Какова роль участников избирательного процесса в формировании избирательных комиссий?

Надо иметь в виду, что есть члены избирательных комиссий с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса. В зависимости от уровня комиссии роль участников избирательного процесса в назначении ее членов с правом как решающего, так и совещательного голоса неодинакова. Членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса назначают Государственная Дума, Совет Федерации Федерального Собрания и Президент Российской Федерации (по пять членов ЦИК РФ). Ни избирательные объединения, ни тем более кандидаты в депутаты Государственной Думы, становящиеся фигурантами избирательного процесса уже после формирования ЦИК РФ, в определении ее постоянного состава не участвуют. Зато они влияют на определение состава всех других избирательных комиссий.

По Законам «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» законодательные (представительные) и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, представительные органы местного самоуправления, формирующие составы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных, территориальных и участковых комиссий, обязаны назначить не менее одной трети состава комиссий на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации (для избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и окружных комиссий) и (или) в представительных органах местного самоуправления (для территориальных и участковых избирательных комиссий).

Может быть, не все избирательные объединения, которые имеют фракции в указанных органах, избранных ранее, станут участниками этой избирательной кампании. Но все равно важно, чтобы они полностью использовали предоставленную им возможность, поскольку только в этом случае избирательные комиссии станут коллегиями, действующими независимо от органов государственной власти и должностных лиц разного ранга, принимающими законные, обоснованные решения, обеспечивающие «чистоту» избирательной кампании.

По смыслу Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избирательные объединения и избирательные блоки, имеющие свои фракции в названных органах, представляют кандидатов в состав избирательных комиссий, которые являются членами соответствующих политических общественных объединений. Практически во все избирательные комиссии избирательные объединения могут предложить кандидатуры из числа своих членов, если они на местах имеют свои подразделения. Однако, как известно, не все избирательные объединения опираются на разветвленную сеть местных организаций. Поэтому объективно они не могут заполнить своими кандидатами вакансии членов всех комиссий, особенно территориальных и участковых. Закон, предвидя такую ситуацию, установил, что в этих случаях не менее одной трети состава избирательных комиссий формируется на основе предложений других политических общественных объединений.

Понятно, что эти объединения в ходе избирательной кампании могут получить статус избирательных объединений, выдвигающих своих кандидатов, определяющих уполномоченных представителей и доверенных лиц. Но тогда может возникнуть положение, при котором в составе комиссии станут действовать и принимать решения лица, прямо заинтересованные в определенном исходе выборов. Да и предложенные фракциями действующей Государственной Думы члены избирательных комиссий могут превратиться в кандидатов избирательных объединений, участвующих в выборах, или кандидатов от территориальных избирательных округов. Вот почему закон определил, что кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, близкие родственники зарегистрированных кандидатов (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и сестры, внуки, дедушки, бабушки), а также лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов, не могут быть членами избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Иное дело - члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Они не участвуют в принятии комиссиями решений, обязательных для исполнения, хотя имеют возможность быть в курсе всех дел комиссий и гарантировать гласность их работы, следить за тем, чтобы в их практике не было перекосов в пользу того или иного кандидата или избирательного объединения. Совещательный голос обеспечивает должную меру влияния избирательных объединений и кандидатов на деятельность избирательных комиссий, придает ей необходимую сбалансированность и объективность.

В соответствии с новым Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации федеральный список кандидатов, могут назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, в каждую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, в каждую окружную, территориальную, участковую избирательную комиссию.

Зарегистрированный по одномандатному избирательному округу кандидат вправе назначить по одному члену с правом совещательного голоса в окружную избирательную комиссию, зарегистрировавшую данного кандидата, а также в каждую территориальную и участковую избирательную комиссию того одномандатного избирательного округа, по которому этот кандидат зарегистрирован.

Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие зарегистрированного кандидата по одномандатному избирательному округу и не выдвигавшие кандидата по федеральному списку, также вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.

Число членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса зависит от числа кандидатов или списков кандидатов, зарегистрированных соответствующими комиссиями. Чем больше, скажем, зарегистрировано кандидатов в одномандатном избирательном округе, тем больше членов комиссии с правом совещательного голоса может быть назначено в состав комиссий всех уровней, действующих на территории этого избирательного округа.

Чтобы воспользоваться указанным правом, кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения или избирательного блока надо направить официальные документы в соответствующую избирательную комиссию, председатель которой вносит назначенных лиц в списки ее членов с правом совещательного голоса, выдает им удостоверение, знакомит с порядком работы комиссии и статусом члена комиссии с правом совещательного голоса.

На прошлых выборах далеко не все избирательные объединения и кандидаты реализовали эти возможности, хотя в действовавшем тогда Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» было зафиксировано сходное с нынешним право избирательных объединений и кандидатов. Лишь на уровне Центральной избирательной комиссии, комиссий субъектов Российской Федерации и окружных комиссий это право было реализовано относительно полно. А до уровня территориальных и участковых комиссий многие кандидаты и некоторые избирательные объединения не дошли. И напрасно! Если бы и здесь были члены комиссий с правом совещательного голоса, меньше возникало бы споров и звучало обвинений в адрес комиссий в нарушении законности, слабой защите избирательных прав граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: