Технология проблемного обучения.
На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов.Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
В чем его актуальность?
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.
Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников.Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.
Например:
1. Определение темы урока:
Урок русского языка в 4-м классе по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»
- Прочитайте слова на доске:душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.
- Чем все эти слова похожи?
- А чем слова отличаются?
- Над какой темой будем работать?
(Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных)
2. Кубановедение. Тема: «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны», 4 класс
Постановка проблемы.
Назовите кого вы видите на экране? Как вы думаете к какому времени это относится?
На этапе закрепления основным средством созданияпроблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное решение поставленной задачи. На этих уроках используется такие задания:
Русский язык. Тема: «Имя существительное»
Задание 1. Из данных слов выпишите существительные
Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей.
Задание 2. Разделите слова на 2 группы.
Конь, машина, волк, автобус, самокат, лось, ролики, вертолет.
Вывод.
-проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
-у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;
-возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.