Виды цен. Состав и структура цены на продукцию промышленного производства

Тема 10. Цены и ценообразование

1. Понятие цены. Факторы ценообразования. Функции цен.

2. Виды цен. Состав и структура цены на продукцию промышленного производства.

3. Методы формирования цен.

4. Мировые цены: понятия, виды, особенности формирования.

Понятие цены. Факторы ценообразования. Функции цен

В рыночной экономике цена является наиболее распространенной категорией. С помощью цены определяются различные показатели – объемы производства, потребления и обращения, стоимость основных, оборотных фондов и прочих ресурсов, результаты и эффективность использования всех видов ресурсов.

Согласно Хозяйственному кодексу Украины, цена (тариф) являются денежным выражением стоимости продукции (работ, услуг), которую реализуют субъекты хозяйствования.

Цена является существенным условием хозяйственного договора и определяется в гривнах. При заключении внешнеэкономических контрактов цены могут устанавливаться в иностранной валюте по соглашению сторон.

 

В ценовом механизме следует различать две составляющие: первая - сами цены, их виды, структура, динамика; вторая – ценообразование как способ формирования цен.

Согласно современной неоклассической теории, формирование и движение цен происходит под влиянием множества факторов, основными из которых являются издержки производства, соотношение спроса и предложения, состояние денежной системы, степень государственного регулирования цен, качество товара, взаимоотношение между продавцом и покупателем, объём поставок, условия платежа и другие.

Значение цен в рыночной экономике определяется их основными функциями.

Первичной функцией цены следует считать измерительно - информационную. С помощью цен представляется возможность измерить и выразить в денежных единицах разнообразные по своей натуральной форме товары, а также соизмерить ценности разных товаров, благодаря чему цена приобретает учетную функцию. Наряду с учетом цена, как измеритель, может представлять один из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении. Отсюда вытекает возможность использования цен в качестве инструмента регулирования и саморегулирования товарно-денежных процессов.

Распределительная функция цен выражается в том, что с их помощью представляется возможным распределять стоимость продукта таким образом, чтобы часть её в виде себестоимости возвращалась производителю, а другая часть поступала бы в бюджет в виде налога на добавленную стоимость (НДС), акцизного сбора, других обязательных платежей и сборов.

Цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в росте объёмов производства и повышении качества продукции, что, как следствие, приводит к увеличению суммы, вырученной от продаж, и прибыли.

Социальная функция цен обусловлена их влиянием на изменение структуры и объемов потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи.

Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах национальной экономики, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

 

Виды цен. Состав и структура цены на продукцию промышленного производства

Обычный массовый товар проходит три стадии товародвижения: предприятие – оптовая торговля; оптовая торговля – розничная торговля; розничная торговля – потребители. Соответственно этим стадиям товародвижения выделяют оптовые и розничные цены.

Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями в условиях оптовой торговли. Оптовые цены применяются в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также на продукцию, реализуемую через снабженческие организации, специализированные магазины, товарные биржи, а также через другие организации, продающие товары оптом в значительном количестве. По оптовым ценам обслуживается более 61% всего валового общественного продукта.

Различают оптовые цены предприятия и оптовые цены торговли (промышленности).

По оптовым ценам предприятия продукция отпускается снабженческо-сбытовым организациям, а также собственному капитальному строительству.

Оптовые цены предприятия определяются на основе полной плановой себестоимости единицы продукции (С) и планируемой (ожидаемой) прибыли (П):

. (10.1)

Оптовые цены предприятия служат для планирования и учета объемов производства, производительности труда, а также для определения финансовых результатов деятельности предприятия.

Оптовые цены торговли (промышленности) определяются на основе оптовых цен предприятия и дополнительно включают затраты и прибыль снабженческо-сбытовых организаций, а также все виды косвенных налогов (НДС, акцизный сбор, таможенные пошлины и др.).

По оптовым ценам торговли обслуживается оборот продукции между предприятиями, а также снабженческо-сбытовыми организациями и предприятиями.

Розничные цены обслуживают оборот продукции между предприятием или снабженческо-сбытовыми организациями и населением, который осуществляется через розничную торговлю. Розничные цены отличаются от оптовых цен на сумму торговой надбавки. Торговая надбавка представляет собой затраты торговых организаций по реализации продукции (издержки обращения) и их прибыль.

По розничным ценам продукция поступает на потребительский рынок для продажи индивидуальным покупателям при относительно небольшом объеме каждой продажи.

Наряду с ценами на продукцию промышленного производства используются:

-закупочные – цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию государству, а также промышленным предприятиям для последующей переработки;

-сметная стоимость – цены, по которым оплачивается продукция строительства (здания, сооружения);

-цены и тарифы на услуги населению – особый вид розничных цен на коммунальные и бытовые услуги, здравоохранение и т.д.

Субъекты хозяйствования могут использовать в хозяйственной деятельности свободные цены, государственные фиксированные и регулируемые цены.

Свободные цены устанавливаются на все виды продукции (работы, услуги) за исключением тех, на которые устанавливаются государственные цены.

Свободные цены устанавливаются субъектами хозяйствования самостоятельно по соглашению сторон и формируются под воздействием конъюнктуры рынка и закона спроса и предложения. Переход от фиксированных государственных к свободным рыночным ценам называется либерализацией цен.

Там, где рынок не может обеспечить саморегулирование, используются государственные фиксированные и регулируемые цены.

Государственные фиксированные и регулируемые цены устанавливаются государственными органами управления на ресурсы, которые оказывают значительное влияние на общий уровень и динамику цен, а также на продукцию и услуги, которые имеют существенное социальное значение для населения.

Государственные цены устанавливаются на продукцию (услуги) естественных монополистов. Перечень ресурсов, продукции, на которые устанавливаются государственные цены, утверждается Кабинетом Министров Украины.

На продукцию и услуги коммунальных предприятий могут быть установлены коммунальные цены.

Государственное регулирование цен реализуется на основе сочетания административных и косвенных (экономических) методов регулирования.

Административное регулирование заключается в непосредственном участии государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования.

К мерам административного регулирования цен относятся:

1. «Замораживание» цен на отдельные товары.

2. Установление фиксированных государственных и коммунальных цен и тарифов.

3. Контроль за ценами, устанавливаемыми отдельными крупными монополиями, на основе регламентации и контроля методов учёта затрат производства продукции.

4. Установление предельного уровня рентабельности на производство продукции.

5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок.

6. Декларирование цен и др.

Экономическое регулирование основано на косвенном воздействии на цены при помощи различных экономических инструментов – учетной ставки процентов, налогов, дотаций, доходов, валютного курса, экспортно-импортных пошлин и квот.

В условиях рыночных отношений в системе ценообразования широко используются договорные цены.

Договорные цены – это цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцом и покупателем.

Договорные цены на продукцию производственно-технического назначения устанавливаются на начальных стадиях её создания, что стимулирует снижение затрат и, следовательно, увеличение прибыли.

Наряду с приведенными видами цен, в хозяйственной практике применяют ряд других групп цен – по способу установления (твердые, текущие, скользящие); с учетом фактора времени (постоянные, сезонные, ступенчатые); по условиям поставки и продажи (цена-нетто – цена на месте купли-продажи; цена – брутто – с учетом затрат по доставке товаров, наличия и уровня скидок, условий страхования); трансфертные цены, используемые при реализации продукции между подразделениями одного предприятия или разных предприятий, входящих в объединение.

Состав цены определяется значением элементов цены, а структура цены – удельным весом отдельных элементов в составе цены, выраженных в процентах или относительных единицах.

Важнейшими составляющими цены являются себестоимость, прибыль и косвенные налоги – налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, таможенные пошлины и др. При реализации товаров или услуг продавец, получая налоговые суммы, перечисляет их в бюджет. По сути, в данном случае продавец выступает в роли сборщика налогов. Налоги в цене являются одними из основных источников формирования доходов государственного бюджета и фактором регулирования уровня цен.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это косвенный налог, который по своей экономической сути является формой изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости, созданной на всех стадиях производства и обращения товара. Он включается в виде надбавки к цене товаров, работ, услуг и полностью оплачивается конечным потребителем.

Плательщиками НДС являются предприятия и организации всех форм собственности, осуществляющие производственную и коммерческую деятельность на территории Украины, объем налогооблагаемых операций по продаже товаров (работ, услуг) которых на протяжении двенадцати календарных месяцев превышал 3600 необлагаемых минимумов доходов граждан. Плательщиками налога являются также лица, которые ввозят товары на таможенную территорию Украины.

База налогообложения операций по продаже товаров (работ, услуг) определяется согласно их договорной (контрактной) стоимости, определяемой по свободным (регулируемым) ценам (тарифам) с учетом акцизного сбора, ввозной пошлины, других обязательных платежей, которые включаются в цену товара (работ, услуг).

От НДС освобождаются операции социального содержания; услуги государственных органов культуры и охраны здоровья; операции учреждений образования; отдельные операции производственного содержания (например, оказание услуг по перевозке пассажиров местным и пригородным пассажирским транспортом и др.); другие операции (бесплатная приватизации жилого фонда в многоквартирных домах, оказание благотворительной помощи, оплата стоимости фундаментальных исследований за счет средств Государственного бюджета Украины и др.).

Ставка НДС устанавливается в размере 20% от базы налогообложения и включается в цену товаров (работ, услуг). По нулевой ставке облагаются операции по продаже товаров, которые были экспортированы плательщиком налога за пределы таможенной территории Украины. По ставке 6% облагается стоимость товаров лесного хозяйства и рыболовства; по ставке 9% - стоимость товаров сельскохозяйственного производства.

При исчислении себестоимости продукции затраты на приобретаемое сырьё, материалы, энергию учитываются без НДС.

Сумма НДС для внесения в бюджет определяется как разница между суммой налога, полученной от покупателей за реализованную им продукцию, и суммами налога, уплаченными поставщикам топливно-энергетических, сырьевых, материальных ресурсов, за выполненные работы сторонним организациям.

Акцизный сбор – это косвенный налог на потребителей, устанавливаемый на отдельные высокорентабельные и монопольные товары. Акцизный сбор включается в цену подакцизных товаров.

Плательщиком акцизного сбора являются субъекты предпринимательской деятельности, которые производят подакцизную продукцию на территории Украины либо импортируют такие товары (продукцию) на таможенную территорию Украины.

Объектом акцизного сбора является оборот по реализации произведенных в Украине подакцизных товаров либо таможенная стоимость товаров, которые импортируются на таможенную территорию Украины.

Акцизный сбор определяется в твёрдой сумме с единицы реализованных товаров или по ставкам в процентах от оборота по реализации подакцизных товаров.

Отпускная цена товара с учетом акциза определяется по формуле:

(10.2)

где А - ставка акциза в процентах от отпускной цены.

Ставки акцизов устанавливаются соответствующим законодательством и зависят от вида подакцизного товара.

Сумма акцизного сбора определяется по формуле:

, (10.3)

где Q - объем реализации подакцизных товаров в натуральных единицах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: