Журналистика для детей имеет богатую историю.
В дореволюционной России (Москве и Петербурге) издавалось более 300 периодических журналов и газет.
При этом до середины 17 века понятий «детская литература», а тем более «детская журналистика» не существовало.
Первой книгой, написанной специально для детей, стала книга «Мир в картинках» Яна Амоса Коменского.
Первым детским журналом в мире стал«Лепцигский еженедельный листок» (1772-1774), издававшийся в Германии.
Через три года специальное детское периодическое издание – «Детское чтение для сердца и разума» – стало выходить в России в Москве.
Журнал русского просветителя Н. Новикова«Детское чтение для сердца и разума» положил начало отечественным изданиям для юного читателя.
Он выходил в виде еженедельного приложения к «Московским ведомостям» с 1785 по 1789 год.
В издании журнала Н. Новиков видел, прежде всего, возможность провести в жизнь свои педагогические и просветительские идеи.
Детский журнал, по мнению редактора, должен был служить «для сердца и разума», воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели.
|
|
Издание носило энциклопедический характер: на его страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии, шутки.
Один из редакторов этого журнала – Н.М. Карамзин.
Журнал Н. Новикова вызвал подражание, и с начала XIX века периодические издания для названной аудитории стали выходить один за другим.
«Друг юношества и всяких лет»М. Невзорова (1807-1815)
«Друг детей»Н. Ильина (1809)
«Новое детское чтение»С. Глинки (1821—1824).
Малограмотность населения России стала причиной появления и дальнейшего закрепления одного из главных принципов написания текстов для детей: принципа простоты и доступности языка «детского» издания.
Друг юношества» (1807 — 1815 годы; с 1813 года - «Друг юношества и всяких лет»).
Журнал сыграл заметную роль в развитии периодики для детей.
Его издатель - Н. И. Невзоров - был последователем просветительских идей Н. И. Новикова.
Н.И. Невзоров желал «способствовать образованию сердец и умов….». Однако это привело к тому, что в журнале было слишком много проповедей.
Другой известный детский журнал относится к середине 19 века — «Библиотека для воспитания», (1843 — 1846). Основатель и редактор - литератор-славянофил Д. А. Валуев.
Сотрудниками были известные писатели, ученые, просветители: Т. Н. Грановский, Ф. И. Буслаев, И. В. Киреевский и другие.
Основные материалы журнала посвящены истории Российского государства, памятникам прошлого, истории и быту славянских народов.
В журнале не было ни иллюстраций, ни развлекательного раздела, так как редактор его считал, что для юных читателей главное — «в добротности статей, составляющих журнал».
|
|
В 1847 году редактором журнала стал профессор П. Г. Редкий. В 1847 — 1849 годах журнал выходит под названием «Новая детская библиотека».
По характеру включаемых в него материалов он стал похож на сборник научно-популярных статей.
В начале XIX века сложился круг профессиональных детских писателей: С. Глинка, А.О. Ишимова, А. Зонтаг, В. Бурьянов, П. Фурман, Б. Федоров и др.
Детские писатели изображали положительного героя трудолюбивым, самоотверженным, с твердой верой;
герои-злодеи у них попирают веру и установленные законы, живут неправедно, обманом.
В начале XIX века сложился круг профессиональных детских писателей: С. Глинка, А.О. Ишимова, А. Зонтаг, В. Бурьянов, П. Фурман, Б. Федоров и др.
Детские писатели изображали положительного героя трудолюбивым, самоотверженным, с твердой верой;
герои-злодеи у них попирают веру и установленные законы, живут неправедно, обманом.
При активном участии этих писателей в детскую литературу вошли новые жанры. Сергей Глинка сделал устойчивым жанром «рассказ из истории»;
Виктор Бурьянов ввел такую форму повествования, как «прогулки с детьми»; развитие научно-художественного повествования связано с именем Александры Ишимовой.