Транспорт и таможенные операции

Тема 11 Управление перевозками грузов внешнеэкономического комплекса

Транспорт и таможенные операции

Транспортные операции в данной работе рассматриваются как операции, обеспечивающие выполнение контрактных обязательств по перемещению товаров с территории одного государства на территорию другого государства, т. е. с пересечением границы или границ и потому тесно связаны с выполнением таможенных формальностей. Поэтому целесообразно, хотя бы вкратце, рассмотреть особенности проведения этих формальностей.

Таможенная политика является составной частью экономической и внешнеэкономической политики каждого государства. Она представляет собой скоординированную деятельность органов государства по применению таможенных пошлин, таможенных налогов и сборов, взимаемых при импорте (и реже при экспорте товаров), а также таможенных процедур и других средств для достижения определенных экономических, финансовых и торгово-политических целей. Цель взимания таможенных пошлин при импорте – защита внутренних производителей путем снижения конкурентоспособности импортных товаров на рынке. Цель взимания пошлин при экспорте -сдерживание вывоза товаров, на которые неудовлетворен спрос собственных потребителей, либо вывоз которых нежелателен.

Существуют два основных вида таможенной политики -протекционизм и "свободная торговля". Первый предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика "свободной торговли" направлена на всемерное поощрение импорта товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин.

Важным средством осуществления таможенной политики является таможенный тариф. Он представляет собой систематизированный перечень товаров, облагаемых пошлинами, т. е. денежными сборами, взимаемыми с товаров при пересечении ими границы страны. Более 100 стран мира в настоящее время применяют таможенные тарифы.

Таможенные тарифы разных стран имеют свои особенности.

Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Наиболее высокие пошлины содержит колонка ставок общего тарифа (для государств, не пользующихся режимом наибольшего благоприятствования). Значительно более низкие пошлины содержит колонка договорных пошлин, которые закреплены в результате договоренностей в рамках ГАТТ.

Колонка преференциальных ставок пошлин, которые действуют в отношении развивающихся стран, с которыми данное государство связано соглашением о предоставлении более благоприятного таможенного режима.

По способу взимания пошлины делятся на специфические (взимаются с единицы веса, объема и пр. в фиксированном размере в национальной валюте) и адвалорные (устанавливаются в процентах от цены товара). Для использования адвалорных пошлин требуется проведение таможенной оценки товара, за базу для взимания пошлин принимается цена товара, указанная в счете-фактуре. Таможенная стоимость товара включает в его цену и расходы по транспортировке и страхованию, т. е. подсчитывается на условиях СИФ.

Исчисление пошлин с веса производится с веса брутто и нетто. Таможенный вес брутто может исключать внешнюю транспортную упаковку в отличие от общепринятого понятия. А вес нетто может включать непосредственную упаковку, в которой реализуется товар.

 


Наибольшее распространение получили адвалорные пошлины.

Таможенное обложение в странах Запада находится на относительно низком уровне. Ставки пошлин повышаются в зависимости от степени обработки товаров. Импорт промышленного сырья, как правило, осуществляется беспошлинно или облагается крайне низкими пошлинами, в то время как на полуфабрикаты и особенно на готовые изделия ставки пошлин существенно возрастают.

Ставки пошлин стран Запада основываются с января 1988 г. на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС). Главными ее элементами являются Номенклатура Гармонизированной системы (НГС) и ее Основные правила классификации товаров. Заинтересованные лица могут ознакомиться с публикациями этих документов и найти ответы на конкретные вопросы по ГС в библиотеке ВНИКИ по адресу: г. Москва, ул. Пудовкина, 4.

Таможенным тарифам принадлежит важная роль в регулировании импорта развивающихся стран. Средний уровень обложения пошлинами ввозимых в большинство из них товаров намного выше, чем в промышленно развитых государствах.

Тарифные барьеры национальных рынков этих стран составляют от 50-100% и выше. Наряду с пошлинами в таможенные тарифы многих развивающихся стран включаются фискальные сборы и разнообразные налоги.

Таможенные тарифы восточноевропейских государств имеют в разных странах разное количество колонок, ставки адвалорные. Уровень пошлин повышается в зависимости от степени обработки товара.

Юридической базой для российских предпринимателей по таможенному обслуживанию является Закон "О таможенном тарифе" (Постановление Верховного Совета РФ № 5003-1 от 21 мая 1993 г.), введенный в действие с 1 июля 1993 г. Постановлением № 5221-1 от 18 июня 1993 г. Он определяет структуру тарифа, устанавливает виды и структуру таможенных пошлин, порядок и методологию таможенного обложения, важнейшие торгово-политические условия таможенного режима и связанные с этим действия субъектов внешнеэкономической деятельности. Таможенный тариф России построен на базе Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД), представляющий собой "российский вариант" ГС. Желающим познакомиться с подробностями рекомендуем книгу Н. И. Мовчан "Таможенные вопросы в деятельности российских предпринимателей", 5-е издание, г. Москва, АО Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1994 г.


Для успешного прохождения таможенной границы необходимо оформление целого ряда документов. Основным из них является таможенная декларация - заявление распорядителя груза, представляемого им таможне для выяснения таможенных формальностей при импорте или экспорте товаров. Кроме того, к таможенным документам относятся экспортные, импортные и валютные лицензии, свидетельство о происхождении товара, консульская фактура, транзитные документы, ветеринарные, санитарные и карантинные свидетельства.

Таможенная декларация содержит номер грузового документа, по которому товар принят на таможню (в портовых таможнях также наименование судна, на котором прибыл товар), тарифное наименование товара или ссылку на соответствующую статью таможенного тарифа, цену и стоимость партии товара. В ней дается также перечень обычно прилагаемых к ней документов (счет, отгрузочная спецификация, сертификат о качестве и т. д.).

Грузовая таможенная декларация (ГТД) является солидным документом, состоящим из 4 сброшюрованных листов, и содержит 54 графы, часть из которых заполняется декларантом (40), а часть -таможенным учреждением. ГТД заполняется на каждую партию товаров или имущества при условии, что в отношении них установлен один и тот же таможенный режим. При наличии партии товаров или имущества нескольких наименований используются добавочные листы, каждый из которых позволяет декларировать товары или имущество трех наименований, если таможенный режим указанных в них товаров совпадает с таможенным режимом товаров, указанных в декларации.

Добавочные листы заполняются в 4 экземплярах и представляются вместе с декларацией. Добавочный лист содержит 47 граф, которые заполняются аналогично соответствующим графам ГТД.

Листы грузовой таможенной декларации распределяются следующим образом:

первый лист - остается в таможне;

второй лист - для Государственного таможенного комитета РФ;

третий лист - для лица, осуществляющего расчеты по таможенным платежам;

четвертый лист - для органа государственной статистики РФ.

ГТД и ДЛ при импорте в РФ и экспорте из РФ имущества заполняются в трех экземплярах (без экземпляра для статистики). Оба документа заполняются на русском языке на пишущей машинке или на печатающем устройстве компьютера.

Декларирование от имени организации-декларанта в Рф осуществляют специально уполномоченные лица с оформлением доверенности, оно может осуществляться через таможенного брокера, с которым заключается договор.

Товары могут декларироваться и предъявляться к оформлению в месте расположения декларанта и нахождения груза (товара), а могут - в месте расположения таможенного учреждения, куда и доставляются оформляемые грузы. По согласованию с таможней могут быть определены и иные варианты места декларирования и проведения таможенного контроля. Товары декларируются таможенному органу РФ, в котором производится таможенное оформление товаров.

Транспортные средства, перевозящие товары, декларируются одновременно с товаром. Морские, речные и воздушные суда декларируются в порту или аэропорту прибытия на таможенную территорию РФ, либо в порту или аэропорту отправления с таможенной территории РФ. Порожние транспортные средства декларируются при пересечении таможенной границы РФ (Кодекс, разд. IV, гл. 26, ст. 170).

От пошлины освобождаются в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" (ст. 35) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации во время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретение за границей в связи с ликвидацией аварии (поломка) данных транспортных средств.

Особый таможенный режим установлен Кодексом (раздел И, ст. 35, 37) для транзита товаров, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами РФ, в том числе через территорию иностранного государства без внесения таможенных пошлин, налогов. Транзит товаров производится с разрешения таможенного органа РФ.

Кодекс (разд. Ill, ст. 110) устанавливает следующие таможенные платежи при перемещении товаров через таможенную границу РФ:

1. Таможенная пошлина;

2. Налог на добавленную стоимость;

3. Акцизы;

4. Сбор за выдачу лицензий таможенными органами РФ;

5. Сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста

по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

__^r^-~~6. Таможенные сборы за таможенное оформление;

7. Таможенные сборы за хранение товаров;

8. Таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

9. Плата за информирование и консультирование;

10. Плата за принятие предварительного решения;

11. Плата за участие в таможенных аукционах.

Кодекс (разд. Ill, ст. 164 -166) устанавливает права и обязанности таможенного перевозчика, которым может быть предприятие, обладающее правами юридического лица и получившее лицензию Государственного таможенного комитета РФ на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: