«Исследование неполноценности органов» («Studie ber die Minderwertigkeit von Organen») (1907)
Не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект занимают центральное место в личности и выступают факторами развития каждого человека.
Чувство неполноценности вызывается как органическими - морфологическими и функциональными недостатками органов, аномалиями органов, их функций и др., так и субъективными факторами - ощущением природной слабости, трудностей в социальных отношениях и др.
«Суть дела — и это меня действительно тревожит — в том, что он сводит на нет сексуальное желание, и наши оппоненты вскоре смогут заговорить об опытном психоаналитике, выводы которого радикально отличаются от наших. Естественно, в своем отношении к нему я разрываюсь между убеждением, что его теории однобоки и вредны, и страхом прослыть нетерпимым стариком, который не дает молодежи развиваться.»
Из письма З. Фрейда К. Юнгу.
1911 г. – создание «Общества свободных психоаналитических исследований» (впоследствии «Ассоциация индивидуальной психологии»).
«Я очень рад что наконец-то избавился от банды Адлера»
Из письма З. Фрейда К. Юнгу.
«Адлер вошел в группу (позднее превратившуюся в Венское психоаналитическое общество) сформировавшимся молодым профессионалом, уже разрабатывавшим собственное научное мировоззрение. Он не был ни последователем, ни «учеником» Фрейда и никогда не подвергался тренировочному анализу.»
Р. Фрейджер, Д. Фэйдимен «Теории личности...», 2009.
«О нервном характере» (1912)
Основные положения индивидуальной психологии:
• Чувство неполноценности является стимулом психического развития индивида.
• Человек стремится преодолеть свою неполноценность: чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стремление к его преодолению в форме стремления к превосходству, к власти над окружающей средой.
Существуют три группы условий, способствующих появлению чувства неполноценности в раннем детстве:
1. Наличие физических недостатков, воспринимаемых как жизненные препятствия;
2. Гиперопека детей, у которых в связи с этим не возникает чувство собственной ценности;
3. Дефицит родительского внимания, в результате которого формируются дети, у которых затрудняется процесс кооперации и сотрудничества в обществе.
• С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели, которая организует весь поток психической активности в определенном направлении.
• Цель вырабатывается индивидуально и задает целостную индивидуальную личностную структуру – «стиль жизни».
• Эти важнейшие образования складываются к 4-5 годам.
• «Стиль жизни» - это выражение «Я» как некой целостности, как личности, это - продукт творчества индивида, отражающий его уникальность, неповторимость.
• Человеческое бытие социально, человек не является изолированным существом, действующим независимо от социального окружения, в котором он живет.
• Только посредством социального общения индивид становится частью общества.
• Социальное чувство (или социальный интерес) выражает связи между людьми в человеческом обществе.
• Это чувство развивается в трех основных жизненных сферах: в профессиональной деятельности, в социальных контактах с другими людьми, в любви и браке.
Мишель Петруччиани
«Люди не понимают простую истину. Ведь чтобы быть человеком, не обязательно иметь двухметровый рост. Главное, что у тебя в голове, а не какое у тебя тело.»
«Не благодарите меня за музыку. Она доставляет мне удовольствие, и я играю ее для себя. Позвольте мне сказать вам спасибо за то, что вы даете мне возможность делать вас счастливыми. Звучит несколько эгоистично, но именно от этого у меня поднимается настроение».
Людвиг Ван Бетховен
«…как одиноко и печально провел я последние два года: глухота, точно призрак какой-то, являлась мне повсюду, я избегал людей, казался мизантропом, на которого так мало похож. Раньше я постоянно хворал, а сейчас — телесные мои силы, а вместе с тем и духовные с некоторого времени всё больше крепнут. С каждым днём я все ближе к цели, которую чувствую, но не могу определить. Только этим может жить <… > Бетховен. Не надо покоя! Иного покоя, кроме сна, я не признаю. Вы должны видеть меня счастливым. Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть меня не удастся. О, как прекрасно жить тысячекратной жизнью!». (1802 г.)
• Личность, не обладающая способностью к кооперации, не может решить этих трех важнейших для каждого человека проблем и получает в своем развитии отклоняющееся от нормы невротическое направление, а также может развиваться по пути преступного поведения или превращения в трудного ребенка.
• Нормальная личность с хорошо развитым социальным интересом хорошо компенсирована. Невротическая же личность характеризуется увеличивающимся чувством неполноценности, неразвитым социальным интересом и преувеличенной активной целью к достижению превосходства.
• Карл Густав Юнг (1875-1961)
• «Психология бессознательного» (1912)
Либидо – это психическая энергия, выражающая интенсивность жизни, она имеет различные формы своего проявления в разные периоды человеческого развития, сексуальность есть только одна из таких форм.