Полные и краткие формы прилагательных в функции сказуемого могут составлять стилистические или семантические варианты.
1) Краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску: Лекция интересна и поучительна.
Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретный признак: Мысли ясны. Девочка красива.
2) Полные формы прилагательных употребляются обычно в разговорной речи: Лекция интересная и поучительная.
в) Полная форма указывает на постоянный признак, краткая — на временный: девочка красивая (вообще), девочка красива (в данный момент).
3) Полные и краткие формы прилагательного могут составлять семантические варианты, т. е. иметь разные лексические значения: мальчик глухой — мальчик глух (к просьбам).
4) Краткие формы не употребляются или употребляются ограниченно для обозначения некоторых цветов: голубой, коричневый, розовый, фиолетовый.
5) В качестве однородных членов выступают либо только полные формы, либо только краткие: Его медлительный голос был тих и серьёзен. Девушка была высокая, красива и весела (в одном ряду употреблены полная и краткие формы — в результате допущена речевая ошибка)
|
|
6) При образовании кратких форм прилагательных с безударным -енный (естественный, торжественный) наблюдаются колебания: и скусственный — искусствен, искусственен; торжественный — торжествен, торжественен и т. п.
В настоящее время эти варианты равноправны, они закрепились во всех стилях, но более употребительной является усеченная форма (на -ен ).
7) Притяжательные и относительные прилагательные в речи могут заменяться синонимичными формами косвенных падежей имен существительных: мамина книга — книга мамы, каменная стена — стена из камня.
Но в ряде случаев такие сочетания различаются по значению: походка старика — стариковская походка (переносное значение), роспись стены — стенная роспись (терминологическое значение).
Б) Формы степеней сравнения прилагательных.
Типичные ошибки при образовании форм степеней сравнения прилагательных:
1. Одновременное использование форм сравнительной и превосходной степеней: более веселее (надо: более весёлый), самый высочайший (надо: высочайший, самый высокий).
2. Образование сравнительной степени от относительных прилагательных: более литературный текст, менее лиственный лес (ошибки!).
3. Образование форм превосходной степени путём присоединения к прилагательным в форме нулевой степени приставки наи-: наихороший (надо: лучше, самый хороший, наилучший), наивысокий (надо: высочайший, самый высокий).
Имя числительное
|
|
1. Допустимы вариантные формы творительного падежа простых и сложных числительных: в осьмью — восемью (устар.), пятьюдесятью — пятидесятью (устар.).
2. Составные количественные числительные, заканчивающиеся на два, три, четыре, сочетаются с существительными, употребляющимися только в форме множественного числа (сутки, ворота и др.) Рекомендуется говорить: двадцать два дня, в течение двадцати двух суток, двадцать две штуки иголок, брюки в количестве двадцати двух штук.
3. В сочетании два (три, четыре) и более управляемое существительное употребляется в форме родительного падежа единственного числа: ч етыре и более ценных документа, два и более хороших предложения, три и более варианта.
4. Предлог по управляет дательным и винительным падежами имени числительного: по одному варианту, по тысяче книг, по три ручки, по двое ножниц, по триста рублей, по сто билетов. Могут применяться и двоякие формы: по пяти копеек — по пять копеек, по сорока мест— по сорок мест.
5. Если в составе числительного есть слова два, три, четыре, двести, триста, четыреста, то все сочетание употребляется в форме винительного: п о двадцать две пары, по двести пять рублей.
6. Собирательное числительное оба (обе) употребляется в соответствии с родом существительного; различение форм сохраняется в косвенных падежах: о ба стакана, обе тетради, у обоих друзей, с обеими сестрами.
7. Собирательные числительные двое, трое, четверо обычно сочетаются с:
* с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: двое сирот, трое мальчиков;
* с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое брюк, трое ножниц, четверо суток;
* ссуществительными дети, ребята, люди: двое ребят, трое детей, четверо людей;
* сличными местоимениями мы, вы, они: нас двое, их пятеро, вас четверо;
* с субстантивированными существительными: вошли трое, четверо в шапках.
8. Возможно параллельное употребление сложных слов, в составе которых есть элемент дву- (двух-). В терминах, специальных словах чаще используется первый: двуспальная кровать — двухспальная кровать; двуствольное ружье — двухствольное ружье.
Местоимение
1. Речевые ошибки могут быть связаны с образованием ненормативных местоимений: Ихняя школа победила в соревновании,
2. Довольно распространенная ошибка — неудачный выбор одного из синонимичных притяжательных местоимений (мой — свой, твой — свой...): Помогает ли то, что ты воспитываешь тебя самого?
3. Нагромождение местоимений порой создает неясность текста: Туго приходилось ему, когда он с ним вступал в борьбу.
4. Личные местоимения в устной речи часто дублируют подлежащее (эту ошибку можно рассматривать и как синтаксическую): Эта студентка, она всегда посещает занятия.
5. После любого простого предлога, а также после производных предлогов возле, впереди, мимо, окол о и др., употребляющихся с родительным падежом, к личному местоимению прибавляется начальное н: прийти к нему, сказать за нее, сделать для них, стоять возле них, пройти мимо нее, идти впереди них
Не добавляется начальное н к личному местоимению, если используются предлоги: внутри, вне, а также производные предлоги вопреки, благодаря, согласно, наперекор, соответственно: внутри его (цилиндра), вне их (условий); вопреки ему, навстречу ей, подобно им, благодаря ему, вопреки ему (здравому смыслу).
Не добавляется начальное н к личному местоимению, если использованы предложные сочетания (предлог + существительное): в отношении его, при помощи его, не в пример им.
Не добавляется начальное н, если местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия: с тарше его, выше ее, лучше их.
6. Если личному местоимению предшествует определительное весь, то допустимы обе формы: у всех их — у всех них, для вес их — для всех них.
|
|
7. Нормативной является форма у нее; форма у ней является разговорной: у нее красивые глаза.
Глагол
1. Глагольные формы, как и формы других частей речи, могут быть представлены в вариантах: Много видел он кручины на своем веку (И. Никитин); Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? (А. С. Пушкин); И никто с начала мира не видал такого пира (А. С. Пушкин).
В этих текстах употреблено одно слово, проявляющееся в стилистических вариантах: в идел — общеупотребительный, литературный вариант, видал — разговорный.
В определенном функциональном стиле употребляются и варианты повелительного наклонения глагола: уведоми, закупори — разговорный вариант, уведомь, закупорь — книжный.
Но варианты повелительного наклонения могут быть и равноправными: выкини — выкинь, выстави — выставь.
2. Варианты могут быть и семантическими: движет — руководит (Им движет чувство ответственности); двигает — передвигает (Он двигает кресло).
Смешение семантических вариантов приводит к ошибке.
3. Трудности возникают при образовании форм прошедшего времени: сох или сохнул, промокший или промокнувший.
а) Нормой является выпадение суффикса -ну- во всех формах прошедшего времени приставочных глаголов: промокнуть — промок, промокший.
б) Бесприставочные глаголы в формах прошедшего времени имеют суффикс -ну-: мокнуть — мокнул, мокнувший.
4. Деепричастия совершенного вида с основой на гласный звук могут употребляться в двух формах: с суффиксом -в- и с суффиксом -вши-.
Пора уснуть уж наконец, п ослушавши, как царь-отец рассказывает сказки (А. С. Пушкин);
Князь пошел, забывши горе, сел на башню, и на море стал глядеть он... (А. С. Пушкин);
К рукаву припав лицом, на пригретом взгорке меж товарищей бойцов лег Василий Теркин?
(А. Твардовский).
Формам на -вши присущ просторечный характер, формы на -в- — общеупотребительны.
5. Глаголы дерзить, чудить, дудеть, затмить, убедить, победить, ерундить, колесить, пылесосить, очутиться, шкодить не имеют формы 1-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени и относятся к группе недостаточных глаголов. Для указания на действие 1-го лица следует использовать описательные конструкции: надеюсь не колесить по городу долго, сумею затмить славой.
|
|
6. Не могут относиться к одному лицу (предмету) глаголы галдеть, обступить, толпиться: ученики галдят на перемене, дети обступили воспитателя, ребята толпятся в столовой.
7. Глаголы полоскать, колыхать, плескать, рыскать, капать и некоторые другие образуют две формы настоящего времени: п олощет (лит.) — полоскает (разг.); к олышет (лит.) — колыхает (разг.); к аплет (лит.) — капает (разг.) и др.
8. Различаются книжные (с гласным о) и разговорные (с гласным а в корне) формы глаголов: п одытоживать — подытоживать, обусловливать — обуславливать, сосредоточивать — сосредотачивать, уполномочивать — уполномочивать.
9. Не имеют форм повелительного наклонения глаголы хотеть, жаждать, гнить, мочь. Надо: Ты должен жаждать успехов. Ты должен победить.
10. От глаголов бежать, лечь, прилечь, испечь образуются следующие формы повелительного наклонения: бежать – беги(те), лечь – ляг(те), прилечь – приляг(те), испечь – испеки(те).
11. Для глагола ехать нормативна форма повелительного наклонения поезжай.
ПРЕДЛОГ
1. Предлоги из—в, с—на антонимичны по значению: п ойти в школу — вернуться из школы, прибыть на Кавказ — вернуться с Кавказа.
2. Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом: б лагодаря родителям, согласно документу, вопреки предсказаниям. Нельзя: благодаря аварии я попал в больницу.
3. Нельзя заменять предложные сочетания беспредложными по аналогии с белорусским языком. Нельзя: Мне болит голова. Радоваться на детей, учиться у школе, находиться в нас. Надо: У меня болит голова. Радоваться детям. Находиться у нас. Учиться в школе
4. Синонимичны предлоги по и о при глаголах, передающих душевное состояние человека, чувства: с кучать по дому — скучать о доме, тужить по другу — тужить о друге, плакать по сестре — плакать о сестре, тосковать по отцу — тосковать об отце.
Предложный падеж употребляется при личных местоимениях 1-го и 2-го лица множественного числа: тоскуют по вас, скучаем по нас, НО: по ним.
В форме единственного числа личные местоимения сочетаются с обоими падежами: скучаю по нём – скучаю по нему.
5. Предлог ввиду предполагает будущее событие, вследствие – прошлое: ввиду ожидаемого урагана, вследствие нелётной погоды, вследствие произошедшего ДТП.
6. Предлоги навстречу, подобно, наперекор употребляются с дательным падежом: навстречу опасностям, подобно морю, наперекор судьбе.
7. Предлог меж употребляется с родительным падежом, предлог между – с творительным: меж двух берёз, между небом и землёй.
Задание А-4
Синтаксические нормы
(построение предложения с деепричастием)
Выбирая правильное продолжение предложение, начинающегося с деепричастного оборота, надо знать, что деепричастие является добавочным по отношению к основному действию, поэтому и основное, и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель—подлежащее, выполняющее оба действия).
Правильно:
Готовясь к ЕГЭ по русскому языку…
Ø {ученик} повторял синтаксис простого предложения.
Ø решаю сложные тексты (1-2 л. изъяв. н)
Ø тщательно повторяйте пройденное (повелит. накл.)
Ø необходимо повторить пройденный материал (Н.Ф.Г. в значении пов. н.)
Задание А-5