Современное государство регулирует торговлю с другими странами. Известны две противоположные формы торговой политики – протекционизм (protection – защита) и свободная торговля (free trade). На ранних этапах развития мирового рынка многие государства придерживались протекционизма для стимулирования национальной экономики, обеспечения активного торгового баланса. Так, Дж. Ст. Миль признавал необходимость протекционизма в качестве временной меры на период становления какой-либо отрасли. В ХIХ веке одним из главных защитников протекционизма был немецкий экономист Ф. Лист. Принципы свободной торговли отстаивал Д. Рикардо.
Протекционизм выгоден монополиям, т. к. конкуренция иностранных товаров мешает удерживать монопольные цены, к тому же приходится следить за качеством своих товаров. В протекционизме заинтересованы некоторые группы работников, опасающихся потерять рабочие места. Присутствие на внутреннем рынке импортных товаров усиливает конкуренцию и способствует оздоровлению нерентабельных отраслей национальной экономики, что нередко протекает в болезненной форме. Несомненно, что возникающие новые отрасли, напротив, требуют протекционизма, государственной поддержки. Основная масса населения выигрывает от свободной торговли, когда на внутреннем рынке много разнообразных товаров по доступным ценам.
|
|
Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности
Лицензирование
Способы распределения лицензий
1. Аукцион (продажа лицензий) – осуществляется на конкурсной основе, считается наиболее эффективным механизмом распределения лицензий, т.к. он обеспечивает максимальную конкуренцию между экспортерами, желающими получить тендер.
2. Система явных предпочтений – лицензии закрепляются за фирмами пропорционально размерам их импорта за определенный период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных производителей. Этот способ направлен, в первую очередь, на поддержание тех производителей, которые могут пострадать из-за введения квот.
3. Распределение лицензий на внеценовой основе – выдача лицензий тем компаниям, которые продемонстрировали свою способность наиболее эффективно осуществлять импорт и экспорт товаров. Это наиболее трудоемкий способ, поскольку предполагает создание экспертной комиссии, разработку специальных критериев, обеспечивающих объективность и обоснованность принимаемого решения по предоставлению лицензий.
Товаросопроводительные документы
По Правилам определения страны происхождения товара СНГ к полностью произведенным в данном государстве относят:
|
|
- полезные ископаемые, добытые на территории страны;
- выращенную и собранную растительную продукцию;
- живых животных, родившихся и выращенных в стране;
- произведенную в ней продукцию охотничьего, рыболовного и морского промысла.
Когда в производстве товара участвуют две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критерием «достаточной переработки», который вырабатывается:
1. правилом, требующим изменения товарной позиции классификационного кода товара на уровне любого из первых четырех знаков;
2. перечнем производственных или технологических процессов, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из этой страны, где использовались эти процессы.