Читайте сложные предложения, анализируйте

Это мой друг. Он приехал из Индии. Это мой друг, который приехал из Индии.
Это студентка. Она учится в нашей группе. Это студентка, которая учится в нашей группе.
Я прочитал письмо. Это письмо пришло вчера. Я прочитал письмо, которое пришло вчера.
Это студенты. Эти студенты ездили летом в Москву. Это студенты, которые ездили летом в Москву.

5. Вставьте вместо точек слово который в нужной форме.

1. Нина живёт на улице, …. находится в центре города. 2. Студенты, … приехали из Индии, сейчас изучают русский язык. 3. Мы едем в троллейбусе, … идёт в центр. 4. На столе лежит письмо, … пришло позавчера. 5. Нина пошла в библиотеку, … находится в центре. 6. Нам очень понравился концерт, … был в субботу. 7. Анна купила книгу, … ей понравилась.

 

6. Составьте сложные предложения со словом который.

Образец: Иван был на стадионе. Этот стадион находится на площади Ленина. Иван был на стадионе, который находится на площади Ленина

 

1. Антон всегда покупает газеты в киоске. Этот киоск находится на улице Пушкина. 2. Вы ходили вчера на концерт? Этот концерт был в клубе. 3. Кумар выучил все слова. Эти слова были в тексте. 4. В Ставрополь приехали иностранные студенты. Эти студенты изучают русский язык. 5. Вы знаете эту студентку? Эта студентка приехала из Индии. Где наше зеркало. Зеркало висело здесь, на стене.

 

7. Составьте сложные предложения с союзами и союзными словами поэтому, потому что, который.

1. Завтра будет тепло. Мы поедем на экскурсию. 2. Преподаватель читал текст. Мы внимательно слушали. 3. Мы не пошли в кино. Завтра у нас будет контрольная работа. 4. Рауль долго болел. Он не может сделать это упражнение. 5. Я дам вам книгу. Вы не читали её. 6. Раджеш не был на занятиях. Он был болен. 7. Я приду завтра. Ты будешь дома. 8. Сегодня приехала моя подруга. Она живёт в Москве. 9. Ахмед много занимался. Он хорошо написал диктант. 10. Завтра у меня будет время. Я пойду в музей. 11. Это студент. Он хорошо занимается. 12. Наташа купила книгу. Эта книга рассказывает о художниках России. 13. Правин завтра будет занят. Он не придет в спортзал.

МЫ ЧИТАЕМ

 

1. Выполните задания. Они помогут вам прочитать текст.

 

A. Постарайтесь понять значения выделенных слов без словаря.

Что сделать? Кто?

Основать (с.в.) что? Основатель чего?

Юрий Долгорукий основал Москву. Он – основатель Москвы.

Ломоносов основал университет. Он – основатель университета.

Выпускать (н.в.) что? = делать что?

Московские заводы выпускают телевизоры, магнитофоны, часы.

Москвич, -ка, -и

Виктор живет в Москве. Он москвич.

Б. Определите значения однокоренных слов.

Что делать? Кто?

работать рабочий, -ие

На заводе работают инженеры и рабочие.

Какой?

Современный, -ая, -ое, -ые

Это современное здание. Его построили недавно.

 

В. Определите значения интернациональных слов. Проверьте себя по словарю.

Президент, культура, академия, автомобиль, конгресс, проблема, экология, конференция.

 

Г. Подберите синонимы к следующим словам:

Прекрасный, огромный, современный

Д. Обратите внимание:

 

а) на новые конструкции:

Чтобы + инфинитив, нужно + инфинитив

Чтобы хорошо знать Москву, нужно изучать её историю.

 

Не только, но и

Студенты изучают не только русский язык, но и математику, физику.

 

б) на то, что слово площадь может употребляться в разных значениях:

Красная площадь находится в центре Москвы.

Площадь Москвы – 994 квадратных километра.

 

Е. Читайте правильно:

 

В 1147 году (в тысяча сто сорок седьмом году)

 

Ж. Как вы понимаете выражение «видеть своими глазами»?

З. Прочитайте текст о Москве. Скажите, какая информация для вас была интересной?

МОСКВА

Москва – столица Российской Федерации. Это очень большой город: здесь живет 9 миллионов человек, а её площадь – 994 квадратных километра.

Москва – очень старый город. В 1147 году русский князь Юрий Долгорукий основал город на реке Москве. Здесь он построил первый московский Кремль. Так появилась Москва.

Сейчас это огромный современный город. Здесь много заводов, институтов, театров, магазинов. Но в Москве есть и очень старые красивые здания, музеи, памятники. Старое и новое в Москве всегда рядом. В Москве работает правительство, парламент и президент России, проходят международные конгрессы и конференции.

Кремль – это сердце Москвы. Он находится в центре города. Над Кремлем – трехцветный российский флаг: белый, синий, красный.

Рядом с Кремлем – Красная площадь. Это самая старая и самая красивая площадь Москвы. Почему она так называется? Раньше в русском языке слово «красная» значило «красивая», «прекрасная». Москвичи очень любят эту площадь. Здесь находится Мавзолей В.И. Ленина, известного исторического деятеля XX века, Исторический музей, Покровский собор. На Красной площади всегда много туристов из Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии.

Главная улица Москвы называется Тверская. Она начинается от Красной площади. Эта улица прямая, красивая и очень оживленная. Там много магазинов, кафе, ресторанов. В Москве 93 площади и три тысячи улиц и проспектов.

Москва – большой промышленный город. Здесь работает больше тысячи заводов и фабрик. Они выпускают автомобили, телевизоры, холодильники, часы, фотоаппараты и многое другое.

Москва – центр науки и культуры. Сейчас в столице несколько университетов, 76 институтов и почти 800 тысяч студентов. Самый старый университет Москвы – Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. В Москве находится Российская Академия наук, научные институты и лаборатории, где работают известные ученые.

В Москве 1250 библиотек. Самая большая библиотека страны – Российская государственная библиотека. В ней 30 миллионов книг, газет и журналов.

В столице много театров. Самый известный – Большой театр. Это театр оперы и балета. Здесь выступают лучшие артисты страны. В Москве 47 театров: музыкальные, драматические, детские, два цирка. Здесь много музеев, выставок, кинотеатров. Конечно, жить в таком городе очень интересно.

Но в то же время в Москве есть серьезные экологические проблемы. Московские газеты и журналы часто пишут об этих проблемах. В Москве много заводов, фабрик, много машин, поэтому воздух здесь грязный, очень шумно.

Москва – это не только улицы, площади, здания, это и москвичи: инженеры, рабочие, врачи, студенты. Москвичи очень любят свой родной город. Они много строят: это новые дома, больницы, школы. Новые районы Москвы красивые и удобные.

 

2. Найдите в тексте ответы на вопросы.

1. Сколько человек живет в Москве? 2. Какова площадь Москвы? 3. Кто основал этот город? 4. Какой сейчас город Москва? 5. Что находится в центре Москвы? 6. Кто работает в Москве? 7. Почему Красная площадь так называется? 8. Что находится на Красной площади? 9. Сколько улиц и площадей в Москве? 10. Что выпускают московские заводы и фабрики? 11. Сколько в Москве университетов и институтов? 12. Как называется самая большая библиотека страны? 13. Какие театры есть в Москве? 14. Какие проблемы есть в Москве? 15. Что строят москвичи?

 

3. Прочитайте план текста. Расположите пункты плана в логической последовательности.

1. Москва – столица России.

2. Кремль и Красная площадь.

3. История Москвы.

4. Москва – промышленный город.

5. Москвичи.

6. Москва – центр науки и культуры.

7. Экологические проблемы города.

4. Ответьте на вопросы, используя информацию текста.

1. Почему мы говорим, что Москва – огромный город?

2. Что вы узнали об истории Москвы?

3. Москва – старый или современный город?

4. Почему можно сказать, что Кремль – сердце Москвы?

5. Почему москвичи любят Красную площадь?

6. Почему мы говорим, что Москва – промышленный город?

7. Почему Москва – центр науки и культуры России?

8. Как живут москвичи, какие проблемы они решают?

 

5. а) Расскажите, что вы узнали о Кремле и Красной площади. Используйте следующие словосочетания:

находиться, сердце Москвы, правительство, президент России, международные конгрессы и конференции, трехцветный флаг, Мавзолей В.И. Ленина, Исторический музей, Покровский собор, много туристов.

 

б) Расскажите о Москве – городе науки и культуры. В рассказе используйте слова и словосочетания:

несколько университетов, 76 институтов, 800 тысяч студентов, Российская Академия наук, научные институты, лаборатории, Российская государственная библиотека, Большой театр, музеи, выставки, кинотеатры.

 

в) Расскажите об экологических проблемах города. В рассказе используйте слова и словосочетания:

экологические проблемы, экология, воздух, грязный, шумно, заводы, фабрики, машины.

 

г) Расскажите, что вы узнали о москвичах. В рассказе используйте слова:

инженеры, рабочие, врачи, студенты, любить, строить, район, удобный.

 

6. Расскажите о столице вашей страны. Напишите план рассказа.

7. Выполните следующие задания. Они помогут вам прочитать текст.

8. Определите значения родственных слов.

Какой? Кто? Что? Что сделать?

родной родители родина родиться

Клин – мой родной город. Здесь я родился.

Что делать? Кто?

жить жители

Москвичи – жители Москвы.

 

9. Постарайтесь понять значения выделенных слов без словаря.

 

великий, -ая, -ое, -ие

Толстой – великий русский писатель.

 

недалеко = близко

 

тихий =/= шумный

чистый =/= грязный

 

10. Определите значения интернациональных слов.

Архитектура, концертный, симфония

 

11. Обратите внимание на конструкцию.

Недалеко от чего? (род. падеж 2)

 

Наше общежитие находится недалеко от института.

 

12. Прочитайте текст. Как вы думаете, хорошо или плохо жить в маленьком городе?

КЛИН

В России много городов: больших и маленьких, известных и не очень. Все знают Москву, Санкт-Петербург, Волгоград. А я живу в маленьком городе и хочу рассказать о нем. Этот город называется Клин. Здесь я родился, учился в школе, здесь живет моя семья.

Город Клин находится недалеко от Москвы, на берегу реки Сестры. Это очень старый русский город. Раньше здесь, как и в Москве, был кремль. Сейчас в городе нет кремля, но есть очень старые здания, дома, улицы. Это памятники архитектуры города.

В Клину находится дом-музей П.И. Чайковского. Здесь жил и работал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Здесь, в Клину, он писал оперы, балеты, симфонии. В музее находятся вещи Чайковского: его рояль, книги, письма, фотографии. В день рождения композитора здесь бывают музыкальные праздники.

Сейчас Клин – современный город. Здесь есть новые дома, большие магазины, кинотеатры. В городе несколько заводов и фабрик. Они выпускают одежду, обувь, медицинские приборы. В городе 11 библиотек, 3 техникума, 2 кинотеатра, 18 библиотек, концертный зал, 2 стадиона.

Многие думают, что жить в маленьком городе неинтересно. Я не согласен! Конечно, у нас нет Большого театра и метро, как в Москве. Но какая здесь природа! В городе много парков, бульваров, садов. Наш город очень зеленый и тихий. Недалеко большое озеро. Там очень красиво. А сколько там рыбы! Рядом большой лес. Жители города любят здесь отдыхать.

В Клину мало заводов, поэтому здесь чистый воздух.

У меня много друзей. Все они живут недалеко. Каждый день я вижу их на улице, мы вместе работаем и отдыхаем. Как видите, жить в маленьком городе совсем не плохо. Я люблю родной город и хорошо знаю его.

 

13. Найдите в тексте ответы на следующие вопросы:

1. Где находится город Клин? 2. Какие памятники архитектуры есть в городе? 3. Какой музей находится в городе и почему? 4. Что можно увидеть в музее Чайковского? 5. Почему можно сказать, что Клин – современный город? 6. Какая здесь природа? 7. Почему автор любит свой маленький город?

 

14. Прочитайте предложения. Расположите их в соответствии с содержанием текста.

1. Сейчас в городе есть новые дома, больницы, магазины. 2. В Клину жил и работал великий русский композитор П.И. Чайковский. 3. Клин находится недалеко от Москвы, на берегу реки. 4. Здесь очень красивая природа и чистый воздух. 5. Это старый русский город. 6. Я очень люблю родной город и хорошо знаю его.

 

15. Прочитайте текст еще раз. Ответьте на вопросы.

1. Что вы узнали об истории города? Какой это город? Где он находится? Что было там раньше? Какие памятники архитектуры есть в Клину? Какой музей есть там?

2. Какой город Клин сейчас? Какие новые здания есть в городе? Сколько там заводов и фабрик? Что они выпускают?

3. Расскажите о природе Клина. Почему можно сказать, что Клин – зеленый город? Где любят отдыхать жители города? Какой там воздух? Почему?

4. Как вы думаете, хорошо или плохо жить в маленьком городе? Объясните, почему вы так думаете.

 

16. Расскажите о городе, в котором вы учитесь (о Ставрополе), отвечая на вопросы.

1. Где находится Ставрополь? 2. Что вы знаете об истории города? 3. Какие памятники архитектуры есть в Ставрополе? 4. Есть ли в городе заводы, фабрики, институты, школы, театры, музеи? 5. Есть ли в городе, в котором вы учитесь, экологические проблемы? 6. Какая там природа? 7. Нравится ли вам Ставрополь и почему?

 

УРОК 16

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ПОРЯДКОВЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ, ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ, УКАЗАТЕЛЬНЫХ И ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ. ВОЗВРАТНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ «СЕБЯ»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: