терминологический минимум (определения) (2 ч.)

Познание. Сущность познания. Уровни и субъективные формы познания. Рассудок и разум. Гносеологические образы. Знания как результат познания. Псевдознание.Практика. Сущность практики. Взаимосвязь практики и познания. Познавательные функции практики. Истина. Истина как

гносеологическая оценка. Взаимосвязь истины и заблуждения (лжи). Основные концепции истины: концепция когерентности, концепция корреспонденции, диалектическая концепция истины. Формы истины.

4.5. Вариативные формы самостоятельной работы согласно Раздела 2. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (2 ч.)

Раздел 5. Логика

5.1. Вопросы для самопроверки содержания лекции 5 раздела (3 ч.)

1) Какова роль языка в определении оснований истины?

2) Что такое логическое мышление? Каковы его генетические предпосылки?

3) Что означают синтаксис, семантика и прагматика языка?

4) Как определяется истина в металогике языка?

5) Каков способ употребления языка человеком на рассудочном уровне?

6) Каков способ употребления языка человеком на уровне разума?

7) Что является предметом формальной (и символической) логики?

8) Что является предметом содержательной (диалектической) логики?

9) В чем заключается необходимость социальной организации логического

мышления?

10) Каковы основные формы социальной организации логического

мышления?

11) Каковы отличительные особенности монолога, диалога и полилога?

Какова их взаимосвязь?

12) Каковы логические предпосылки диалектического мышления?

13) В чем заключается творческий характер диалектической логики?

14) Каков философский смысл вопросов, задач и проблем диалектической

логики?

15) Какова взаимосвязь содержательных диалектических противоречий и

способов их разрешения в диалектической логике?

16) Какова диалектика продуктивного и репродуктивного в логическом

мышлении?

17) Какова роль интуиции и воображения в становлении логического

мышления?

18) Каков творческий механизм саморефлексии понимания?

19)Каково объективное содержание диалектической логики?

20) Каковы предметные принципы построения теории материалистической диалектики?

21) В чем суть закона единства и «борьбы» противоположностей? Какова его

роль в теории диалектики?

22) В чем суть закона перехода количественных изменений в качественные? Какова его роль в теории диалектики?

23) В чем суть закона отрицания отрицания? Какова его роль в теории

диалектики?

24) В чем отличие содержательного диалектического отрицания от

формального, метафизического?

25) Какие категории отражают всеобщие диалектические закономерности

организации материальных систем?

26) Какие категории отражают всеобщие диалектические закономерности

функционирования материальных систем?

27) Какие категории отражают всеобщие диалектические закономерности

развития материальных систем?

28) Какова роль категорий диалектики в осмыслении закономерностей

человеческой деятельности?

5.2. Вопросы к семинару (3 ч.):

1. Язык

2. Диалектика логического мышления

3. Диалектика как логическая система

Список литературы для изучения вопросов 5 раздела

Усов В.Н. Философия: теоретическая и прикладная [Электронный ресурс]: учеб.пособие / В.Н.Усов. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – Режим доступа:http://reflection-usov.ru

Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. – СПб.: Изд-во РХГИ,1997.

Библер В.С. От наукоученияк логике культуры (Два философских введенияв двадцать первый век). – М.: Политиздат, 1991.

Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: логика и риторика в вопросах и ответах. – М.: ГАВС, 2002.

Ильенков Э. В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. – М.: Политиздат, 1984.

Каверин Б.И., Демидов И.В. Логика и теория аргументации. – М.: ЮНИТИ, 2005.

Кумпф Ф., Оруджев 3. Диалектическая логика. – М.: Политиздат, 1979.

Садовский Г.И. Диалектика мысли. Логика понятий как теория отражения сущности развития. – Минск, 1982.

Семиотика: Антология. Сост. Ю.С. Степанов. – М.: Академический Проект;

Екатеринбург: Деловая книга, 2001.

Смирнова Е.Д. Логика и философия. – М.: РОССПЭН, 1996.

Лоу С.. Философский тренинг. – М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

Философский лабиринт: Сборник задач и упражнений по философии:

Учебное пособие. А.Н. Кочергин, Б.Н. Плесский, А.И. Уемов. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 173 с.

Практикум по философии: (Задачи и упражнения). Сост. В.А. Мейдер. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. – 96.

Философия: Сборник задач и упражнений. Сост. В.Н. Бабина. – Пенза: Информационно-издательский центр ПензГУ, 2008. – 52 с.

5.4. Терминологический минимум (определения) (2 ч.)

Язык. Синтаксис, семантика и прагматика языка. Язык как средство определения оснований истины. Основные аспекты истины в металогике языка. Язык логики рассудка и разума. Диалектика логического мышления. Творческая природа социальной организации логического мышления. Процесс формирования диалектического мышления. Диалектика продуктивного и репродуктивного в логическом мышлении. Диалектика как логическая система. Ее предмет. Принципы теории материалистической диалектики. Основные законы диалектики. Их роль в теории диалектики. Категории, отражающие диалектические закономерности материальных систем. Их роль в осмыслении человеческой деятельности.

5.5. Вариативные формы самостоятельной работы согласно Раздела 2. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (2 ч.)

Раздел 6. Прикладная философия неклассического периода истории

6.1. Вопросы для самопроверки содержания лекции 6 раздела (3 ч.)

1)Каким образом философская теория обращается в прикладную философию?

В чем ее качественное отличие от теоретической?

2) Какие направления прикладной философии возникают из основных разделов ее теории в неклассический период истории европейской культуры?

3) С какой точки зрения (позиции) осуществляется полагание деятельностно-практических оснований культуры в марксистско-ленинской философии?

4) Каким образом в марксистско-ленинской философии полагаются основания практики?

5) Кто в марксистско-ленинской философии является субъектом,

определяющим способ производства материальных и духовных благ?

6) Какие объективные диалектические закономерности выявляются в

«Историческом материализме»?

7) Каким образом используются объективные закономерности исторического процесса в преобразовании общества?

8) С какой точки зрения (позиции) осуществляется полагание деятельностно-практических оснований культуры в философии прагматизма?

9) Каким образом в прагматизме полагаются основания практики?

10) Кто в философии прагматизма является субъектом принятия решений?

11) Каков основной критерий принятия решения в философии прагматизма?

12) В каких ситуациях человеком используется методология прагматизма?

13) С какой точки зрения (позиции) осуществляется полагание деятельностно-практических оснований культуры в «Праксеологии» Т. Котарбинского?

14) Кто в «Праксеологии» Т. Котарбинского является субъектом практических действий?

15) Какие задачи ставил автор «Праксеологии», разрабатывая общую теорию эффективной организации человеческой деятельности?

16) Каким образом в «Праксеологии» Т. Котарбинского полагаются основания практической деятельности?

17) В каких областях человеческой деятельности идеи «Праксеологии» находят свое применение?

18) С какой точки зрения (позиции) осуществляется полагание эпистемологических оснований культуры 1-м позитивизмом?

19) Какова методология получения положительного знания у основоположников 1-го позитивизма?

20) Какая роль в методологии 1-го позитивизма отводится чувственному опыту?

21) Каким образом в 1-м позитивизме осуществляется организация научного знания?

22) Какие научные (исследовательские) функции позволяет осуществлять методология 1-го позитивизма?

23) С какой точки зрения (позиции) осуществляется полагание эпистемологических оснований культуры 2-м позитивизмом (эмпириокритицизмом)?

24) Какова методология получения положительного знания у основоположников 2-го позитивизма?

25) Какая роль в методологии 2-го позитивизма отводится критике эмпирического знания, «очищению чувственного опыта»?

26) Каким образом 2-й позитивизм представляет процесс функционирования научного знания?

27) Какие научные (исследовательские) функции не позволяет (и позволяет) осуществлять методология 2-го позитивизма?

28) С какой точки зрения (позиции) осуществляется полагание эпистемологических оснований культуры 3-м позитивизмом (неопозитивизмом)?

29) Какова методология получения положительного знания у основоположников 3-го позитивизма? (в частности, в работе Л. Витгенштейна «Логико-философский трактат»?)

30) Какая роль в методологии 3-го позитивизма отводится языку?

31) Каким образом 3-й позитивизм представляет развитие научного знания? Введение им какого принципа стимулировало эту идею?

32) Какие научные (исследовательские) функции не позволяет (и позволяет) осуществлять методология 3-го позитивизма?

33) С какой точки зрения (позиции) осуществляется полагание ценностных оснований культуры в «философии жизни»?

34) В каких формах у основоположников «философии жизни» выражается ценность жизни?

35) Каким образом в «философии жизни» полагаются основания ценности жизни?

36) Как в «философии жизни» определяется способ ценностного бытия

человека?

37) Как в «философии жизни» определяется (называется) «человеческий мир»?

38) С какой точки зрения (позиции) осуществляется полагание ценностных оснований культуры в «Феноменологии» Э. Гуссерля?

39) Как в «Феноменологии» Э. Гуссерля называется (обозначается)

предметная область жизненных ценностей?

40) Посредством чего (каким образом) в «Феноменологии» Э. Гуссерля полагаются ценностные основания «жизненного мира» человека?

41) Как в «Феноменологии» Э. Гуссерля полагаются предметные основания

жизненных ценностей?

42) Каково интерсубъективное подразделение ценностей в «Феноменологии» Э. Гуссерля?

43)Какой философский принцип утверждает точку зрения (позицию) экзистенциализма в культуре?

44)В чем заключается экзистенциальный смысл человеческих ценностей?

45)Как полагаются экзистенциальные основания человеческих ценностей?

46) Каковы основные характеристики ситуации экзистенциального выбора?

47) Каким путем преодолевается ситуация экзистенциального выбора?

6.2. Вопросы к семинару (3 ч.):

1. Деятельностно-практическое направление

2. Методологическое направление

3. Аксиологическое направление

Список литературы для изучения вопросов 6 раздела

Усов В.Н. Философия: теоретическая и прикладная [Электронный ресурс]: учеб.пособие / В.Н.Усов. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – Режим доступа:http://reflection-usov.ru

Гуревич П.С. Философия культуры: учеб. пособие для студентов гум. вузов. –М.: Аспект пресс, 1995.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию. Спб.: Владимир Даль, 2004.

Джемс У. Воля к вере. – М.: Республика, 1997. 431 с.

Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. – М.: Политиздат, 1967.

Ивин А.А. Аксиология. Научное издание. – М.: Высш. шк., 2006.

Котарбиньский Т. Трактат о хорошей работе. – М.: Экономика, 1975.

Ленин В.И. Карл Маркс // ПСС, 5-е изд. – М.: Политиздат, 1975.Т.26. С.43-95.

Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учебное пособие. – М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.

Сумерки богов. Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.П. Сартр. –

М.: Политиздат, 1990.

Лоу С.. Философский тренинг. – М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

Философский лабиринт: Сборник задач и упражнений по философии:

Учебное пособие. А.Н. Кочергин, Б.Н. Плесский, А.И. Уемов. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 173 с.

Философия: Сборник задач и упражнений. Сост. В.Н. Бабина. – Пенза: Информационно-издательский центр ПензГУ, 2008. – 52 с.

6.4. Терминологический минимум (определения) (2 ч.)

а) Неклассическая философия. Деятельность. Практика. Субъект практической деятельности. Объективные диалектические закономерности исторического процесса. Исторический материализм.Способ производства. Общественная практика.Философский прагматизм. Субъект принятия решений. Прагматический критерий принятия решения. Методология принятия решений в проблемных ситуациях. Праксеология Т. Котарбинского. Субъект практических действий в «Праксеологии» Т. Котарбинского. Задачи «Праксеологии». Праксеологические основания эффективной организации человеческой деятельности. Предметная область «Праксеологии».

б) Методология. Положительное знание. 1-й позитивизм. Чувственный опыт. Системная организация научного знания. Функции научного исследования. 2-й позитивизм (эмпириокритицизм, махизм). «Очищение чувственного опыта».Функционирование научного знания. Ограниченность методологии 2-го позитивизма. 3-й позитивизм (неопозитивизм). Роль языка в методологии 3-го позитивизма. Принцип верификации в развитии научного знания. Ограниченность методологии 3-го позитивизма.Психоанализ (фрейдизм).

в) Аксиология.Философия жизни. Ценность жизни. Ее формы и основания. Жизнь как способ бытия человека в мире. Человеческий мир как ценностный мир. Культура. Цивилизация. Феноменология. «Жизненный мир». Жизненные ценности как предметные значения и смыслы. Интенциональность сознания. Интерсубъективное подразделение ценностей. Экзистенциализм. Гуманизм. Экзистенциальный смысл человеческих ценностей. Экзистенциальные основания человеческих ценностей. Ситуация экзистенциального выбора. Самоопределение человека в своем духовном мире. Освобождение. Ответственность.

6.5. Вариативные формы самостоятельной работы согласно Раздела 2. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (2 ч.)

Раздел 7. Прикладная философия постнеклассического периода истории

7.1. Вопросы для самопроверки содержания лекции 7 раздела (2 ч.)

1) Почему в истории европейской культуры произошел поворот от неклассической к постнеклассической прикладной философии?

2) В чем заключается качественное отличие постнеклассическойприкладной

философии от неклассической прикладной философии?

3) Какое противоречие в развитии аксиологического направления обусловило возникновение философской антропологии?

4) Каким образом в философской антропологии синтезируются характеристики внутреннего и внешнего бытия человека, духовного и материального?

5) В чем заключался социологический «разворот» философской антропологии?

6) Какова современная парадигма социального мышления?

7) Какова социокультурная обусловленность возникновения философской герменевтики?

8) Каков в философской герменевтике основополагающий механизм понимания?

9) Какое противоречие в развитии позитивистской методологии обусловило возникновение аналитической философии?

10) Каким образом в аналитической философии реализуется методология системного анализа?

11) Какую роль в разработке постпозитивистской методологии сыграл критический рационализм К. Поппера?

12) Каковы основные результаты методологического анализа развития науки в работах представителей «философии науки»?

13) Какова тематическая специализация аналитической философии?

14) Каков предельный уровень специализации аналитической философии?

15) Какое противоречие в развитии деятельностно-практического направления философии обусловило возникновение структурализма?

16)Каким образом противоречие между индивидуальной и коллективной формами человеческой деятельности решалось философским структурализмом?

17) Чем было обусловлено возникновение философского постструктурализма?

18) В чем принципиальное отличие философского постструктурализма от

структурализма?

19) В чем философская специфика возникшего на основе постструктурализма

французского постмодернизма?

20) Какие исследования философских проблем информационной

культуры формирующегося постиндустриального общества ведутся в других

аспектах?

7.2. Вопросы к семинару (3 ч.):

1. Герменевтическая интенция

2. Аналитическая интенция

3. Постмодернистская интенция

Список литературы для изучения вопросов 7 раздела

Усов В.Н. Философия: теоретическая и прикладная [Электронный ресурс]: учеб.пособие / В.Н.Усов. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – Режим доступа:http://reflection-usov.ru

Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). Пер. с англ., нем. Отв. ред.: А.Ф. Грязнов. – М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция,1998.

Бубеp М. Два образа веры. – М.: Республика, 1995.

Бурдье П. Практический смысл. – СПб.: Алетейя, 2001.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики. – М.: Прогресс, 1988.

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.:

"Школа-Пресс", 1995.

Делез Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. – Екатеринбург: У-Фактория, АСТ, 2010.

Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления. – М.: Совершенство, 1997.

Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. – М.: Республика, 1997.

Леви-Стросс Л. Структурная антропология. – М.: Наука, 1985.

Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П.С. Гуревича. – М.: Прогресс, 1986.

Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. Ред. В. Л. Иноземцев. –М.: Academia, 1999.

Проблема человека в западной философии. Сборник (Сост. и послесловие П. С. Гуревича). – М.: Прогресс, 1988.

Тоффлер Э. Шок будущего. – М.: Изд-во АСТ, 2002.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – М.: Аспект Пресс, 2004.

Феномен человека: Антология. Сост. П.С. Гуревич. – М.: Высшая школа, 1993.

Это человек: Антология. Сост. П. С. Гуревич. – М.: Высшая школа, 1995.

7.4. Терминологический минимум (определения) (3 ч.)

а) Постнеклассическая философия. Социокультурная детерминация Философская антропология. Замкнутая система жизнедеятельности. Открытая система жизнедеятельности. Диалогистическая концепция. Социальная философия (Франкфуртская школа). Технологическое измерение общественного бытия человека. Социальное измерение общественного бытия человека. Философская герменевтика. Герменевтический круг понимания.

б) Системный анализ. Синергетический подход. Критический

рационализм К. Поппера. Философия науки. «Мета-исторический анализ». Философия экономики. Философия политики. Философия права. Философия морали (этика). Философия искусства (эстетика). Философия сознания. Философия искусственного интеллекта. Философия образования.Непосредственный философский анализ. «Теория игр» Л. Витгенштейна.

в) Язык как системообразующий фактор культуры. Философский структурализм. Бинарные оппозиции. Постструктурализм (и деконструктивизм). Постиндустриальное общество. Постмодернизм. Информационная культура. Сетевой характер информационной культуры.«Демассификация» и «персонализация» в информационном обществе.Человеческий фактор в информационном обществе.Формирование «постэкономических» общностей.Информационная культура как «блип-культура».«Шок» будущего как следствие избыточности информации.Виртуальность жизни как особенность культуры информационного общества. Философские проблемы информационного общества.

7.5. Вариативные формы самостоятельной работы согласно Раздела 2. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (2 ч.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: