Основными способами формирования цены товара являются: затратный метод, параметрический метод, метод текущих цен, агрегатный метод, метод точки безубыточности

Наиболее распространенным является затратный метод ценообразования.

Суть затратного метода состоит в том, что цена товара непосредственно зависит от издержек производства и обращения, представляющих затраты в денежной форме на производство и реализацию единицы товара.

В качестве издержек могут использоваться средние издержки в расчете на единицу товара, предельные издержки или издержки на основе калькуляции, т.е. бухгалтерского расчета затрат по отдельным элементам.

При определении цен на основе полных издержек производства цена товара рассчитывается как сумма полной себестоимости (С) и прибыли (П), устанавливаемой исходя из принятой нормы прибыли или рентабельности:

Ц = С + П (10.4)

При затратном методе цены формируются с позиций производителя (продавца) товара и являются по существу ценами производителя. Затратный метод не учитывает текущий спрос, конкуренцию и другие факторы рыночной среды. Однако такой метод ценообразования является самым распространенным по ряду причин:

-продавцы лучше знают свои издержки, чем состояние спроса;

-использование данного метода большинством производителей сводит ценовую конкуренцию к минимуму.

Модификацией затратного метода ценообразования является метод, основанный на делении затрат производства на переменные (Сv) и постоянные(CF) расходы:

Ц= Сv + , (10.5)

где Побщ - общая масса прибыли от реализации объема продукции Q.

Метод ценообразования на основе анализа безубыточности и получения целевой прибыли предполагает установление цены на таком уровне, чтобы выручка от реализации товаров покрывала затраты на производство безубыточного объема продукции и обеспечивала бы получение целевой прибыли.

В зависимости от особенностей продукта и типа рынка могут использоваться различные модификации метода текущих цен. Разновидностью метода текущих цен является параметрический метод ценообразования.

Параметрический метод ценообразования чаще используется при определении цены на новую продукцию. В основе метода лежат количественные зависимости между затратами (ценой) и основными потребительскими свойствами продукции, входящей в параметрический ряд. Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и (или) технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями основных технико-экономических параметров.

Разновидностями параметрического метода ценообразования являются метод удельных показателей; метод регрессионного анализа; бальный метод.

Метод удельных показателей основан на использовании зависимости между ценой товара и одним из основных параметров, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены товара параметрического ряда.

Удельная цена определяется на основе базового (аналогичного) изделия:

, (10.11)

где Цб - цена базового изделия;

Рб – один из основных параметров базового изделия.

Цена нового изделия (Цн):

Цн = * Рн, (10.12)

где Рн – значение основного параметра нового изделия.

Метод регрессионного анализа основан на получении уравнения множественной регрессии между ценой и параметрами изделий, относящихся к данному параметрическому ряду.

При методе баллов цена данного изделия определяется на основании цены базового изделия. На основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает интегральную оценку технико-экономического уровня изделия. Цена на новое изделие при этом методе рассчитывается по формуле:

(10.13)

, 10.14)

где Цб – цена базового изделия, выбранного в качестве эталона;

Ббi – бальная оценка i-ого параметра базового изделия;

Бнi - бальная оценка i-ого параметра нового изделия;

-ценовой показатель за один балл;

γi – весомость i-ого параметра.

Модификацией параметрического метода ценообразования является агрегатный метод. Он применяется к товарам, состоящим из отдельных изделий (например, мебельный гарнитур), либо к товарам, состоящим из элементов, деталей, узлов. Цена товара определяется суммированием цен отдельных конструктивных составляющих изделия, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: