Чтение информативных текстов

Сущность метода заключается в овладении новыми знаниями через самостоятельную работу с книгой (текстом), приобретая умения и навыки такой работы.

Умения и навыки самостоятельной работы с текстом являются обязательным условием непрерывности образования, поэтому данный метод является одним из важнейших.

Выделяют два вида использования данного метода:

  • под непосредственным руководством преподавателя, шаг за шагом организующего последовательное осознанное прочтение отдельных частей текста;
  • самостоятельная работа обучающихся по осмыслению всего текста в целом.

Эффективность использования этого метода зависит, прежде всего, от правильной его организации, достигнуть которой можно следующим образом:

  • определить место и время чтения информативных текстов на занятии;
  • сделать тщательный отбор текстов, усвоение которых будет эффективно без предварительного и последующего разъяснений преподавателя;
  • дать обучающимся четкий инструктаж по чтению и конкретизировать задания;
  • своевременно корректировать деятельность отдельных обучающихся в процессе выполнения задания;
  • организовать коллективный анализ или обсуждение проделанной работы.

Наиболее широко распространенными приемами, соответствующими данному методу, являются:

  • выделение главной мысли,
  • соотнесение с ранее изученным или известным,
  • составление плана, тезисов,
  • написание аннотаций,
  • формулировка вопросов к тексту,
  • обобщение прочитанного на уровне одного слова или предложения,
  • конспектирование,
  • перекодирование текстовой информации в наглядный образ,
  • ответы на вопросы,
  • задания на воспроизведение отдельных частей или выборочно (правил, законов), заполнение схем и таблиц, приведение собственных примеров по аналогии и т.д.

Основной формой реализации метода чтения информативных текстов является самостоятельная работа с учебником или раздаточными материалами.

Инструктивно-репродуктивные методы обучения

Упражнение — метод организации деятельности, суть которого сводится к многократному повторению каких-либо действий с целью формирования или совершенствования определенного умения или навыка.

Различают следующие виды упражнений: коллективные и индивидуальные, устные и письменные, упражнение по образцу и варьирующие упражнения.

Методические действия при организации упражнений можно свести к следующим приемам:

· организация мотивации (для чего необходимо это действие или операция);

· актуализация теоретических положений, инструктирование и показ образца действия (как надо правильно выполнять упражнение);

· комментированное выполнение действия (демонстрация осмысления);

· самостоятельное выполнение действия и соотнесение результата с образцом или теоретическими положениями (реализация самоконтроля).

Учебные упражнения включаются в процесс обучения чаще всего с целью отработки действия, умения. Формой реализации метода упражнений можно считать самостоятельную работу тренировочного характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: