Тема 11: Типология урока, как основной формы организации обучения

Задание 1. На основании изучения и анализа педагогической литературы сравните классификации типов уроков, выделяя авторские подходы к классификации и основные структурные компоненты.

Авторские типологии Основополагающий принцип Структурные компоненты
С.В. Иванов: -Вводные уроки;     -уроки первичного ознакомления с материалом;   - уроки образования понятий, установления законов, правил;     - уроки применения полученных знаний на практике;   - уроки навыков;   - уроки повторения и обобщения;   - контрольные уроки, смешанные уроки. воспроизведение как теоретического, так и практического материала, связанного с намеченными для решения задачами.   введение понятия, установление свойств изучаемых объектов, построение правил, алгоритмов.     Обобщающее изучение всего объекта в целом.   воспроизведение и коррекция необходимых знаний и умений; анализ заданий и способов их выполнения; подготовка требуемого оборудования, самостоятельной выполнение заданий; рационализация способов выполнения заданий; внешний контроль и самоконтроль в процессе выполнения заданий. деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.     Повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей им системы знаний.     Имеют целью получение данных об уровне подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими технических знаний, умений и навыков. Вводное слово учителя; актуализация знаний; ознакомление с перспективами изучения нового материала и его значением для учащихся, с методами достижения поставленной цели. сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности; подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. ознакомление с новым материалом; первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;постановка задания на дом; подведение итогов урока.   Подготовка учащихся к восприятию нового объекта; изучение объекта в его расчлененном виде; задание на дом.   Воспроизведение теоретических знаний; постановка задачи; решение задачи; итог и задание на дом.   Выяснение целей и задач предстоящих упражнений; актуализация нужных правил; выполнение упражнений совместно с учителем; самостоятельное выполнение упражнений под контролем учителя. Подготовка учащихся к усвоению нового; усвоение нового; закрепление новых знаний при помощи повторения и применения полученных знаний на практике; упрочение соответствующих навыков и умений при помощи упражнений; проверка и оценка знаний; задание на дом.
И.Н. Казанцев: - уроки с разнообразными видами занятий;   - уроки в виде лекций;     - уроки в виде бесед;   - уроки – экскурсии;   - киноуроки;     - уроки самостоятельной работы учащихся;   - лабораторные занятия. .;Позволяет в большей степени проявить и самостоятельность в применении знаний, максимальном их углублении;   оптимальное сочетание их обучающих, воспитывающих, развивающих функций, научность, проблемность, системность, ясность изложения и активизация мышления слушателей, доказательность и аргументированность суждений, учет особенностей аудитории, сочетание теории и практики, сочетание логики изложения с творческой импровизацией преподавателя, использование дидактических материалов и технических средств. диалог между учителем и учащимися преимущественно по вопросам учителя. Представ­ляет собой цельное, логически связанное рассуждение, начинающее­ся постановкой цели и завершающееся выводами.     это форма организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Именно экскурсии позволяют объединить учебный процесс в школе с реальной жизнью для непосредственного знакомства учеников с предметами и явлениями естественного окружения.   с помощью экрана активизировать внимание ребят, обострить их интерес к предмету, облегчить восприятие нового материала, сделать его более впечатляющим.   овладение научными знаниями, практическими умениями и навыками во всех формах организации обучения, как под руководством учителя, так и без него.     овладение системой средств и методов экспериментально-практического исследования; развитие творческих исследовательских навыков учащихся; расширение возможностей использования теоретических знаний для решения практических задач.   Обсуждение заданий, темы, способствующих развитию интереса учащихся к предмету; Может быть проведен в форме собеседования, семинара, конференции, ролевой игры, зачетного задания, дискуссии и т.д.; водная часть — ознакомление с темой, планом, целью, задачами лекции и рекомендуемой литературой; главная часть — раскрытие темы лекции в соответствии с заявленным планом и авторским видением проблемы; заключительная часть — выводы и обобщения, подводящие итоги лекции.     Учитель, опираясь на имеющиеся у школьников знания, с помощью вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала, к последующим выводам и обобщениям. Беседа активизирует умственную работу учащихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос — задача, которую решают учащиеся. 1 этап — предварительная подготовка; 2 этап — выезд к изучаемому объекту; 3 этап — обработка материалов экскурсии и итоговая беседа по ее результатам.   1. Краткое вступительное слово учителя, в котором сообщаются фильмо – графические данные и сообщается цель просмотра ленты. 2. Задание по рядам (или отдельным группам), с целью вызвать внимание к отдельным материалам, документам, использованным в фильме. 3. Просмотр фильма с последующим комментарием учителя (если есть в этом необходимость). 4. Беседа по содержанию фильма. 5. Заключительное слово учителя. 6. Организация дальнейшей работы «Домашнее задание». целенаправленное управление самостоятельной деятельностью учеников посредством формулировки темы-проблемы, ее расшифровки через план или схему, указания основных и дополнительных источников, вопросов и заданий для самоконтроля осваиваемых знаний, заданий для развития необходимых умений и навыков, сроков консультаций и форм контроля.   обсуждение учителем задания с группой, ответы на вопросы ее членов; самостоятельное коллективное исполнение задания посредством чтения, практической деятельности, распределения частных заданий между участниками рабочей группы; консультации учителя в процессе обучения; обсуждение и оценка полученных результатов членами рабочей группы; письменный или устный отчет учащихся о выполнении задания; контрольное собеседование учителя с представителями рабочих групп.    
В.А. Онищук: - урок усвоения новых знаний;     - урок усвоения умений и навыков;     -урок комплексного применения знаний;     - урок обобщения и систематизации;   -урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков;     - комбинированный урок. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности школьников. Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся. Мотивация учебной деятельности школьников.     Актуализация опорных знаний и действий учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. Анализ задания, раскрытие способов решения творческих его элементов     Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятии, их категорий и систем, от них - к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета. Проверка глубины осмысления знаний и степени обобщения их.   Выявление уровня овладения учащимися комплексом знаний и   Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.     Сообщение темы, цели, задач урока.Восприятие и первичное осознание учащимися нового материала. Осмысление объективных связей и отношений в изучаемом материале и раскрытие внутренней сущности изучаемых явлений. Обобщение и систематизация знаний.Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Сообщение темы, цели, задач урока. Изучение нового материала. Первичное применение приобретенных знаний. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков. Творческий перенос знаний и навыков в новые или измененные условия с целью формирования умений. Итоги урока. Сообщение домашнего задания. Подготовка необходимого оборудования. Самостоятельное выполнение практической части работы. Обобщение и систематизация знаний и способов выполнения действий. Контроль учителя, самоконтроль и взаимоконтроль. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Мотивация учебной деятельности школьников. Сообщение темы, цели, задач урока. Обобщение отдельных фактов, событий, явлений. Повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки. Итоги урока.Домашнее задание. Мотивация учебной деятельности учащихся и сообщение темы, цели и задач урока. Проверка знаний фактического материала. Проверка знаний учащимися основных понятий. Применение учащимися знаний в стандартных условиях. Применение учащимися знаний в нестандартных условиях Сбор заданий. Итоги урока. Организация учащихся к занятиям; повторительно-обучающая работа по пройденному материалу; работа по осмыслению и усвоению нового материала; работа по закреплению изложенного материала; работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков; задавание домашнего задания.
М.И. Махмутов: - урок изучения нового учебного материала;     -урок совершенствования знаний, умений и навыков;     - урок обобщения и систематизации;   - комбинированный урок;   - урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации.   организация учебной деятельности учащихся на уроке предполагает одновременно с повторением и применение знаний в несколько измененной ситуации, и систематизацию знаний, и закрепление, упрочение умений и навыков, их совершенствование не только в пределах изучаемой темы, но и на межтематическом и межпредметном уровне. установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предмета в целом, и проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов — четверти, полугодия и за весь год обучения.   Эффективность и результативность комбинированного урока зависят не от абсолютизирования его структуры, а от четкого определения целевых установок урока, от ответа учителя на вопрос о том, чему он должен научить учащихся, как использовать занятия для разумной организации их деятельности.   Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей. Работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного, придание изложению нового материала проблемного характера, использование учителем ярких примеров, фактов, подключение учащихся к обсуждению их, подкреплению тех или иных теоретических положений собственными примерами и фактами, использование наглядно-образного материала и технических средств обучения. а) систематизация и обобщение новых знаний; б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; г) формирование умений и навыков; д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков. Уроки обобщения и систематизации предусматривают все основные виды уроков, которые применяются в рамках всех пяти типов уроков. Спецификой же их является то, что учитель каждый раз при проведении урока заранее обозначает вопросы - проблемы для повторения, указывает заранее источники, которыми учащимся необходимо воспользоваться, проводит при необходимости обзорные лекции, задает задания учащимся для коллективно-группового их выполнения вне урока, проводит консультации как групповые, так и индивидуальные, собеседования по ходу подготовки учащихся к предстоящему уроку, дает рекомендации по самостоятельной работе. В старших классах наиболее распространенным видом уроков. а) организация учащихся к занятиям; б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке; в) введение учителем нового материала и организация работы учащихся по его осмыслению и усвоению; г) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике; д) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению; е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока. вводная объяснительная часть (инструктаж учителя и психологическая подготовка учащихся к выполнению предстоящей работы — решению задач, написанию сочинения, диктанта, творческой работы и т.п.); основная часть— самостоятельная работа учащихся, оперативный контроль, консультации учителя для поддержания у учащихся спокойствия и уверенности в своих силах и в том, что они делают; заключительная часть— ориентировка учащихся в предстоящем изучении нового раздела, темы курса.
И.Ф. Харламов: - Комбинированный урок;   - урок изложения материала;   - урок закрепления;     - урок повторения, систематизации и обобщения;   - урок проверки и оценки знаний. Сочетание различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т. д.     Посвящены работе над новым материалом и проводятся преимущественно в средних и старших классах, при изучении объемного и сложного материала.     Уроки закрепления знаний несут особую коррекционную нагрузку: это уроки тренировки самостоятельности, работоспособности, воли. восстановление, закрепление и систематизацию накопленных учениками знаний.   применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения. Организационный этап, этап проверки домашнего задания, этап всесторонней проверки знаний, этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний этап усвоения новых знаний этап закрепления новых знаний, этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. Организационный этап, Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний,Этап усвоения новых знаний, Этап закрепления новых знаний, Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению. Организационный этап, Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний,Этап закрепления знаний, Этап информации о домашнем задании. . Организационный этап, Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний,Этап повторения, Этап обобщения и систематизации изученного, Этап информации о домашнем задании.   Обоснование целей и задач урока, мотивация учебной работы.Организация деятельности обучающихся путем постановки вопросов, выдачи заданий индивидуального характера.Выполнение заданий.Выявление степени понимания изученного материала, оценка учебных достижений обучающихся, обобщение результатов работы, выводы, рефлексия, подведение итогов Информация о задании на дом (СРС), мотивация дальнейшей учебной работы    

 

Задание 2. Обоснованно ответьте на вопросы:

Какую типологию вы считаете наиболее оптимальной?

Наиболее оптимальной является типология урока М.И. Махмутова, т.к. исключает шаблонность в проведении уроков, расширяет рамки творческого мастерства учителя при разработке методической подструктуры каждого в отдельности взятого урока, элементами которой будут различные виды деятельности учителя и учащихся, их пошаговые движения к достижению, реализации цели урока

Какие типы уроков преобладали во время обучения в школе?

Во время обучения в школе преобладали комбинированный урок, урок усвоения ЗУН, урок закрепления знаний, обобщающее повторение, урок-лекция, контрольный урок.

 

Задание 3. Проанализируйте структуру уроков и раскройте особенности подходов к ее определению, определите тип урока.

Задание 3. Проанализируйте структуру уроков и раскройте особенности подходов к ее определению, определите тип урока.

Урок 1.

- комбинированный урок, на котором сочетаются различные виды работы - объяснение, закрепление, проверка, подведение итогов и т. д.

Урок 2.

- урок формирования и закрепления умений и навыков, где основное внимание уделяется практической деятельности.

Урок 3.

- урок формирования (сообщения) новых знаний, на котором основное внимание уделяется изучению нового материала.

Урок 4.

- комбинированный урок, на котором сочетаются различные виды работы - объяснение, закрепление, проверка, подведение итогов и т. д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: