Нож - Лесть - Лиса - Игла - Приют - Учитель - Чемодан - Фраза - Чешуя – Мох

Для данной словесной цепи можно составить следующую цепь ассоциаций, которая поможет в запоминании перечисленных слов.

Заполучив Нож с помощью Лести Лиса, выманила и Иголку в доме, где нашла приют. Приют ей предоставил Учитель, который всюду расхаживал с Чемоданом. Была произнесена Фраза о том, что в чемодане находится Чешуя, которую нужно будет смешать с Мхом.

Упражнение № 7.5 «Логически не связанный текст»

Инструкция для студентов: за 1 минуту запомнить 20 слов, записать то, что запомнили.

1. Украинец

2. Экономика

3. Каша

4. Татуировка

5. Нейрон

6. Любовь

7. Ножницы

8. Совесть

9. Глина

10. Словарь

11. Масло

12. Бумага

13. Сладости

14. Логика

15. Социализм

16. Глагол

17. Прорыв

18. Дезертир

19. Свеча

20. Вишня

Обработка результатов

Ответ считается правильным, если верно указывается и порядковый номер слова. Умножив число правильных ответов на 5, получите эффективность запоминания в процентах.

 

Задание 7.3 Проанализировать полученные результаты.

1 Среднюю продуктивность запоминания вы получите, если сложите проценты всех трех упражнений под № 1, 2, 5 и поделите на 3.

91-100% - отличная память,

71- 90% - очень хорошая,

51- 70% - хорошая,

31- 50% - удовлетворительная,

11- 30% - плохая,

0- 10% - очень плохая.

 

2 Если Вы недовольны своими результатами, воспользуйтесь советами для работы над своей памятью (приложение Г).

Задание 7.4 Оформить отчет по выполненным заданиям. Сделать вывод о проделанной работе.

 

Контрольные вопросы

1 Дайте определение вниманию?

2 Какие недостатки чтения Вы узнали?

3 Объясните понятие правильное чтение.

4 Назовите законы памяти.

5 Что такое мнемотехника?

 

 

Практическая работа № 8

Развитие творческого мышления у студентов

Профессионально-педагогической направленности

Цель работы: определить уровень педагогического воображения, как возможности развития творческого мышления у студентов. Создать особый эмоциональный настрой способствующий развитию познавательных и творческих способностей.

Общие сведения

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее. Творчество как деятельность характеризуется неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Творческий процесс - не стихийный или бессознательный акт. Он зависит от способностей, характера и творческого мышления человека, его идейной направленности, культуры, опыта и уровня знаний. Творческое мышление требует воображения и связано с эмоциональным напряжением, которое является необходимым элементом творчества.

Творческое мышление позволяет человеку успешно применять знания в новых условиях, видоизменять окружающую действительность, продуктивно адаптироваться к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям жизни. На начальных этапах исследования творческое (или продуктивное) мышление обычно характеризуется, как некоторый процесс, приводящий к решению новых для человека проблем и задач, - в отличии, от мышления репродуктивного, проявляющегося в решении стандартных, однотипных задач, когда способы их решения известны и отработаны [20].

Таким образом, творческое мышление – это такое мышление, в результате которого человеком успешно решается новая задача, раньше никогда им не решавшаяся, причем эта задача решается необычным, оригинальным способом, которым человек раньше не пользовался.

Выделим следующие основные характеристики творческого мышления:

- Зоркость в поисках. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее «усвоенного» - это нечто большее, чем наблюдательность.

- Способность к свертыванию мыслительных операций. В процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Экономная запись уже известных фактов, лаконичная форма изложения разработанной теории.

- Способность к переносу. Способность к выработке обобщающих стратегий. Поиски аналогий - это и есть выработка обобщающей стратегии, необходимое условие переноса навыка или идеи.

- Боковое мышление. Способность увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию.

- Цельность восприятия. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя, в отличие от восприятия информации мелкими независимыми «порциями».

- Готовность памяти. Выдать нужную информацию в нужную минуту.

- Гибкость мышления. Способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию.

- Гибкость интеллекта. Способность вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы. Особенно трудно отвергнуть гипотезу, если она своя, придумана самостоятельно, усилиями собственной мысли. Способность перешагнуть через такие невидимые, но прочные шлагбаумы и есть гибкость интеллекта.

- Способность к оценочным действиям. Способность к оценке, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки. Оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и по ее ходу; они служат вехами на пути творческих исканий, отделяющих различные этапы и стадии творческого процесса.

- Беглость речи.

- Способность к доведению дела до конца [21].

Развитие творческого мышления тесно связывают со способностями к воображению. Способности к воображению есть индивидуальная характеристика личности, то особенное и неповторимое, что свойственно одному человеку в отличие от другого.

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Воображение часто называют фантазией. Воображение и фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека, способностью сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Воображение, фантазия способствуют лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности.

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом) [22].

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания.

Для преподавателя общетехнических и специальных дисциплин овладение умением изображать, невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности [23].

Рисование играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики, участвует в формировании зрительных образов, помогает овладевать формами, координировать перцептивные и моторные акты, а также способствует межполушарному взаимодействию (координирует конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие) [24].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: