ТЕМА № 11. Правовое регулирование монополистической деятельности

1. Хозяйствование и конкуренция. Антимонопольное регулирование

2. Формы недобросовестной конкуренции.

3. Понятиемонополистической деятельности Доминирующее положение субъекта хозяйствования.

4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

 

1. Термин «конкуренция» происходит от лат. «конкурро» – сталкиваться. Речь идет о соперничестве, в котором, как принято считать, побеждают наиболее эффективные участники. Конкуренцию считают самым важным элементом рынка как хозяйственной системы. В рыночном хозяйстве участниками конкурентной борьбы являются, прежде всего, фирмы, которые соревнуются друг с другом за рынок сбыта. Однако в конкуренции участвуют и отдельные люди – они соперничают на рынке труда, предлагая работодателям свой труд разной квалификации за различную заработную плату. Наконец, в рамках мирового хозяйства происходит конкуренция разных стран, каждая из которых стремится опередить другие страны (или догнать ушедших вперед) в борьбе за лучшие условия для своих граждан и для отечественных предпринимателей.

Современная конкуренция является регулируемой. Антимонопольное регулированиеявляется необходимых компонентов обеспечения социально-экономического консенсуса интересов участников дело­вых отношений. Конкуренты совместно противостоят мо­нополизации рынка, а реализует эту их общую заинтере­сованность «центр» (государство). Регулирование конкуренции подчинено главной задаче - недопущению монополизации рынка.

Антимонопольное регулирование – это деятельность государства, направленная на ограничение доминирующего положения субъектов хозяйствования на рынке с целью обеспечения интересов государства и общества. В РБ оно осуществляется на основе Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», Гражданского кодекса РБ, Постановление Министерства экономики Республики Беларусь «Об утверждении инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь» и другие нормативные правовые акты.

Основные направления антимонопольного регулирования:

· контроль за действиями субъектов хозяйственной деятельности;

· поощрение добросовестной конкуренции, поддержка деятельности предприятий – конкурентов монополистам;

· создание условий для эффективного функционирования рынков;

· ограничение и пресечение монополистической деятельности;

· защита прав субъектов предпринимательства и потребителей;

· реорганизация хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке; и др.

Белорусское антимонопольное законодательство определяет следующим образом конкуренцию:

Конкуренция -состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

 

2. Недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации;

Формы недобросовестной конкуренции:

Все действия, способные вызвать смешение в отношении хозяйствующих субъектов, товаров или предпринимательской деятельности конкурентов, в том числе:

незаконное использование хозяйствующим субъектом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), наименования места происхождения товара на товарах, их упаковке, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, в рекламных материалах, печатных изданиях и иной документации;

введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации участников гражданского оборота или их товаров;

незаконное копирование внешнего вида товара другого хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, когда копирование товара или его частей (узлов, деталей) обусловлено исключительно их техническим применением;

введение в гражданский оборот товаров другого хозяйствующего субъекта с использованием собственных средств индивидуализации товара, если иное не предусмотрено договором, заключенным между хозяйствующими субъектами.

Утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать хозяйствующий субъект, товары или предпринимательскую деятельность конкурента, в том числе в результате:

распространения хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в средствах массовой информации, рекламных и иных изданиях, через любые электронные средства массовой информации и иными способами ложных, недостоверных, искаженных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, научно-технических и производственных возможностях, товарах конкурента;

распространения хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в любой форме и любыми способами заявлений, которые содержат информацию, порочащую деловую репутацию хозяйствующего субъекта либо его учредителя (участника, собственника имущества) или работника, и могут подорвать доверие к хозяйствующему субъекту как производителю товаров.

Указания или утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, свойств, способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в том числе осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки.

Действия, противоречащие требованиям законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе:

призывы, обращения к другим хозяйствующим субъектам, иные действия или угроза действием со стороны хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц в целях бойкотирования или препятствования предпринимательской деятельности конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить;

распространение хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами ложных заявлений и сведений о собственном товаре в целях сокрытия несоответствия его своему назначению или предъявляемым к нему требованиям в отношении качества, потребительских и иных свойств;

действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на препятствование формированию деловых связей конкурента, на их нарушение или расторжение, в том числе в целях вступления в деловые отношения с его деловым партнером;

действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на внутреннюю дезорганизацию предпринимательской деятельности конкурента и (или) его делового партнера, в том числе на получение, использование, разглашение, склонение к разглашению информации, составляющей коммерческую тайну конкурента, без его согласия либо предоставление работникам конкурента различных имущественных и иных благ с целью склонения этих работников к невыполнению трудовых обязанностей или переходу на предполагающую такие блага работу.

 

3. Монополистическая деятельность -противоречащие законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.

Признаки монополистической деятельности:

1. противоправность, так как она в любой форме запрещена законодательством под угрозой применения различных видов юридической ответственности;

2. проявляется как в активной форме (действия), так и путем бездействия;

3. антиконкурентный характер, проявляющийся в ограничении, устранении или недопущении конкуренции на товарном рынке;

4. наличие специфического субъектного состава (субъекты хозяйствования);

5. наносит вред другим субъектам хозяйствования и потребителям.

При монополии на рынке один продавец имеет дело со многими покупателями и является монополистом. Он вне конкуренции и поэтому сам определяет цену и качество продаваемых товаров, однако произвольно повышать цену он не может, так как повышение цены автоматически снижает спрос, а это ведет к уменьшению прибыли.

В действующем законодательстве РБ закреплено понятие правомерной монополии и формы запрещенной монополистической деятельности.

Законодательство защищает правомерные монополии от конкуренции, исходя из того, чтоих функционирование эффективнее при отсутствии конкуренции. К правомерной монополии относится государственная, естественная и чрезвычайная монополии

государственная монополия система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности (в том числе предпринимательскую) имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномоченных субъектов права

естественная монополия – система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары;

Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

К ним относятся:

· транспортировка энергоресурсов;

· железнодорожные перевозки;

· услуги связи и т.д.

чрезвычайная монополия – система общественных отношений на товарном рынке, санкционированная государством на определенный период, при которой конкуренция отсутствует или ограничена.

Формы монополистической деятельности, за которые субъект может быть привлечен к ответственности:

1. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке;

2. Соглашение (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: